Савина Анастасия
Психологическое исследование самооценки дошкольников с разным уровнем тревожности
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическое исследование самооценки дошкольников с разным уровнем тревожности.
Настоящая работа посвящена исследованию самооценки дошкольников с разным уровнем тревожности.
Актуальность исследования.
Публикация «Психологическое исследование самооценки дошкольников с разным уровнем тревожности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Работа психолога в ДОУ
- Самооценка детей, развитие уверенности
- Страх и детская тревожность
- Темочки
Обращение к проблеме взаимосвязи самооценки и тревожности у детей дошкольного возраста обусловлено той ролью, которую эти психические явления играют в процессе развития личности дошкольника. Самооценка, представляющая собой сложное системное образование, взаимосвязанное с факторами психического развития, является компонентом самосознания, а в детском возрасте - стержнем процесса становления личности. Самооценка -это не просто знание самого себя как набора отдельных характеристик, это отражение определенного отношения к себе, осознания себя как некоего устойчивого объекта. Формируя у индивида потребность соответствовать не только уровню оценок окружающих, но и уровню собственных личностных оценок, самооценка позволяет сохранить устойчивость личности независимо от меняющихся ситуаций, обеспечивая возможность оставаться самим собой, то есть является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью.
Важным этапом в развитии осознания ребенком самого себя и становлении его самооценки признан дошкольный возраст, поскольку он связан с формированием новых психологических механизмов регуляции деятельности и поведения.
Регулятором психического развития в дошкольном детстве являются эмоции, которые господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Специфика детско-родительских отношений, доброжелательный или недоброжелательный стиль общения со значимыми взрослыми в большинстве случаев оказывают влияние на эмоциональную сферу ребенка и его самооценку. Как свидетельствуют недавние исследования, наиболее распространенным явлением в дошкольном возрасте является повышенная тревожность, которая понимается как переживание диффузного опасения и как склонность индивида реагировать подобным образом в различных ситуациях.
Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется значимостью дошкольного возраста для становления эмоциональной сферы и самооценки ребенка с точки зрения их дальнейшего развития и влияния на личность, а также широкой распространенностью тревожных расстройств у детей данной возрастной группы.
Цель исследования - эмпирически исследовать соотношения показателей тревожности и самооценки детей дошкольного возраста.
Объект исследования - особенности тревожности и самооценки детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - взаимосвязь тревожности и самооценки детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования :
1. существует обратная взаимосвязь между самооценкой и тревожностью дошкольников
2. три группы дошкольников с разным уровнем тревожности различаются по уровню самооценки.
Для подтверждения или опровержения выдвинутых гипотез необходимо решить следующие теоретические, методические и эмпирические задачи. Теоретические задачи:
1. Провести теоретический анализ научной литературы, посвященной проблеме самооценки и тревожности дошкольников.
2. Провести теоретический анализ научной литературы, посвященной проблемесвязи самооценки с тревожностью дошкольников.
Методические задачи:
3. Определить методы, с помощью которых будет проводиться эмпирическое исследование самооценки и тревожности дошкольников.
4. Подобрать эмпирические методики, с помощью которых можно изучить особенности связи самооценки дошкольников с их тревожностью.
5. Определить методы статистической обработки эмпирических данных.
Эмпирические задачи:
6. Провести эмпирическое исследование, направленное на изучение самооценки и тревожности дошкольников.
7. Определить группы дошкольников с разным уровнем тревожности.
8. Установить наличие или отсутствие обратной взаимосвязи между самооценкой и тревожностью дошкольников.
9. Выявить наличие или отсутствие различий между тремя группами дошкольников с разным уровнем тревожности и их самооценкой.
Были использованы следующие методы исследования : теоретический анализ литературы, опрос, тестирование, методы математической статистики (метод определения значимости различий на уровне исследуемого признака, корреляционный анализ).
Использовались следующие эмпирические методики:
1. Методика Дембо-Рубинштейн, направленная на диагностику уровня самооценки
2. Проективная методика Р. Тэммла, М. Дорки и В. Амена, направленная на диагностику уровня тревожности.
3. Методика выявления тревожности у дошкольников «Паровозик».
Особенности связи самооценки и тревожности дошкольников.
Рассмотрим влияние тревожности на самооценку дошкольников. Тревожность как свойство личности во многом определяет поведение субъекта. Существует определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека есть свой оптимальный или желательный уровень тревожности - так называемая полезная тревожность, целью которой является обеспечение безопасности субъекта на личном уровне. Уровень тревожности показывает внутреннее отношение ребенка к определенному типу ситуаций и дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе. Когда этот уровень превышает оптимальный, можно говорить о повышенной тревожности. Повышение уровня тревожности у ребенка может свидетельствовать о его недостаточной эмоциональной адаптации к различным социальным ситуациям. У детей с таким уровнем тревожности, развивается отношение к себе как слабому, неумелому. В свою очередь, это создает общую установку для неуверенности в себе. Ребенок боится сделать ошибку, в нем нет никакой уверенности цельной личности. Неуверенность в себе - проявление низкой самооценки.
Тревожность окрашивает в мрачные тона отношение к себе, другим людям и действительности. Ребенок уже не только не уверен в себе, но и недоверчив ко всем и к каждому. Для себя тревожный ребенок не ожидает ничего хорошего. И все это при обостренном и больном чувстве достоинства. Теперь он все преломляет через призму тревожности, мнительности.
Тревожные дети, если у них хорошо развиты игровые навыки, могут не пользоваться всеобщим признанием в группе, но и не оказываются в изоляции, они чаще входят в число наименее популярных, так как очень часто такие дети крайне неуверенные в себе, замкнутые, малообщительные, или же, напротив, сверхобщительные, назойливые, озлобленные. Также причиной непопулярности является их безынициативность из-за своей неуверенности в себе, следовательно, эти дети не всегда могут быть лидерами в межличностных взаимоотношениях. Результатом безынициативности тревожных детей является то, что у других детей появляется стремление доминировать над ними, что ведет к снижению эмоционального фона тревожного ребенка, к тенденции избегать общения, возникают внутренние конфликты, связанные со сферой общения, усиливается неуверенность в себе. Также в результате отсутствия благоприятных взаимоотношений со сверстниками появляется состояние напряженности и тревожности, которые и создают либо чувство неполноценности и подавленности, либо агрессивности. Ребенок с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, отчужденным. Такой ребенок будет обижаться, и жаловаться, фальшивить и обманывать. Это плохо в обоих случаях, так как может способствовать формированию отрицательного отношения к детям, людям вообще, мстительность, враждебность, стремление к уединению.
Ребенок с высоким уровнем тревожности, а именно с личностной тревожностью склонен воспринимать угрозу своей самооценке. Как правило, у него формируется неадекватная заниженная самооценка. Типичным проявление заниженной самооценки является повышенная тревожность, выражающаяся в склонности испытывать беспокойство в различных ситуациях, в том числе таких, объективные характеристики, которые не предрасполагают к этому. Очевидно, что ребенок с такой самооценкой, находятся в постоянном психическом перенапряжении, которое выражается в состоянии напряженного ожидания неприятностей, несдерживаемой раздражительности, эмоциональной неустойчивости.
При изучении связи уровня тревожности и самооценки было установлено, что тревожные дети часто имеют низкую самооценку, в связи с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднения.
Обращение к проблеме взаимосвязи самооценки и тревожности обусловлено той ролью, которую самооценка играет в процессе развития личности.
В связи с тем, что проблемы самооценки и тревожности являются ключевыми в вопросах исследования личности, важное значение имеет изучение и исследование их свойств как таковых и их взаимосвязи соответственно, поскольку такое изучение дает возможность исследовать личность как единое целое.
Проблема связи самооценки с другими свойствами личности недостаточно изучена в психологии, поэтому наше исследование связи самооценки с тревожностью дошкольников актуально.
Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного учреждения № 18 «Одуванчик» г. Красного Сулина.
В исследовании приняли участие 30 воспитанников старших групп в возрасте 5 – 6 лет. Среди обследованных было 14 мальчиков и 16 девочек.
Для реализации задач исследования использовались методы психодиагностики (наблюдение, беседа, тестирование) и математической статистики.
Исследование включало несколько этапов:
1. Проведение беседы с родителями детей на предварительном этапе исследования и получение от них добровольного информированного согласия на проведение исследований с их детьми, а также индивидуальная беседа с каждым ребенком и формирование у него мотивации к участию в исследовании.
2. Подготовка инструментария для проведения эмпирического исследования.
3. Проведения исследования по методике исследования самооценки Дембо-Рубинштейн и методике выявления тревожности «Паровозик».
4. Проведение исследования по методике на выявление тревожности Р. Тэммла, М. Дорки и В. Амена.
5. Обработка полученных данных по методикам.
6. Статистический анализ полученных данных.
7. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования.
По окончанию изучения теоретического материала, посвященного теме взаимосвязи самооценки и тревожности дошкольников, нами было сделано предположение, что существует обратная взаимосвязь между показателями самооценки и тревожности дошкольников. Также нами было сделано предположение, что три группы испытуемых с разным уровнем тревожности различаются по уровню самооценки. Поэтому целью данной работы является изучение и экспериментальная проверка соотношения показателей тревожности и самооценки детей дошкольного возраста. Исходя из цели и для проверки гипотезы, были поставлены соответствующие эмпирические задачи, направленные на выявление описанных феноменов у детей дошкольного возраста и составлена программа исследования.
В итоге мы можем говорить о том, что все этапы, заявленные, в программе исследования, были выполнены. Благодаря этому удалось обеспечить достижение поставленных задач исследования и получить определенные результаты, наиболее важные из которых будут приведены далее.
1. По результатам исследования тревожности у дошкольников методикой «Паровозик» и методикой Р. Тэммла, М. Дорки и В. Амена, фиксируется, в основном, средний уровень тревожности. В группе детей преобладает позитивное психическое состояние.
По результатам исследования тревожности по 2 методикам, можно сделать вывод, что выраженная тревожность в данной группе детей в среднем составляет 30 %.
2. Как показали результаты исследования самооценки у детей дошкольного возраста с помощью методик исследовании самооценки Дембо-Рубинштейн у большинства детей отмечается адекватный уровень самооценки.
3. При анализе различий показателей самооценки дошкольников с разным уровнем тревожности, было установлено, что три группы дошкольников с разным уровнем тревожности различаются по уровню самооценки.
Поэтому мы можем констатировать, что наша гипотеза - три группы дошкольников с разным уровнем тревожности различаются по уровню самооценки - получила подтверждение.
4. При анализе корреляционных связей между показателями самооценки и тревожности дошкольников, было установлено, что существует обратная взаимосвязь между самооценкой и тревожностью дошкольников.
По результатам корреляционного анализа выявлены умеренные отрицательные связи между показателями самооценки ребенка. Это является показателем, того, что при повышении тревожности уровень самооценки снижается.
Было отмечено, что корреляция между самооценкой и тревожностью дошкольников статистически значима. На основании этого, у нас есть все основания на статистическом уровне утверждать, что обнаруженная связь имеет отношение не только к выборке, но ко всей генеральной совокупности.
В связи с вышеизложенным, мы приходим к выводу, что наша гипотеза - существует обратная взаимосвязь между самооценкой и тревожностью дошкольников - в ходе исследования нашла свое подтверждение.
Проведенное теоретическое и эмпирическое исследование показали, что проблема соотношения самооценки и тревожности ребенка дошкольного возраста представляет актуальность в связи с той ролью, которую эти психические явления играют в процессе развития личности старшего дошкольника.
Вступая в дошкольный возраст, ребенок начинает осознавать факт своего существования, однако в начале этого периода дети еще не имеют способности оценивать себя адекватно и склонны переоценивать себя, на что их направляют по преимуществу положительные оценки окружающих их взрослых. К завершению дошкольного периода у ребенка развивается способность верно осознавать свои достоинства и недостатки, учитывая при этом отношение к ним со стороны окружающих. Соотношение эмоционального и когнитивного компонентов несколько гармонизируется, за счет чего создаются благоприятные условия для развития когнитивного компонента самооценки, для интеллектуализации отношения ребенка к себе, преодоления прямого воздействия на его самооценку со стороны взрослых.
Между уровнем тревожности и самооценки в старшем дошкольном возрасте существует заметная двусторонняя связь. Наиболее часто заниженной самооценке соответствуют повышенные показатели тревожности, что подтверждают выявленные нами отрицательные связи между показателями самооценки и тревожности у детей дошкольного возраста.
Таким образом, мы можем констатировать, что в ходе данного исследования нам удалось определить обратную взаимосвязь между показателями самооценки и тревожности дошкольников. Также мы выяснили, что группы детей с разным уровнем тревожности различаются по самооценке. Поэтому мы можем сказать, о том, что вслед за выполненными задачами и подтвержденными гипотезами, нами была достигнута и основная цель данного исследования.
Данные этой работы могут быть использованы в дальнейшем для изучения самооценки и тревожности дошкольников, их взаимосвязи. В последующих работах, с целью получения более детальной и полной информации о связи между показателями самооценки и тревожности дошкольников, возможно провести исследования дважды, например, в начале и конце года, для определенные количественных изменений в структуре самооценки ребенка, которые происходят на протяжении всего дошкольного возраста.
Кроме этого, материалы, полученные по результатам данной работы, могут иметь практическое значение для работы психолога дошкольных учреждений; в практике психолога данного дошкольного учреждения для коррекции уровней самооценки и тревожности дошкольников.