Анастасия Чарганцова
Мастер-класс для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Мы такие разные»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по профилактике эмоционального выгорания педагогов
Тема: «Мы такие разные!»
«Как в мире нет одинаковых снежинок, так и нет одинаковых людей»
Цель: осознание особенностей самовосприятия и восприятия себя другими; формирование адекватной самоидентификации.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс для педагогов по профилактике эмоционального выгорания „Мы такие разные“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
- продолжение работы на формирование интереса к занятиям и сплочение группы;
- обоснование невозможности разделения психологических различий на плохие и хорошие;
- развитие толерантного отношения.
Содержание занятия.
Приветствую вас уважаемые педагоги и хочу предложить вам сегодня поговорить о принятии себя. Как известно профессия педагога эмоционально затратная профессия- как же уберечь себя от такого синдрома как эмоциональное выгорание. Эмоциональное выгорание- это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивный и физической энергии, проявляется в эмоциональном и умственном истощении, физическом утомлении, личностной отстранённости и снижении удовлетворенности своей работой.
Ритуал приветствия.
Каждый участник рассказывает по кругу: с каким настроением пришли на занятие и что ожидают от занятия.
Природа создала нас непохожими друг на друга. Люди отличаются друг от друга по многим признакам: по типу темперамента (холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик, по характеру, по социальному положению, по возрасту, по национальной принадлежности, по уровню самооценки (высокий, адекватный, низкий) и др. Говорят, сколько на Земле людей, столько и характеров.
Игра - разминка “Поменяйтесь местами. ”
Эта игра позволит немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию. Убирается один стул, и водящий, стараясь занять освободившееся место, предлагает поменяться местами тем, кто: носит брюки, любит яблоки, умеет играть на гитаре и т. п. Например, необходимо поменяться местами тем, кто имеет сына. Пока матери сыновей меняются местами, ведущий пытается занять место одного из них. Оставшийся стоять участник становится ведущим.
Упражнение «Ответы за другого»
Давайте проверим себя насколько хорошо вы уже знаете друг друга, насколько вы можете проникнуть в глубину души человека из нашей группы и понять его вкусы и пристрастия. Способны ли вы на основе той информации, которая у вас уже есть о человеке, предугадать, как он ответит на те вопросы, которые в процессе нашей групповой работы еще не обсуждались? Для этого предлагаю вам следующее упражнение. Возьмите большой лист бумаги, положите его горизонтально и разделите вертикальными линиями на три части. В верхней части среднего столбца подпишите свое имя. Над левым столбцом напишите имя человека, сидящего слева от вас, но не ближайшего соседа, а следующего за ним. Над правым столбцом – имя человека, сидящего справа от вас, также через одного человека. Таким образом, у каждого из вас есть два человека, глазами которых вы должны будете посмотреть на мир и, за которых дадите ответы на вопросы, которые я предложу.
Сейчас прозвучат вопросы. Их записывать не нужно. Ставьте номера вопросов и записывайте ответы, которые, по вашему мнению, дают ваши партнеры. Не спешите, попробуйте вжиться во внутренний мир человека, от имени которого вам приходится писать. В среднем столбце вы отвечаете за себя. Отвечайте кратко и определенно.
Возможный перечень вопросов:
1. Любимый цвет?
2. Ваше любимое мужское имя?
3. Ваше любимое женское имя?
4. С симпатией ли вы относитесь к домашней живности? Если да, то кого предпочитаете: собак, кошек, птиц, аквариумных рыбок или кого-то другого?
5. Самая неприятная для вас человеческая черта?
6. Самое ценное для вас человеческое качество?
7. Кинофильмы какого жанра вы предпочитаете?
8. Минимальный размер зарплаты, соответствующий вашему труду и устраивающий вас?
Для проверки степени «попадания» после завершения процедуры ведущий предлагает участникам сравнить свои результаты и подсчитать количество совпавших ответов.
Обсуждение: Легко ли было писать о себе, почему? Что нового о себе узнали? Чего опасались отвечая за другого человека?
Игра “Театр Кабуки”
Игра напоминает игру “Камень, ножницы, бумага”. В театре Кабуки есть 3 главные роли:
Принцесса. Чтобы изобразить Принцессу надо присесть, покачивая плечами и сказать: “Хи!”.
Дракон. Вверх поднимают обе руки, изображая когти, и произносят: “Р- р- р!”
Самурай. Выхватывают воображаемый меч и резко произносят: “Ха!”
Участники делятся на 2 команды. Каждая из команд, посоветовавшись, выбирает себе роль. При этом надо учитывать, что Самурай убивает Дракона, Дракон съедает Принцессу, а Принцесса очаровывает Самурая. Победившая команда получает очко. Игра продолжается до 3 очков.
Упражнение «Ассоциации».
Водящий выходит за дверь. Группа загадывает одного из участников, которого водящий должен угадать. Вернувшись, водящий задает вопросы членам группы и по их ответам пытается угадать человека. Вопросы задаются на ассоциации, возникающие у каждого члена группы в связи с загаданным человеком: «С каким животным ассоциируется у тебя этот человек? С какой погодой? Растением? Цветом? Музыкой? Сказочным персонажем? и др. Обычно задаются 5 вопросов, и после этого водящий должен назвать того из участников, кого загадали.
В случае верного ответа загаданный становится водящим, в случае неверного – водящий выполняет это упражнение еще раз.
Обсуждение упражнения:
- Легко ли было угадывать?
- С чем это связано?
- Легко ли давать ассоциации на человека?
- Совпадали ли ассоциации у разных участников?
- Как вы думаете, почему?
Упражнение «Я лучше тебя, но хуже тебя …»
Представьте, что все люди были бы одинаковыми, тогда неинтересно было бы жить на свете и поэтому давайте радоваться различиям в нас и принимать людей, такими, какие они есть. Сейчас нужно дополнить фразу: «Я лучше тебя, но хуже тебя …». Вывод: в каждом человеке есть что-то, что он умеет лучше остальных, а что-то – хуже. Идеальных людей не бывает, каждая личность – индивидуальность.
Упражнение «Поиск сходства».
Группа встает в круг. Ведущий берет в руки мяч или небольшую мягкую игрушку и объясняет правила игры: «Тот, у кого в руках находится этот предмет, должен как можно быстрее перебросить его другому участнику,
назвав при этом черту своего сходства с тем, кому кидается предмет». На первом этапе признаки сходства могут быть чисто внешние (например, цвет волос, потом – общность интересов в какой-то области, совпадение интересов по какому-либо вопросу и т. п.
Вывод: хотя мы все такие разные, сходства между нами гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.
Послушайте одну притчу: «Притча о принятии себя»
Однажды один человек пришел в сад и увидел вянущие и гибнущие деревья, кусты и цветы. Он спросил их, почему они умирают? Дуб сказал, что он умирает потому, что не может быть таким высоким, как сосна. Обратившись к сосне, человек нашел ее опадающей потому, что она не может давать виноград подобно виноградной лозе. А лоза умирала потому, что она не может цвести, словно роза. Вскоре он нашел одно растение, радующее сердце, цветущее и свежее. После расспросов он получил такой ответ:
— Я считаю это само собой разумеющимся, ведь когда меня сажали, люди хотели получить радость. Если бы хотели дуб, виноград или розу — то посадили бы их. Поэтому я думаю, что не могу быть ничем другим, кроме того, что я есть. И я стараюсь развивать свои лучшие качества. Так и в нашей жизни – Вы можете быть только собой. Вы можете развиваться и радоваться жизни, или можете завянуть, если не принимаете себя. А Вы принимаете себя и свою жизнь?
Выдаётся памятка «Советы психолога»
Упражнение «Тост»
Предлагается ситуация: «Вы на вечеринке. У Вас праздничная дата. В руках у каждого бокалы. Все по очереди поднимают бокалы и произносят хвалебный тост в свою честь. После каждого тоста все «выпивают» содержимое бокалов в знак согласия с ним».
Прощание.
Советы для сохранения психологического здоровья.
Относительно работы: • Не работайте тяжелее, а работайте умнее.
Аксиома нормального работника: “Человек имеет право на ошибку, а я — человек! Мои ошибки и промахи, недовольства людей, замечания администрации — это все естественно и не является поводом для серьезных переживаний. Это — жизнь. Это моя естественная среда обитания”.
• Учитесь управлять собственным временем.
Планируйте свою работу так, чтобы самые трудные и неприятные дела выполнить в первую очередь. Раз не хочется, значит надо сделать сразу!
• Умейте отказаться вежливо, но убедительно.
Не попадайтесь в капкан "супервумен", которая успевает всё и вся. Решайте для себя сами, какие приоритеты наиболее важны.
• Создайте на своем рабочем месте как можно более комфортные условия труда.
Относительно самого себя и своей жизни: • Будьте эгоистом хотя бы иногда.
• Организуйте себе свой День эгоиста, когда можно все время посвятить только себе любимой.
• Ищите свой набор способов для снятия стресса и усталости.
• Составьте расписание неотложных дел после работы.
• Долой негатив из нашей головы! Можно просто пожелать постоянной и победоносной борьбы со всеми черными мыслями и с любым негативом.
• Перестаньте контролировать всех и вся вокруг! Контролировать можно только одного человека — самого себя.
воспитатель Чарганцова А. А