Александра Гришкина
Психологическое сопровождение ребенка, поступающего в школу
▼ Скачать
Педагогами - психологами отмечается, что многие дети приходят в первый класс школы недостаточно готовыми к школьному обучению. В связи с этим в моей практике существует запрос как к педагогу - психологу ДОУ на помощь в определении и формировании психологической готовности детей к школе.
Публикация «Психологическое сопровождение ребенка, поступающего в школу» размещена в разделах
В процессе обучения первоклассники испытывают заметные трудности, связанные с адаптацией к условиям систематического обучения, усвоением учебного материала, поддержанием необходимого уровня дисциплины и т. д. Это говорит о том, что существующие формы обеспечения готовности ребенка к школе недостаточно эффективны, что требуется специальная система помощи ребенку, которая бы готовила его к обучению в начальной школе.
Психологическая готовность определяется системой требований, предъявляемых к ребенку школой : ответственное отношение к учебе, произвольное управление поведением, систематичное и планомерное овладение знаниями, установление произвольных форм общения с учителем, налаживание контактов с товарищами по учебе.
В начале изучения данной проблемы необходимо выделить основные компоненты «готовности к школе» :
1. Мотивационный компонент предполагает отношение к учебной деятельности, как к общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний. Предпосылка возникновения этих мотивов – общее желание детей поступить в школу и развитие любознательности.
2. Интеллектуальный компонент предполагает достижение достаточно высокого уровня развития познавательных процессов (дифференцированное восприятие, произвольное внимание, осмысленное запоминание, наглядно-образное мышление, первые шаги к овладению логическим мышлением).
3. Волевой компонент - умение ребенка действовать в соответствии с образцом и осуществлять контроль путем сопоставления с ним как с эталоном (образец может быть дан в форме действий другого человека или в форме правила).
4. Коммуникативный компонент - наличие произвольно - контекстного общения со взрослыми и кооперативно - соревновательного со сверстниками.
5. Речевой компонент предполагает овладение грамматикой и лексикой языка, определенная степень осознанности речи, становление форм (внешняя - внутренняя, диалогическая - монологическая) и функций (общения, обобщения, планирования, оценивания и т. д.) речи.
6. Физиологический компонент - (навыки самообслуживания, состояние общей моторики, уровень физической подготовленности, состояние здоровья, правильное телосложение, осанка).
Роль психолога важна в развитии практически всех компонентов готовности к школе. Психолог должен занять активную, опережающую позицию, состоящую в моделировании и выстраивании образовательной среды на этапе перехода ребенка из детского сада в школу. Занимая эту позицию, я строю свою работу путем организации психологического сопровождения, смыл которого, заключается в содействии гармоничному психическому развитию ребенка, в сохранении его индивидуальности, в обеспечении «безболезненной» адаптации к изменяющейся социальной ситуации и воспитании готовности к активному взаимодействию с окружающим миром.
В работе с будущими первоклассниками, особую роль я отвожу формированию положительного отношения к школе. Для достижения этой цели я использую сказкотерапию:
Коррекционные сказки Панфиловой М. А. «Лесная школа»;
Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников Белинской Е. В. ;
Терапевтические сказки и истории, придуманные известными сказкотерапевтами и практическими психологами.
В результате сказкотерапии ребятам становится легче рефлексировать свои поступки, осознавать причину волнений через сказочные образы. Типичное описание школьных атрибутов, класса, школьных правил позволяет снизить школьную тревогу у детей, сформировать позитивные модели поведения в реальной жизни. В сказках школьные правила представлены в стихах, благодаря чему они легко воспринимаются и запоминаются детьми. Закрепление данных правил отображается в рисунках детей.
Так же при подготовке дошкольников к школьному обучению я использую методы кинезиологии.
У большинства дошкольников недостаточно развита общая и мелкая моторика, слабо развита координация движений, графо-моторные навыки,
невысокий уровень сформированности зрительно – пространственных представлений, поэтому очень важно в каждом возрастном периоде помогать
детям в формировании базисных функций устной и письменной речи.
Именно поэтому в работе с дошкольниками большую роль я отвожу развитию общей и мелкой моторики, точных действий руки. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Занятия устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга.
Работа проводится индивидуально или с подгруппой по 6 человек.
Цели:
— развитие межполушарной специализации;
— развитие межполушарного взаимодействия;
— синхронизация работы полушарий;
— развитие мелкой моторики;
— развитие способностей;
— развитие памяти, внимания, речи;
— развитие мышления;
— устранение дислексии.
Продолжительность занятий — 10 – 15 мин.
В начале учебного года я провожу диагностику, позволяющую определить развитие психических процессов и выявить нарушение поведения у детей с помощью методик, разработанных Д. Б. Элькониным, А. Л. Венгером и др. («Графический диктант», «Беседа о школе» и др.). А также использую тестовые задания в занимательной форме (с помощью различных книг с цветными картинками, карточками с заданиями) для проверки развития памяти и мышления детей 5-7 лет. При подборе методов я соблюдала ряд важных условий. Методы короткие и простые. Задания соответствуют возрастным особенностям и интересам детей. Интересы связаны со знакомыми видами деятельности и концентрируются в сфере воображения и наглядно-образного мышления (игра, рисование и т. д.). Обследование происходит на материале, понятном и интересном детям. Уровень сложности заданий подобран так, чтобы ребёнок мог его выполнить.
Обследование строится в соответствии с особенностями функционирования нервной системы детей 5—7 лет. Результаты тестирования помогают вовремя заметить нарушения в психическом развитии дошкольника.
Возникшие проблемы мы решаем на коррекционно - развивающих занятиях, которые я провожу в течение всего учебного года с детьми подготовительных групп. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25-30 минут.
Работая с детьми в группе, помимо развития необходимых познавательных процессов, я уделяю внимание формированию социально-психологической зрелости, развитию навыков общения и совместной деятельности. Все занятия имеют между собой смысловую связь и строятся на понятном детям материале. Для формирования положительного отношения к школе на занятиях я использую такие упражнения как «Хорошо или плохо?», «Слова на букву». Для развития памяти, внимания, мышления, воображения: «Запомни точно», «Корректурная проба», «Выложи по образцу», «Волшебные квадратики», «Продолжи ряд», «Нос-пол-потолок», «Летает, не летает» и др. В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие мелкой моторики: «Пальчиковая гимнастика», «Работа в тетрадях». Для развития детей умения конструктивно общаться, налаживать дружеские взаимоотношения, на занятиях я использую следующие упражнения: «Поменяйтесь местами все, кто…», «Совушка-сова», «Путаница», «Ручеек».
Результатом коррекционно - развивающей работы является развитием у детей:
— наблюдательности и коммуникативных способностей;
— произвольного внимания;
— зрительной, слухоречевой памяти;
— тонкой и грубой моторики;
— активизации воображения;
— способности логически мыслить;
— пространственных представлений;
— способности адекватно оценивать свою работу.
В конце учебного года (апрель) я провожу мониторинг психологического здоровья детей подготовительных к школе групп. Моя диагностика дошкольников имеет большое значение. Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению с целью проведения с ними дальнейшей развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации, поскольку плохо подготовленный к обучению ребёнок уже в первом классе начинает отставать от сверстников.
Я не только обследую детей, но и намечаю пути коррекции на оставшееся время до учёбы в школе (с апреля по август). Для этого я провожу коррекционно - развивающие мероприятия для детей, имеющих по результатам диагностики средний и низкий уровень развития.
Провожу консультации для педагогов и родителей на тему «Психологическая готовность детей к школе» (с учётом результатов мониторинга).
В непосредственно образовательную деятельность в подготовительных группах я включаю свою работу, которая заключается во внедрении в некоторых областях учебной программы психолого - педагогических игр, упражнений (я присутствую в образовательной деятельности или даю практический материал воспитателю для работы).
Важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению к школе является взаимодействие педагогов и родителей. Большое значение имеет также повышение психолого – педагогической культуры родителей, поскольку не каждая семья способна в полной мере реализовать весь комплекс воспитательных возможностей.
Основными направлениями организации работы с родителями дошкольников являются следующие виды и формы:
в начале каждого учебного года я участвую в общем родительском собрании, на котором представляю материал по диагностики обследования высших психических функций детей;
провожу психологические консультации для родителей будущих первоклассников;
организую тематические уголки для родителей по темам: «Готов ли ваш ребенок к школе?», «Что положено знать и уметь поступающему в школу ребенку», «Советы родителям будущих первоклассников».
Так же с начала учебного года я предлагаю родителям методические рекомендации в виде буклетов и листовок, в целях просвещения и обогащения знаний в области подготовки детей к школе.
Работа с педагогами детского сада проводиться в соответствии с годовым планом по следующим направлениям:
консультативно-информационная помощь;
подбор игр и упражнений для дополнительных занятий с детьми со сниженными показателями познавательного развития;
памятки для воспитателей;
участие в работе ПМПк;
взаимопосещение непосредственной образовательной деятельности всех педагогов детского сада.
Таким образом, ранняя диагностика, своевременная коррекционная работа с детьми и тесное взаимодействие психолога с родителями и воспитателями детского сада, обеспечивают высокую готовность детей к обучению в школе.