Юлия Адищева
Родительское собрание в подготовительной группе «Психологические условия адаптации ребенка к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи собрания:
• Отчет «Готовность детей к школе»
• Показать родителям трудности периода адаптации ребенка к обучению в школе.
• Дать рекомендации по снижению уровня тревожности в период адаптации.
Формирование навыков коммуникативности у дошкольников в процессе организации совместной деятельности воспитателя с детьми.
Публикация «Родительское собрание в подготовительной группе „Психологические условия адаптации ребенка к школе“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Родительские собрания
- Подготовительная группа
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Общение является одним из основных условий развития ребёнка, важнейшим компонентом формирования его личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Современные дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. У ребенка лучший друг — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультиков или компьютерные игры. Для многих детей все труднее становится нормально взаимодействовать с другими.
Наверняка вам приходилось когда-нибудь слышать, как дошкольник 6-7 лет обращается к взрослому, уважаемому человеку на «ты», а вместо «здравствуйте» звучит «привет»; или как разгорается конфликт между детьми только лишь из-за того, что играющие не смогли договориться друг с другом? Действительно, в настоящее время подрастающему поколению нужна особая способность, помогающая жить в современном мире. Такой способностью является коммуникативность.
Наблюдения за повседневной деятельностью детей, за их общением показывают, что в детских коллективах присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Ребята, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе.
По результатам диагностирования детей в трёх старшевозрастных группах детского сада педагогом – дефектологом Заслоновой Г. В. было выявлено нарушение речи:
В I подготовительной группе (воспитатель Нищева И. П.) - 40 % из общего количества детей;
Во II подготовительной группе (воспитатель Чаусова А. А.) - 20 % из общего количества детей;
В старшей группе (воспитатель Борисова О. В.) - 68 % из общего количества детей.
Все это позволяет говорить о необходимости выстраивания формирования коммуникативных навыков и развитию социальных умений общения
Например, по результатам диагностики:
Диагностика коммуникативных способностей
подготовительная группа
1. Взаимодействие ребёнка со взрослым в различных ситуациях
- высокий уровень 65 %
-средний уровень 25 %
-низкий уровень 5 %
-не обследовано 5 %
2. Понимание ребёнком состояние сверстника
- высокий уровень 85 %
-средний уровень 10 %
-не обследовано 5 %
3. Представление о способах выражения своего отношения ко взрослому
- высокий уровень 85 %
-средний уровень 25 %
-низкий уровень 5 %
-не обследовано 5 %
4. Представление ребёнка о способах выражения своего отношения к своему сверстнику
- высокий уровень 25 %
-средний уровень 65 %
-низкий уровень 5 %
-не обследовано 5 %
Существуют следующие причины возникновения проблем в общении у детей дошкольного возраста: слабая социальная рефлексия, низкий уровень речевого развития, неудовлетворённая потребность в общении, высокая тревожность и низкий социальный статус ребёнка.
Наша задача помочь таким детям. Как можно раньше планомерно и целенаправленно вести работу по формированию у них коммуникативных навыков. Дети, враждебно относящиеся к окружающим, не умеющие спокойно общаться, — это дети, которым плохо. Они живут в своем мире, чувствуют себя не любимыми и не заслуживающими любви. Их отношение к людям вызывает ответную реакцию, от которой они сами же часто страдают. Такие дети часто имеют низкий уровень развития самоконтроля. Они могут подчиняться контролю извне (со стороны взрослых, но сами не умеют контролировать свое поведение, речь. Поэтому просто необходимо развивать коммуникативные навыки у дошкольников, как умения жить в изменяющейся социальной среде. И умение это должно быть основано на этических нормах и правилах.
К старшему дошкольному возрасту ребенок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения.
- сотрудничать;
- слушать и слышать;
- воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;
- говорить самому.
Это является самым важным аспектом в дальнейшем развитии детей, адаптации и обучении в школе.
Социометрия «Два домика»
Цель: Выявить различные статусные положения детей внутри группы.
Воспитатель: Чаусова А. А.
Педагог – психолог: Адищева Ю. В.
Всего детей: 20 Обследовано: 19
Статус детей в коллективе II подготовительная группа (20 детей)
«Звезды» 50%
«Предпочитаемые» 15%
«Принятые» 30 %
«Игнорируемые» 5 %
«Отвергаемые» -
Родители всегда с трепетом и волнением ждут того дня, когда их ребенок пойдет в первый класс. Особенности адаптации ребенка во многом зависят от поведения родителей, и в их силах сделать так, чтобы этот процесс прошел для него наиболее безболезненно.
Обычно родителям кажется, что 1 сентября ребенок станет настоящим первоклассником. Он будет с удовольствием утром вставать в школу, сам делать уроки, интересоваться учебой и забудет про игрушки. Очень часто взрослые не со зла, желая ребенку только добра, говорят: “Хватит играть игрушками, пойди лучше попиши или почитай”. В первые месяцы обучения ребенку можно разрешать брать любимую игрушку в школу, но, заранее обговорив, когда можно с ней играть, а когда нельзя.
Что же происходит на самом деле? Никакого чуда с ребенком не происходит. Он остается все тем же вчерашним дошкольником. Он изо всех сил старается соответствовать требованиям, но у него это не всегда получается. И к стрессу первых школьных дней прибавляется боязнь не соответствовать родительским запросам.
Проблемы адаптации первоклассников
Первый класс школы — один из наиболее тяжелых периодов в жизни детей. При поступлении в школу на ребенка влияет и классный коллектив, и личность педагога, и изменение режима, и непривычно длительное ограничение двигательной активности, и появление новых обязанностей.
Успешность адаптации во многом зависит от наличия у детей адекватной самооценки. Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Процесс этот начинается в раннем возрасте: именно в семье ребенок впервые узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача. В дошкольном возрасте у ребенка складывается ощущение благополучия или неблагополучия.
Диагностика «Лестница»
Цель: Изучение самооценки и соотношения реального и идеального «Я»
Всего детей: 20 Обследовано: 19
Виды самооценки %
Неадекватно завышенная самооценка : 5
Завышенная самооценка: 26
Адекватная самооценка: 69
Заниженная самооценка: -
всего 100
Безусловно, адекватная самооценка облегчает процесс адаптации к школе, тогда как завышенная или заниженная, напротив, осложняют его. Однако даже если у ребенка адекватная самооценка, взрослые должны помнить, что начинающий школьник пока не может справиться со всеми задачами самостоятельно. Чтобы помочь ребенку преодолеть кризис семи лет, помочь адаптироваться к школьным условиям, необходимо понимание и чуткое отношение учителя, внимательность, большая любовь и терпение родителей, а при необходимости — консультации профессиональных психологов.
Нам хорошо известно, что первое полугодие в школе самое трудное. Все дело в том, что в основе усвоения знаний в условиях школьного обучения лежат иные механизмы нежели в детском саду. В дошкольный период знания усваиваются большей частью непроизвольно, занятия строятся в занимательной форме, в привычных для детей видах деятельности. В процессе же школьного обучения главное — научить детей осознавать учебную задачу.
Достижение такой цели требует от учащихся определенных усилий и развития целого ряда важных учебных качеств:
1. Личностно-мотивационное отношение к школе и учению: желание (или нежелание) принимать учебную задачу, выполнять задания педагога, то есть учиться.
2. Принятие учебной задачи: понимание задач, поставленных педагогом; желание их выполнять; стремление к успеху или желание избежать неудачи.
3. Представления о содержании деятельности и способах ее выполнения: уровень элементарных знаний и умений, сформированных к началу обучения.
4. Информационное отношение: обеспечивает восприятие, переработку и сохранение разнообразной информации в процессе обучения.
5. Управление деятельностью: планирование, контроль и оценка собственной деятельности, а также восприимчивость к обучающему воздействию.
Любите своего ребенка и помните, что первое условие школьного успеха – самоценность ребенка для его родителей.
Основные показатели психологической готовности:
• Интеллектуальная готовность ребёнка к школе;
• Личностная готовность к школе;
• Социально – психологическая (коммуникативная) готовность к ребёнка к школе.
Суть психологической готовности ребёнка к школе состоит в определённой системе требований, которые будут предъявлены ребёнку во время учебы. Очень важно чтобы малыш был способен справиться с ними, поэтому нельзя забывать о физиологической готовности детей к школе. Обучение в школе требует от малыша напряжения всех физических сил.
Если у ребёнка
• первая группа здоровья - ему показаны нагрузки гимнастических классов с их максимально насыщенным учебным планом.
• вторая группа здоровья - необходимо задуматься, отдавать ли ребёнка в класс с углубленным изучением отдельных предметов, кроме того, необходимо очень внимательно отнестись к выбору дополнительных кружков.
• Третья и четвёртая группы здоровья – нуждается в тщательном продуманном выборе нагрузок для ребёнка.
Литература:
1. Амонашвили Ш. А. «Школа жизни»: М. : «Издательский дом Шалвы Амоншвили»- 1998.
2. С. И. Семенака «Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе»: АРГТИ-2004.
3. Интернет –ресурсы:
• http://www.psi.lib.ru
• http://citydoctor.ru/
4. М. Ю. Чибисова, Н. В. Пилипко «Психолог на родительском собрании»