Бурчак Анжелика Юрьевна
Психологический портрет детей 5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
С 5 лет ребенок вступает в старший дошкольный возраст. С одной стороны, это начало активной подготовки к школе, с другой - важнейший период формирования личности. У ребенка появляется способность представлять себе и удерживать в сознании цепочку взаимосвязанных событий. Это позволяет ему понимать прошлое и будущее, накапливать знания о росте и развитии в мире живой природы, о процессах изготовления какой-либо вещи, приготовлении блюда и т. п. Ребенок пытается восстановить линию собственной жизни, вспомнить, каким он был маленьким, задает об этом вопросы взрослым: что он ел, как говорил, как спал. Логически выяснение подробностей своей биографии приводит к вопросу «Откуда я взялся?». Как видим, старших детей волнуют важнейшие вопросы жизни. Однако в отличие от младших дошкольников, они уже умеют сдерживать чувства и произвольно контролировать свое поведение. Им очень нужен собеседник, с которым они могли бы обсудить волнующие их темы. Но это должно происходить в спокойной обстановке и индивидуально.
Публикация «Психологический портрет детей 5 лет» размещена в разделах
Пятилетний возраст - возраст идентификации со взрослыми того же пола, что и сам ребенок. Девочки относят себя к группе женщин, мальчики - к группе мужчин. Мальчик с удовольствием может помогать папе в гараже или при вскапывании огорода, девочка - маме на кухне или в посадке и прополке овощей на огороде. Отметим, что раньше дети после 5 лет нередко оставались следить за более маленькими братьями и сестрами, заботились о них и рассматривались старшими уже как помощники по хозяйству. Если до этого возраста дети обоих полов ходили в деревне в одинаковых рубахах, то теперь мальчики надевали штаны с рубахой, а девочки — сарафаны.
Мальчики особенно нуждаются в том, чтобы мамы и бабушки, а также женщины-педагоги видели в них опору, защитников и помощников. Девочки нуждаются во внимании, заботе и похвале со стороны отцов и дедушек.
Современная психологическая наука утверждает, что и мальчики, и девочки нуждаются в том, чтобы проигрывать роли представителей другого пола. Полезно, если мальчики принимают участие в играх в семью, а девочки - в военных играх. К этому детей провоцируют фильмы, в которых женщина-суперагент - частый герой. Более того, по данным этологии - науки о поведении животных, известно, что детеныши многих животных в играх исполняют роли как своего, так и противоположного пола.
Пятилетние дети подчас чувствуют себя совершенно взрослыми, а иногда уже очень давно живущими, все познавшими и понявшими, мудрыми и немного усталыми.
Пятилетние дети влюбчивы. Девочка пяти с половиной лет влюблена в мальчика 12 лет из семьи близких друзей. Мать, отправляясь в ту семью, всегда спрашивает, передать ли привет ее «герою», а возвращаясь, говорит, что тот передает ей привет. На это следует всегда одна реакция. Девочка хмуро замеча ет: «Неправда, он считает меня малявкой», — и разражается слезами. Объектом влюбленности может стать человек любого возраста. После ухода гостей девятилетней сестры мальчик пяти с половиной лет убежденно заявля ет: «Когда вырасту, женюсь на Ларе». Для пятилетнего мальчугана возраст избранницы не имеет никакого значения, и ею вполне можете оказаться. вы сами. Девочка может сильно влюбиться в друга своего отца или в соседа-старшеклассника. Испытываемые терзания, желание видеть объект симпатий, общаться с ним, обидчивость сравнимы с силой первой влюбленности у подростков. При этом дети очень ранимы и чувствительны к иронии. Поэтому обращаться с их чувствами следует необычайно деликатно.
Вместе с влюбленностью приходит и ревность. Нередко мальчики начинают ревновать свою маму к отцу, а девочки — наоборот. Это порождает агрессивные выпады, предложения о разводе родителей и т. п.
Если до сих пор ребенка интересовал преимущественно окружающий мир, то в 5 лет к этому присоединяется интерес к взаимоотношениям людей. Дети обладают прекрасным «чутьем» на реальное отношение к себе и к другим. Они остро чувствуют любую неискренность и перестают доверять человеку, который однажды обнаружил ее. Они чувствуют, когда ими пытаются манипулировать, и хотя пока и не проявляют открытого протеста, но внутренне отгораживаются от такого человека. Они ставят под вопрос отношение к себе даже со стороны своих родителей: действительно ли они меня любят? и если до 5-ти лет взрослый был безоговорочным и непререкаемым авторитетом, то в 5 лет появляется критичность в оценке ребенком взрослого.