Наталья Зуева
Психологические закономерности развития изобразительного мастерства ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Психологические закономерности развития изобразительного мастерства ребенка
Способность к рисованию у человека заложена от природы, эволюционно.
И чтобы эта способность проявилась в полной мере, рисование как процесс развивается поэтапно, от простого к сложному.
Публикация «Психологические закономерности развития изобразительного мастерства ребенка» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Выделяют две основные стадии развития детского рисунка : доизобразительная и изобразительная.
Первая ступень доизобразительной стадии начинается на втором году жизни ребенка (1,5-2 года) и характеризуется следующим интеллектуальным открытием малыша: карандаш, кисть с краской или просто собственный измазанный палец, если подвигать ими по какой-либо поверхности, оставляют на ней очень интересные следы. Начинаются первые хаотические движения этими предметами по любой подвернувшейся под руку поверхности, которые очень нравятся малышу, что связано с получением удовольствия от самого процесса движения. Ребенок может отвернуться в сторону и при этом с радостью продолжать свое занятие.
Очень часто природная потребность ребенка к совершению предрисовальных движений затухает из-за требований соблюдения порядка.
Вторая ступень доизобразительной стадии наступает примерно через полгода, разумеется, если ребенку не мешали активно действовать на первой. В противном случае, развитие способности к рисованию отодвигается на более поздний период. На этой ступени у ребенка появляется способность устанавливать зрительный контроль за совершением своих движений, ребенок познает зрительно то, что делает его рука. Для взрослых произведения будущего художника продолжают оставаться хаотическими нагромождениями "каракулей", в то время как для ребенка установление зрительно-моторных координаций — это большое достижение, и его энтузиазм возрастает в несколько раз.
На этой ступени так же, как и на предыдущей, требуется только понимание и терпение, а также поставка оборудования для изобразительной деятельности : чем младше ребенок, тем более качественными материалами необходимо его обеспечить. Важно также помнить, что любые нелестные замечания о результатах деятельности малыша могут вызвать задержку развития способности к рисованию.
На третьей ступени доизобразительной стадии, на которую ребенок переходит через шесть-двенадцать месяцев после наступления предыдущей, он совершает следующее интеллектуальное открытие - оказывается, что у листа бумаги, на котором он "малюет", есть края. Малыш начинает учитывать эти границы и контролировать свое игровое поведение на листе бумаги. Если ребенок через год после установления зрительно-моторных координаций продолжает игнорировать границы листа, стоит проконсультироваться с психологом.
На четвертой ступени доизобразительной стадии в детском рисовании совершается интеллектуальный взлет: ребенок начинает интерпретировать свои "каляки-маляки". Малыш ощущает себя всемогущим. Он может изобразить все, что захочет: "папа едет на машине", "мама и Саша идут в магазин", "Юля катается на велосипеде".
Стадия интерпретации наступает к двум с половиной-трем годам. Если в этом возрасте начать навязывать ребенку свои образцы правильного рисования, это может пагубно отразиться на развитии его уверенности в себе, помешать построению собственной картины мира, а значит, задержать психическое развитие ребенка и формирование его представления о своем месте в окружающем мире.
На стадии интерпретации взрослый нужен ребенку только как понимающий слушатель. Переход от наглядно-действенного к образному мышлению сопровождается называнием персонажей, видимых только ребенку, а для того, чтобы хорошо развивались коммуникативные способности малыша, ему нужен взрослый, способный подыграть ему на листе бумаги. Однако большинство детей этого возраста болезненно относится к вторжению взрослого в созданный ими мир, поэтому лучше просто спрашивать, кто есть кто, и не пытаться показывать, как это надо нарисовать правильно, если ребенок об этом не просит.
Хотя большинство детей любит контактировать со взрослым при рисовании, существует особая категория маленьких художников, которые самозабвенно рисуют в полном одиночестве. Этой сосредоточенной работе ребенка над созданием собственного мира тоже мешать не стоит, однако у таких детей речь, как правило, развивается позже, часто они левши, но именно из этой категории детей получаются талантливые художники.
Наступление изобразительной стадии в развитии происходит к 3 – 3,5 годам. Его началом условно можно считать момент, когда у ребенка возникает замысел нарисовать что либо. И лишь затем производится сам рисунок.
На первой этапе (3-5 лет) рисунки с примитивной выразительностью. Ребенок пытается через линию выразить эмоции и движение (например, прыгание девочки изображено в виде зигзагообразной линии). Характеризуется эта ступень появлением сначала "примитивных" людей-головоногов, животных, насекомых, хаотично разбросанных по всему листу.
К четырем годам ребенок делает важное мировоззренческое открытие — окружающий мир строго структурирован. То, что ребенку эмоционально ближе, важнее, он изображает крупнее остальных объектов, например, цветок может быть больше дерева, мама в два раза выше папы, он сам — выше всех членов семьи.
На втором этапе (к 6 годам) у ребенка появляется способность изображать объекты с теми качествами, которые им принадлежат в реальном мире, однако давление взрослых и на этой ступени изобразительной стадии недопустимо. Дети начинают обращаться за помощью к взрослым сами.
На чем рисовать
Меняйте и форму бумаги, и размер, и цвет. Ведь как это здорово – нарисовать шедевр на большом листе ватмана, прикрепленном к стене. А потом попробовать себя в рисовании миниатюр на крошечных квадратных, круглых, овальных кусочках бумаги. Вырезайте из бумаги всевозможные формы – силуэты зверей и птиц, куколок, чашки, вазы и предлагайте малышу их разрисовать. Можно даже обвести самого малыша на расстеленной на полу бумаге (для этого склейте 2-3 больших листа ватмана, вырезать, а затем дорисовать и раскрасить.
Популярные цвета
По результатам опроса самые популярные цвета синий, зеленый, красный, желтый, далее идут оранжевый, розовый, голубой. Единицы предпочитают темные цвета (черный, серый). Кстати, упорное предпочтение этих "мрачных" цветов говорит о том, что ребенка что-то тревожит, он подавлен. Переизбыток красного также указывает на высокую тревожность, наличие страхов.
Самые "детские" цвета - розовый, голубой, желтый. Их частый выбор говорит о потребности в любви, ласке, комфорте. Различные характеристики цветов начинаю "работать" примерно с 3х-4х лет. Детям до 3х лет, как правило, все равно, каким цветом рисовать, лишь бы оставался яркий след на бумаге. А черный, коричневый, красный цвета достаточно яркие. Чем старше, тем избирательнее становятся дети, появляются любимые (часто используемые) цвета. В более старшем возрасте (от шести лет) ребенок стремится изображать реальный предмет, поэтому и цвета подбирает "к натуре".
Что дети любят рисовать?
Действительно ли излюбленные темы меняются с возрастом? Отражается ли на выборе темы для рисования новый опыт? Многие, наверное, думают, что дети сейчас "продвинутые", увлекаются фантастикой, техникой. В какой степени рисунки современных детей отличаются от рисунков их сверстников, сделанных лет 10 назад. Но есть постоянные темы, близкие детям всех поколений - это люди (22%, природа (21%, затем - дома и строения (17%, животные (15%, машины (14%, семья (11%). Самые маленькие рисуют линии, черточки, круги.
С четырех лет - "обозначают" свои изображения : "это - ракета", "это - дождик", "это - мама", хотя, по сути, на листе изображаются все те же черточки-кружочки.
К 4-м годам появляются любимые темы, например, "Космос", "Животные", "Семья", "Роботы".
После пяти лет ребенок может нарисовать многое - цветы, сюжетные зарисовки, придумывает свои способы изображения, смешивая техники (в одной картине используются фломастеры, карандаши, аппликация).
Одним из главных сюжетов детских рисунков принадлежит изображению человека.
В любом возрасте у ребенка могут быть любимые темы для рисования.
Чем дети предпочитают рисовать?
Фаворитами (по 55,5%) оказались краски и фломастеры. Это самый яркий и простой материал для творчества.
На втором месте идут цветные карандаши (46%) Ими рисовать сложнее, нужно достаточно сильно нажимать, но не переусердствовать. Большинство любителей цветных карандашей оказались в возрасте после пяти лет!
Далее идут авторучки и простые карандаши. Ручкой рисовать легче, она оставляет достаточно яркий след, не нужно сильно нажимать. Оказывается, и малыши до двух лет тоже любят авторучки, потому что часто видят их в руках у взрослых и "зеркально отражают" их предпочтения. Мелки и пальчики оказались самыми редко используемыми "орудиями" рисования.
Рисование пальчиками (окуная в краску, в воду) является исключительно полезным для детей всех возрастов, не только малышей до 2х-3х лет.
С помощью такого рисования снимается скованность, стеснительность, страхи Мелкая моторика также замечательно развивается, а через нее - мышление, речь.