МААМ-картинки

Психологическое познания школьника о взрослой жизни

Александр Владимирович Гришин
Психологическое познания школьника о взрослой жизни

В «Педагогической психологии» проанализированы проблемы обучения, воспитания, особенности личности педагога и специфика его

профессиональной деятельности. Подробно освещаются вопросы сотрудничества учителя (воспитателя) с практическим школьным психологом.

Учитывая, что отечественная психологическая наука за последние годы расширила диапазон своих поисков достижениями зарубежной науки, в учебнике существенно дополнен раздел по теории и методикам исследования психического развития и формирования личности в онтогенезе. В связи с тем что в современной школе введена психологическая служба, материал по практической психологии образования представлен в отдельной главе.

Публикация «Психологическое познания школьника о взрослой жизни» размещена в разделах

Достаточно подробно прописана глава, посвященная личности

учителя. Студент, который готовится к своей профессиональной деятельности, может прочитать учебник вопреки сложившейся последовательности, начиная не с предмета и задач, а с темы «Психология личности и профессиональной деятельности учителя». Это даст возможность обучающемуся постигать курс возрастной и педагогической психологии начиная с глубокого осознания своей профессиональной пригодности и с учетом всей сложности задач профессионализации себя как педагога. «Нужно ли и доступно ли мне все, связанное с овладением профессией учителя?» — первый и непременный вопрос на который вы должны ответить прежде всего сами себе. Если «да», то

желаем вам успехов и радости в этом творческом и прекрасном труде.

Хочется думать, что овладение курсами возрастной и педагогической

психологии поможет вам значительно повысить уровень общего психологического образования, а тем самым расширить возможности творческого развития всей вашей жизни и деятельности.

Основные цели психологического образования студентов отражены в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования и приведены нами в приложении. Старшеклассники начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Наибольший интерес проявляю т к тем предметам, которые будут важны в выбранной профессии. Значимым становится фактор успеваемости по этим предметам (если старшеклассники решил и продолжит ь образование после школы).

Подчеркнем, что центральным новообразованием периода

ранней юности становится самоопределение — профессиональное

и личностное. Старшеклассник решает, кем быт ь в своей будущей

жизни.

Заметим, что в психологии развития профессиональное самоопределение подразделяется на несколько этапов, продолжительнось которых зависит от конкретных социальных условий и индивидуальных особенностей развития личности. «Первый этап — детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и «проигрывает» отдельные элементы

связанного с ним и поведения. Второй - подростковая фантазия,

когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной

привлекательной для него профессии. Третий этап, захватывающий весь подростковый и большую часть юношеского возраста, —

предварительный выбор профессии. Четвертый — практическое

принятие решения, т. е. собственно выбор профессии, включает в

себя два главных компонента : 1) определение уровня квалификации будущего труда, объема и длительности подготовки к нему; 2) выбор специальности»

Социальные притязания школьника и выбор специальности зависят от объективных условий (социального положения, материального благосостояния семьи, уровня образования родителей, социальной престижности и т. п.). Большую роль играет профориентационная работа в школе. Специалисты подчеркивают, что профессиональна я ориентация детей (как сложная психологическая проблема) должна органически связываться с их жизненным и перспективам и и ценностным и ориентациями. Наиболее важно знакомить юношей и девушек с конкретным и примерам и удачного или неудачного выбора профессии, оказавшего существенное влияние на весь жизненный путь человека; ознакомит ь с условиями труда; учитывать, что для юношей более важен размер оплаты, а для девушек — благоприятные условия труда; учащиеся (независимо от уровня знаний) нуждаются в специальной профориентационной информации и консультации (школьная программа этих знаний не обеспечивает, и подавляюще е их большинство выбирает профессию стихийно). Квалифицированная профессиональная ориентация школьников может стать элементом свободного социального самоопределения личности в целом. При характеристике особенностей личности младшего школьника отмечалось, что дети этого возраста отличаются повышенной впечатлительностью и внушаемостью ; у них слабо развита самостоятельность Самостоятельность начинает ярко проявляться именно в подростковом возрасте. В этот период учащиеся многое могут делать самостоятельно и стремятся расширит ь сферу такой деятельности. В этом они находят возможность удовлетворения бурно развивающейся потребности быть и считаться взрослым. Потребность быть и считаться взрослым превращается в этот период в доминирующую. Прежде всего это проявляется в стремлении подростка приобщиться к жизни и деятельности взрослых. При этом в

первую очередь перенимаются более доступные, чувственно воспринимаемые стороны взрослости : внешний облик и манера поведения (виды отдыха, развлечения, косметика, различные украшения, лексикон и др.). Усвоение внешних признак в «мужской» или «женской» взрослости делает его взрослым в собственных глазах, а также, как ему кажется, и в глазах окружающих, что очень существенно в плане самосознания. Такая взрослость приобретается путем подражания. И это самый легкий способ достижения ощутимой взрослости. Часто это идет за счет усвоения чужого опыта из средств массовой информации (кино, телевидение и т. д.). Стремление быть взрослым очень ярко проявляется и во взаимоотношениях со старшими. Подросток стремится расширить свои права и ограничить права взрослых в отношении его личности, что часто приводит к возникновению конфликтов, если наблюдается полное расхождение в стремлении взрослого и подростка. Потребность быть и считаться взрослым тесно связана с потребностью в самоутверждении, что побуждает его во всех поступках ориентироваться на мнение товарищей. Учитель же для подростка не является так им непререкаемым авторитетом, как для младшего школьника.

Стремление занять достойное место в коллективе сверстников — один из доминирующих мотивов его поведения и деятельности.

Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей подросток готов на многое :

он может даже поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральным и установками. Потребностью в самоутверждении можно объяснить и многочисленные нарушения норм и правил поведения так называемым и трудными подростками. Потерять авторитет в глазах товарищей, уронить свою честь и достоинство — это самая большая трагедия для подростка. Вот почему он бурно реагирует на нетактичные замечания, которые ему делает учитель в присутствии товарищей. Такое замечание рассматривается им как унижение своей личности (аналогичные явления наблюдаются и в реакция х

подростков на замечания товарищей и родителей). На этой осное

нередко возникают конфликты между подростками и учителем, и они становятся «трудными».

Публикации по теме:

Психологическое сопровождение детей с ТНР средствами нейропсихологических игр и упражненийПсихологическое сопровождение детей с ТНР средствами нейропсихологических игр и упражнений «Психологическое сопровождение детей с ТНР средствами нейропсихологических игр и упражнений» Работая с детьми, имеющими тяжелые нарушения.

Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности школьника «Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности» Бессоновка – село, богатое культурными традициями. В.

Беседа с родителями школьников «о том, как опасно хулиганить в детстве и как это может отразиться во взрослой жизни» Не секрет, что в детстве очень нравится шутить, шалить и хулиганить. Порой, на первый взгляд, безобидная шутка, по мнению ребёнка, может.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическое познания школьника о взрослой жизни
Опубликовано: 29 апреля 2024 в 16:09
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД