Оксана Мосиенко
Психологический тренинг для заведующих «Путь к успеху»
▼ Скачать + Заказать документы
«Путь к успеху»
Цель: закрепить знание участников про основные стили руководства, выработка поведения в конфликтных ситуациях, усовершенствование умения конструктивного решения конфликта.
Материал: листы А 4, ватман, маркеры, ножницы, скотч, плакат: «Конфликт - это», «Портрет современного руководителя», «Алгоритм решения конфликта», карточки с ситуациями.
Ход тренинга
Вступление. Озвучивание темы и цели тренинга.
Публикация «Психологический тренинг для заведующих „Путь к успеху“» размещена в разделах
Агрессивность, гнев, нетерпимость… Конфликты закономерно входят в нашу жизнь. Там, где мысли отличаются одна от одной, где встречаются люди, которые имеют разные представления про цели и способы их достижения, планы и принципы жизнедеятельности, непременно возникают конфликтные ситуации.
Сегодня на тренинге мы поговорим про конфликты, пути их предотвращения и влияние руководителя на создание благоприятного психологического климата в коллективе. Для того, чтобы начать работу, мы с вами познакомимся.
Упражнение «Я - цветок».
Цель: познакомить участников. Создать условия для эффективной работы.
Тренер предлагает назвать свое имя и цветок, с которым он себя ассоциирует, объяснить.
Правила работы в группе
Цель: определить правила продуктивной работы группы, создать благоприятный психологический настрой.
Для того, чтобы достичь гармонии в работе, необходимо выработать правила, которыми будут руководствоваться участники. Группа устанавливает правила эффективного взаимодействия, отвечая на вопрос: «Что нужно сделать для того, чтобы группа работала эффективно?» правила записываются на ватмане.
Упражнение «Ожидание»
Цель: узнать ожидания участников от тренинга и установить обратную связь.
Участникам предлагается на листах в виде цветка написать свои ожидания. Потом по очереди наклеить на плакат в виде весенней поляны. При этом озвучить свои мысли.
Ведущий. Я надеюсь, что ваши ожидания оправдаются
Вопрос. Что дало нам это упражнение?
Вывод: благодаря этому упражнению мы лучше узнали друг друга и сняли напряжение в группе.
Основная часть
Работа в парах «Если конфликт – то…»
Цель: участникам предлагается объединиться в пары.
Выполнить задания:
Набор заданий:
1. если конфликт – это мебель, то какая?
2. если конфликт – это дерево, то какое?
3. если конфликт – это явление природы, то, какое?
4. если конфликт – это техника, то какая?
5. если конфликт – это музыкальный инструмент, то какой?
6. если конфликт – это цветок, то какой?
7. если конфликт – это посуда, то какая?
8. если конфликт – это блюдо, то какое?
9. если конфликт – это литературный жанр, то какой?
10. если конфликт – это фрукт, то какой?
11. если конфликт – это овощ, то какой?
12. если конфликт – это животное, то какое?
Вывод: конфликт – это столкновение противоположных целей, интересов, позиций, мыслей, взглядов и др.
Наше житейское обозначение конфликта, а психологи … Информационное сообщение
«Психологическая сущность конфликта».
Цель: сконцентрировать внимание участников на основных аспектах конфликта, дать объективную информацию про конфликт.
Конфликт – столкновение противоположных целей, интересов, позиций, мыслей, взглядов и др. Основа любого конфликта – ситуация, которая включает противоположные позиции сторон по какому-нибудь вопросу. Для того, чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, задевая интересы другой стороны. Если другая сторона отвечает тем же самым, то конфликт из потенциального становится актуальным.
Элементы конфликта:
- стороны (участники) конфликта
- условия протекания конфликта
- представление про конфликтную ситуацию
- возможные действия участников конфликта
- выход из ситуации конфликта
4 основных цикла конфликта
- внутриличностный
- межличностный
- внутригрупповой
- межгрупповой
причины возникновения конфликта
- конфликты ролей – неадекватное использование социальных ролей
- конфликты желаний – столкновение разных людей по поводу их желаний
- конфликты норм поведения – столкновение ценностей, норм поведения, жизненного опыта людей
Конфликты играют не только негативную, но и позитивную роль в организации любой деятельности. Каким будет конфликт в каждой конкретной ситуации – зависит от умения управлять им.
Упражнение «Портрет современного руководителя»
Цель: создать портрет современного руководителя.
Вам необходимо по порядку называть те качества, которые, на ваш взгляд, должны быть у современного руководителя.
Подведение итогов
Можно сделать вывод, что современный руководитель – это… (тренер называет названные качества).
Кроме того, важно, чтобы руководитель имел такие качества, как добропорядочность, терпимость, такт, скромность, энергичность, эрудицию, умение управлять людьми, оригинальность мышления, обязательность, заинтересованность работой.
Упражнение «Стили руководства»
Цель: усовершенствовать знания участников про разные стили руково-дства коллективом.
От того, какой стиль использует руководитель, зависит благополучие все-го коллектива, благоприятный или неблагоприятный психологический климат.
Напомню, что некоторые психологи различают 3 основных стиля руководства: авторитарный, либеральный, демократический.
Сейчас я предлагаю объединиться в 3 группы. Каждая группа получает задание, лист, маркер.
Задание:
1. Обозначьте составляющие авторитарного стиля руководства.
2. Обозначьте составляющие либерального стиля руководства.
3. Обозначьте составляющие демократического стиля руководства.
Отметьте позитивные и негативные стороны каждого стиля, запишите их.
Обсуждение
Какой стиль руководства наиболее эффективный? Почему? В каких случаях?
Вывод: не существует уникального стиля руководства, каждый руководитель вырабатывает индивидуальный стиль, который объединяет в себе элементы каждого стиля.
Упражнение «Ситуации»
Цель: развитие навыков конструктивного решения конфликтных ситуаций, закрепление знаний.
Тренер предлагает участникам объединиться в 3 группы. Каждая группа получает карточку с конфликтной ситуацией.
Задание: прочитать ситуации и найти приемлемые пути решения.
Ситуация №1
Некоторые воспитатели детского сада решили, что премия в конце учебного года распределена несправедливо и пришли к вам с претензиями. Ваше решение.
Ситуация №2
Родители подготовительной группы пожаловались вам, что воспитатель часто наказывает, обижает детей, разговаривает на повышенных тонах. Ваши действия.
Ситуация №3
Воспитатели вам говорят: «Одаренных детей в саду единицы и работать с ними нет смысла, так как мы подготовим только двоих – троих детей. Нам нужно работать с детьми в общем, а не развивать отдельных из них, это неэффективно».
Вывод: руководитель должен помнить, что нужно:
- Отгородить ситуацию от себя
- Определить настоящую причину конфликта
- Не поддаваться эмоциям и не торопиться форсировать конфликт
Упражнение «Ожидание»
Цель: определить насколько оправдались ожидания каждого участника семинара.