Ольга Курченко
Психологическое обеспечение адаптационного периода ребенка в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Переход ребенка из одних условий существования в другие сложен всегда, а в наше время он значительно затруднен дополнительными срессирующими факторами.
В настоящее время признан приоритет семейного воспитания детей раннего возраста, однако современные социальные условия вынуждают родителей прибегать к общественным формам воспитания уже на самых ранних этапах жизни ребенка. Особенности раннего возраста взаимосвязаны с психофизическим развитием. Дети раннего возраста отличаются неустойчивостью эмоционального состояния. Разлука с близкими людьми и изменение привычного образа жизни вызывают у детей негативные эмоции и страхи. От того, насколько ребенок подготовлен к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. В этом отношении активную помощь предоставляют педагоги детского сада, и педагог-психолог, так как обладают определенными потенциальными возможностями.
Публикация «Психологическое обеспечение адаптационного периода ребенка в ДОУ» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2023
Организация взаимодействия ДОУ и семьи требует поиска новых организационных способов привлечения родителей к сотрудничеству с детским садом, к созданию условий для повышения педагогической культуры родителей.
Четкая, профессионально слаженная работа педагогов, медицинской сестры и родителей – залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста в детском саду.
Обязательным фактором успешного течения адаптации детей и родителей к среде ДОУ являются профессионализм и компетентность педагогического коллектива.
Проблема адаптации ребенка раннего возраста достаточно широко представлена в психологических и педагогических исследованиях отечественных и зарубежных ученых: Н. И. Аксариной, Р. В. Тонковой-Ямпольской, Н. Д. Ватутиной, А. А. Солнцева, М. Руттера, А. И. Баркана, где вопрос адаптации рассматривается как один из важнейших аспектов развития личности на начальном этапе становления. Эта проблема активно разрабатывается в психологических исследованиях, однако вопрос педагогического воздействия на положительный результат адаптации, проблема методов, средств, содержания и педагогических условий представлены недостаточно, а следовательно, затруднена их реализация в воспитательно-образовательном процессе.
Тенденция, существующая в теоретических разработках авторов относительно предадаптационного периода и собственно адаптационного периодов детей раннего возраста к дошкольному учреждению, сводится к следующим основным положениям:
Фазы адаптационного процесса :
Острая фаза, сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии и длится примерно 1 месяц.
Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода :
- легкая адаптация. Поведение ребенка нормализуется в течение 10-15 дней. К двадцатому дню пребывания в саду у ребенка стабилизируется сон, и малыш начинает нормально есть. Настроение бодрое, есть заинтересованность, которая между тем не отменяет утреннего плача: «НЕ ХОЧУ В САД!». Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок, достаточно легко прощается с родителями, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным. Интерес к происходящему восстанавливается в течение двух недель при участии взрослого. Речь затормаживается, но ребенок может откликаться и выполнять указания взрослого. К концу первого месяца восстанавливается активная речь. Возникает не более одного легкого заболевания, сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменяется.
- адаптация средней тяжести. Негативные изменения в поведении нормализуются в течение месяца. Нарушения в общем состоянии ребенка выражены ярче. Сон нормализуется лишь через 20-40 дней. Аппетит восстанавливается примерно в эти же сроки. Настроение неустойчивое в течение месяца, плаксивость проявляется в течение всего дня. Поведенческие реакции восстанавливаются к концу первого месяца пребывания в детском саду. Отношение ребенка к близким – эмоционально возбужденное (плач, крик при расставании и встрече). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речь либо не используется в качестве инструмента общения, либо речевая активность замедляется. В игре ребенок не пользуется приобретенными навыками, игра ситуативная. Отношение к взрослым и детям избирательное. Легкие заболевания – до двух раз, сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменяется или несколько снижается, могут наблюдаться такие проявления, как бледность, тени под глазами, пылающие щечки, шелушение кожи, длиться в течение полутора-двух недель.
- тяжелая адаптация. Тяжелая адаптация длится от двух до шести месяцев. Ребенок плохо засыпает (сон не продолжительный, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами; аппетит снижается сильно и надолго, могут возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, нарушения стула, бесконтрольны стул. Настроение безучастное, ребенок много плачет, поведенческие реакции нормализуются к концу второго месяца пребывания в саду. Отношение к близким взрослым – эмоционально-возбужденное. Отношение к детям – отторжение или агрессия, ребенок отказывается от участия в совместной деятельности. Речью в качестве инструмента общения не пользуется, или имеет место задержка речевого развития. Игра ситуативная, кратковременная. Могут наблюдаться такие проявления и состояния, как рвота, дрожание подбородка, пальчиков, неуправляемое поведение, стремление спрятаться от взрослых, истерические реакции.
Адаптация ребенка к новым социальным условиям протекает подчас очень болезненно. Когда он впервые приходит в детский сад, происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми, ломка привычных форм жизни. Это резкая смена условий существования может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, а нередко сказывается и на здоровье ребенка.
Для ребенка, не посещавшего детское учреждение, непривычно все: отсутствие близких, присутствие незнакомых взрослых, большое количество детей, новый распорядок дня и т. п. Обращение персонала с детьми также резко отличается от того, к которому они привыкли дома. Новая обстановка выводит ребенка из равновесия и нередко вызывает у него бурные реакции.
Не всегда родителям удается облегчить процесс привыкания детей. Чтобы ребенок мог сравнительно безболезненно переступить порог детского сада, легче и быстрее привыкнуть к новым требованиям, педагоги своевременно организует подготовку к приему новичка.
Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовывать методику проведения режимных процессов с семьей.
Для оптимизации процесса адаптации педагоги используют следующее: беседы с родителями, анкетирование, наблюдения за ребенком, развивающие игры.
Сведения о ребенке воспитатели получают в процессе беседы с родителями, а также в ходе наблюдений за ребенком в первые дни его пребывания. Уже в процессе первых наблюдений воспитатель может получить достаточно важную информацию о степени «проблемности» ребенка, его темпераменте, интересах, особенностях общения со взрослыми и сверстниками и т. д. Однако наибольшее внимание следует уделить особенностям протекания процесса адаптации. Для этого на каждого ребенка ведется индивидуальный адаптационный лист, в котором ежедневно, с момента поступления ребенка в ДОУ, фиксируются результаты наблюдения за ним по выделенным критериям.
Ведение адаптационного листа позволяет отследить особенности привыкания малыша к ДОУ и наметить ряд профилактических мероприятий для облегчения адаптационного периода. Кроме того, в ходе бесед важно, чтобы воспитатель установил контакт с родителями, помог снять тревогу за малыша, информировал бы о протекании адаптационного периода, ориентировал на активное взаимодействие.
В первые дни пребывания ребенка в группе является минимальным. Утреннее кормление желательно проводить дома. Для детей, у которых уже сформировался ряд отрицательных привычек, рекомендуется назначать в первые дни приходить только на прогулку. Укладывание спать, желательно проводить на шестой день пребывания в детском саду. На девятый день рекомендуется родителям оставить ребенка на один раз – два дня дома (из-за сниженных защитных сил организма).
По отношению к детям, нуждающимся в тесном контакте с близкими, работа с семьей должна быть более глубокой и объемной. При этом необходимо помнить, что все вышеперечисленные мероприятия должны осуществляться с учетом особенностей привыкания ребенка к ДОУ.
Важную роль в процессе адаптации ребенка оказывает создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
В процессе адаптации ребенка используем такие формы и методы работы как: элементы телесной терапии, исполнение колыбельных песен перед сном, релаксационные игры (за основу упражнений по релаксации взяты приемы по дыхательной гимнастике, мышечному и эмоциональному расслаблению, песок, вода также являются элементами релаксационных игр, элементы сказкотерапии, музыкальные занятия и развитие движений, игровые методы взаимодействия с ребенком (игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.
Программа занятий в группе составляется с учетом особенностей детей раннего возраста, не посещающих детский сад, способствует успешной адаптации и более комфортному дальнейшему пребыванию ребенка в детском саду.
Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому в группе имеются «семейные» альбомы с фотографиями всех детей группы и родителей.
Формирование у ребенка чувства уверенности (познавательной осведомленности). Одна из задач адаптационного периода – помочь ребенку как можно быстрее и безболезненно освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А уверенным наш малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают, в каком помещении он живет и т. д.
Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо: знакомство, сближение детей между собой; знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми; знакомство с группой (игровая, спальня и другие комнаты); знакомство с детским садом (музыкальный зал, спортивный зал, медицинский кабинет и др.); знакомство с педагогами и персоналом детского сада.
Приобщение ребенка в доступной форме к элементарным общепринятым нормам и правилам, в том числе моральным (формирование социальной осведомленности).
В этом направлении необходимо способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками : обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие. Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.
Охрана и укрепление здоровья детей.
Оздоровление малышей, культивирование здорового образа жизни, воспитание культурно-гигиенических навыков – именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования и выделены по ФГОС в образовательную область физическое развитие.
Дети, находящиеся в адаптационном режиме, постепенно знакомятся с мероприятиями здорвьесберегающих технологий, по мере привыкания активно участвуют во всех режимных моментах.
Как помочь ребенку адаптироваться?
Дети первой группы адаптации :
- необходимо побуждать ребенка общаться с воспитателем: вовлекать в игровую деятельность с воспитателем; обращать внимание родителей на формирование игровых навыков.
- Регуляция эмоционального состояния детей: упражнения двигательного характера, для того, чтобы ребенок вышел из оцепенения, использование веселой музыки, песен, подвижных игр, потешек и др; использование для расторможенных, подвижных детей, или после активной деятельности - спокойной музыки, игры с водой и песком, сенсорные игры.
Дети второй группы адаптации : (готовы на общение)
- Поддержание интереса к орудийному, предметному миру через обращение к особенностям своеобразию игрушек (как звучат, как раскрашены, из чего состоят).
- Формирование умения играть с ними, используя такую последовательность: показ; совместные действия; упражнения ребенка в действиях (самостоятельная игра).
- Формирование потребности в активных самостоятельных действиях: поручения; напоминание поручения; обучение как поделиться игрушкой (формирование самостоятельности в игре).
Дети третьей группы адаптации : используют в игре самостоятельные многозвеньевые действия с предметами.
- Организация игры: подбор игрушек, выбор сюжета, вовлечение детей в игру, обучение развитию цепочки игровых действий.
- Упражнения в совместных со сверстниками действиях: поручать обращаться к сверстникам; обмен игрушек при наличии контроля взрослого; регуляция детских взаимоотношений в процессе игры.
Дети с отрицательным и неуравновешенным эмоциональным состоянием. Используем: сенсорные упражнения (песок, вода, крупа, пузыри и др.); дыхательные упражнения (например, ветерок дует на, пузырь, доброе животное (взявшись за руки представим, что мы одно большое доброе животное, подышим, как оно, задуй ватку в колечко, нюхаем цветочек и др); музыкально-двигательные упражнения; чтение любимых книг; релаксационные игры и упражнения (например, сосулька торчала и растаяла, зеркало, улыбка, ежик, погладим котенка).
В процессе адаптации ребенка к ДОУ воспитателям рекомендуется:
- использовать элементы телесной терапии (брать ребенка на руки, обнимать, поглаживать);
- по рекомендации врача подвешивать над кроваткой возбудимого ребенка мешочки с успокаивающими сборами трав;
- предлагать ребенку ложиться в постель с мягкой игрушкой;
- рассказывать сказки, петь колыбельные перед сном;
- использовать игровые методы взаимодействия с ребенком;
Создавать у ребенка положительную установку на предстоящие режимные процессы.
Данная система работы поможет ребенку легче адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, укрепит резервные возможности детского организма, будет способствовать процессу ранней социализации.
Литература
1. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [Текст]/Л. В. Белкина //ТЦ Учитель, 2006. – 236 с.
2. Борисенко М. Г., Камышанова О. Е., Кирьянова Т. Ф., Рачковская Н. Н., Руководство для практических психологов и других специалистов, работающих с детьми раннего дошкольного возраста [Текст]/М. Г. Борисенко, О. Е. Камышанова, Т. Ф. Кирьянова, Н. Н. Рачковская // Паритет, 2002. – 60 с.
3. Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях [Текст]/К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева //Просвещение, 1986. – 144 с.
4. Тонкова-Ямпольская Р. В., Голубева Л. Г., Гриднева Г. В. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях [Текст]/Р. В. Тонкова-Ямпольская, Л. Г. Голубева, Г. В. Гриднева //Медицина, 1980. – 232 с.