Берковская Наталья Владимировна
Психологические особенности консультирования детей и подростков с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с ОВЗ – это дети, у которых наблюдается нарушение психофизического развития (речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта и др., и им чаще всего требуется специальное корректирующее обучение и воспитание.
Особенности работы.
Эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
Публикация «Психологические особенности консультирования детей и подростков с ОВЗ» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Психология подростка
- Психология школьников
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Профориентационной работе должно предшествовать ознакомление с результатами психодиагностики и медицинской диагностики, имеющимися в личном деле подростка, а также учитываться специфика его основного нарушения.
Диапазон различий в развитии детей и подростков с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. От детей, способных при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ОВЗ в целом, но и в каждой входящей в нее категории.
Все эти особенности осложняют профориентационную работу с данными группами. Сложности возникают и на этапе подбора методического инструментария для диагностики, так и при подборе профиля профессиональной подготовки.
Специалистами признается, что профоконсультирование и профориентация для подростков с ОВЗ имеет свою специфику, но разработка современных моделей профессионального самоопределения молодых людей с ОВЗ началась только в последнее время и представлена весьма схематично.
Индивидуальное профессиональное консультирование подростков с ОВЗ должно основываться на знании половозрастных особенностей подростков.
В профессиональном консультировании подростков с ОВЗ структурно включаются следующие виды работы:
-во-первых, анализ результатов медико-психологического обследования (в связи с наличием у подростков на основе главного дефекта в развитии различных нарушений в психическом здоровье);
-во-вторых, психолого-педагогическое обследование (поскольку в процессе обучения, воспитания, развития у этих детей возникают специфические трудности).
-в-третьих, социально-психологическое консультирование, помогающее подростку с ОВЗ включаться как в малые группы, так и быть принятым в более широкое социальное окружение;
Таким образом, индивидуальное профессиональное консультирование, с одной стороны, основывается на общих принципах профориентационной работы, с другой, имеет свою организационную специфику. В основе него лежит гуманистический подход.
Необходимым условием консультирования подростков с ОВЗ является их желание консультироваться - получать помощь в разрешении вопросов (затруднений, обусловленных психологическими причинами, а также готовность принять ответственность за свое профессиональное будущее. Границы этой ответственности у подростков с ОВЗ варьируют от высокой активности и самостоятельности, когда подросток действительно является хозяином собственной жизни и сам стремится искать выход из затруднительных ситуаций, до высокой инфантильности и зависимости от других. И поскольку инфантильность является распространенной чертой подростков с ОВЗ, в ходе профессионального консультирования необходимо предпринимать специальные действия для побуждения (актуализации) собственной активности и ответственности консультируемого : позитивный настрой, укрепление веры в его силы и возможности.
Для повышения эффективности профконсультирования большое значение имеет привлечение к этой работе педагогов и родителей подростков с ОВЗ.
В индивидуальном профессиональном консультировании подростков с ОВЗ, как ни в каком другом, необходимо использовать различные формы работы, такие как групповые тренинги по отработке профессионально значимых навыков, ролевые игры, позволяющие «примерить» различные профессиональные роли, просмотр и обсуждение видеоматериалов и т. п.
В профконсультационной работе с подростками, имеющими ОВЗ, психолог-консультант должен придерживаться определенных принципов:
* умение проявлять эмпатию, рефлексию, принятие.
* толерантность по отношению к лицам с ОВЗ, их надеждам, страхам и личностным затруднениям;
* открытость к восприятию, возможно, нелепых, незрелых суждений подростков с ОВЗ;
* готовность к работе со специалистами смежных областей (дефектологами, психиатрами, педиатрами, невропатологами);
Подростки с ОВЗ являются часто лабильными и очень сензитивными к форме любого высказывания, не только к его содержанию, поэтому чрезвычайно важно соблюдать этико-психологические правила коммуникативного воздействия на них:
С результатами диагностического исследования подростков с ОВЗ нужно начинать знакомить с позитивной информации для того, чтобы эмоционально расположить их к восприятию информации об ограничениях в сфере выбора профессий.
Ту информацию, которая может вызывать негативные эмоции и чувства, необходимо помещать в середине общения консультанта и подростка с ОВЗ.
Методический инструментарий для осуществления профессиональной диагностики должен быть адекватен уровню развития и особенностям здоровья подростков. При выборе профессий необходимо учитывать типологические и индивидуально-личностные особенности подростка, а также перспективы его развития.