Лучший педагог года

Психологические особенности детей раннего возраста (с 2 х месяцев до 1,6 лет)

Светлана Попкова
Психологические особенности детей раннего возраста (с 2 х месяцев до 1,6 лет)
▼ Скачать + Заказать документы

Психологические особенности

детей раннего возраста (с 2х месяцев до 1,6 лет)

Младенческий возраст

(2 месяца – 1 год)

Первый год жизни ребёнка самоценен как сам по себе, так и с позиций отдалённой перспективы. Этот период жизни ребёнка, как никогда в последующем, отличается быстрым темпом физического, психического и даже социального развития.

Ведущий тип деятельности – непосредственно-эмоциональное общение со взрослым.

Публикация «Психологические особенности детей раннего возраста (с 2 х месяцев до 1,6 лет)» размещена в разделах

Зависимость от взрослого носит всеобъемлющий характер. Например, когнитивный: все познавательные процессы реализуются в отношениях с матерью и с помощью нее.

Новообразования:

1. К году ребенок произносит первые слова (складывается структура речевого действия);

2. Осваивает произвольные действия с предметами окружающего мира (структура предметного действия).

Речь:

До года речь ребенка – пассивная: он понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции, но сам не говорит. Но именно в это время закладываются основы речевых навыков. Дети сами закладывают эти основы, стремясь установить контакт со взрослыми с помощью плача, гуления, воркования, лепета, жестов, а затем и первых слов.

Автономная речь формируется около года и служит переходной фазой между пассивной и активной речью. Иногда автономную речь называют детским жаргоном. По форме она является общением. По содержанию – эмоционально-непосредственной связью со взрослыми и ситуацией.

Особенности автономной речи :

- не совпадает с речью взрослых артикуляционно и фонетически ("би-би", а также по значению (многозначность одних и тех же вокализаций);

- общение возможно только с людьми, посвященными в шифр детской речи, и в конкретной ситуации;

- связь между словами своеобразна: речь напоминает ряд восклицаний, произносимых в аффекте.

Начало и конец автономной речи знаменует начало и конец кризиса одного года.

Активная речь. Возникает к 1,6 – 2 годам (у девочек раньше, чем у мальчиков). Запас слов к 1 году около 30. Вопросы "где?", "как?" выполняют специфические функции в организации и саморегуляции поведения. Первые слова – это слова-действия с целью изменения коммуникативной ситуации ("дай!"). Хотя по форме первые слова в большинстве случаев являются существительными, по сути они глаголы.

Во время обучения речи взрослым следует говорить с детьми четко, отчетливо, чтобы передавать им навыки правильной речи. Показывать и называть предметы, рассказывать сказки. Процесс усвоения языка происходит более успешно, если ему помогают родители.

Предметная деятельность.

Предметная деятельность связана с развитием движений у ребенка. В последовательности развития движений есть закономерность.

Движущийся глаз. Известен феномен "глаза новорожденного" – они могут смотреть в разные стороны. К концу второго месяца эти движения уточняются, ребенок способен зрительно сосредоточиваться на предмете. К третьему месяцу движения глаз развиты почти так же, как у взрослого, формируется бинокулярное зрение.

Выразительные движения (комплекс оживления – см. выше).

Перемещение в пространстве – предпосылка усвоения деятельности с предметами. Ребенок последовательно учится переворачиваться, поднимать голову, садиться, ползать, становиться на ножки, делать первые шаги. Все это – в разные сроки, причем на сроки влияет стратегия родителей. Овладение каждым новым движением открывает ребенку новые границы пространства.

Ползание. Иногда пропускает эту стадию.

Хватание. К концу первого полугодия из случайных захватываний игрушки это движение превращается в намеренное.

Манипулирование предметом. Отличается от "настоящих" действий тем, что предмет используется не по назначению.

Указательный жест.

Произвольность движений и жестов, управляемость. Это база для новообразования – предметной деятельности.

Как только ребенок научается ходить, расширяются границы доступного мира. Следовательно, освобождаются реки и ребенок получает возможность действовать с вещами.

Предметная деятельность – это деятельность с предметами согласно их назначению. Но способ действия "не написан" на предметах, он не может быть открыт ребенком самостоятельно. Этому ребенок должен научиться у взрослых людей. Постепенно ребенок овладевает человеческим действием.

Он осваивает:

- назначение предмета;

- способы действий с предметами;

- технику выполнения действий.

В освоении предметной деятельности огромное значение имеют игрушки. Их назначение находится в соответствии с ведущими деятельностями (сначала – в ориентировочном поведении, далее – в общении со взрослыми; затем – в предметной деятельности.

Умственное развитие.

Согласно Пиаже, ребенок до года находится в 1 периоде умственного развития – сенсомоторном. Дети в это время еще не овладели языком и у них нет психических образов для слов. Знания о людях и окружающих предметах складываются у них на основе информации, полученной от собственных органов чувств и случайных движений. Сенсомоторный период проходит через 6 стадий, из которых 4 – до года.

Упражнение рефлексов. Дети "упражняют" все навыки, которыми обладают в данный период развития. Это безусловные рефлексы: сосание, хватание, плач. Кроме этого новорожденные еще умеют смотреть и слушать.

Первичные круговые реакции (1 – 4 месяц жизни). Ребенок начинает приспосабливаться к своему окружению, используя аккомодацию (приспособление старых схем к новой информации).

Вторичные круговые реакции (4 – 8 месяцев). Дети произвольно повторяют те формы поведения, которые доставляют им удовольствие; у них развивается способность восприятия постоянства объекта. С этим качеством связано появление в 7-8 месяцев первых страхов (страх "чужого", а также восприятие постоянства объектов составляет основу привязанности к значимым для ребенка людям.

Координация вторичных схем (8 – 12 месяцев). Происходит дальнейшее развитие всех упомянутых способностей ребенка. Малыши проявляют первые признаки умения предвосхитить события (например, плачут при виде йода).

Базовая потребность возраста.

Базовая потребность возраста – потребность в безопасности, защищенности. Она должна быть базально удовлетворена. В этом главная функция взрослого человека. Если ребенок чувствует себя в безопасности, то он открыт окружающему миру, доверят ему и осваивает его смелее. Если нет – ограничивает взаимодействие с миром замкнутой ситуацией. Э. Эриксон говорит о том, что в младшем возрасте у человека формируется чувство доверия или недоверия к окружающему миру (людям, вещам, явлениям, которое человек пронесет через всю жизнь. Чувство отчужденности возникает при дефиците внимания, любви, ласки, при жестоком обращении с детьми.

В этом же возрасте формируется чувство привязанности.

Выделяют 3 фазы процесса формирования детской привязанности:

1) малыш ищет близости с любым человеком;

2) учится отличать знакомых людей от незнакомых;

3) чувство привязанности возникает к тем людям, которые особо значимы для ребенка.

Вторая половина стабильного периода характеризуется расширением границ общения. Разрывается слитность взрослого и ребенка, появляются двое. Следовательно, изменяется социальная ситуация. В ее изменении – суть кризиса одного года.

Кризис 1 года.

Период перехода от младенчества к раннему детству называют кризисом 1 года. Этот кризис связан с самостоятельностью ребенка. Появляются аффективные вспышки. Они возникают тогда, когда родители не понимают, что требует от них ребенок или не выполняют его желаний. При слове «нельзя» аффективные реакции становятся сильнее (некоторые дети кричат, падают на пол и т. д.

Чаще всего это связано со стилем воспитания в семье. Ребенка нельзя лишать самостоятельности, но это должно быть под контролем взрослых. Не допустим вариант: «при бабушке все можно», а «при папе-нельзя» или «категоричное нет + крик и угрозы». Родители должны набраться терпения и спокойно объясняя, установить новые отношения с ребенком, давая ему некоторую самостоятельность и свободу действий в разумных пределах.

Новообразование кризиса – автономная речь.

Кризис одного года характеризуется освоением речевого действия. Организм младенца регулировала биологическая система, связанная с биоритмами. Теперь же она вошла в противоречие с вербальной ситуацией, основанной на самоприказе или приказе со стороны взрослых.

Кризис характеризуется общим регрессом деятельности ребенка, как бы обратным развитием. Эмоционально проявляется в аффективности. Эмоции примитивные. При этом наблюдаются различные нарушения:

- нарушение всех биоритмических процессов (сон – бодрствование);

- нарушение удовлетворения всех витальных потребностей (например, чувства голода);

- эмоциональные аномалии (угрюмость, плаксивость, обидчивость).

Дети второго года жизни (от 1 года до 2 лет) значительно отличаются от младенцев до 1 года. В чем же главные отличия и особенности этого возраста?

Прошел один год с тех пор, как каждая сидящая здесь мама принесла из роддома своего малыша. Для каждой из вас, наверное, этот год был нелегкий – бессонные ночи, сцеживание молока, прорезывание зубов ваших малышей, тревоги и беспокойства. Но в тоже время каждая из Вас периодически ощущала радость – малыш первый раз улыбнулся, стал реагировать на игрушки, отличать маму от всех остальных, лепечет, стал переворачиваться со спинки на живот, начал ползать, повторяет слоги, а вот уже встал на ноги и сделал первые шаг, сказал первое слово. Все это было у каждой из Вас.

Пошел второй год. Что же интересного можно наблюдать у детей этого возраста?

Во-первых, дети совершенствуются в ходьбе – учатся держать равновесие и уметь передвигаться, что дается им не без труда.

Умение ходить изменяет малыша – маленькое и полностью зависящее от нас существо постепенно становится подвижной, активной и невероятно занятой личностью, способной самостоятельно двигаться и рассматривать все, что его интересует, способной ежедневно делать много «открытий». Благодаря умению ходить малыш начнет осознавать, что он может управлять своим телом, о чем совсем недавно еще не подозревал.

Таким образом, вторая особенность этого возраста – ребенок получает определенную физическую независимость.

Третья особенность заключается в том, что у детей этого возраста начинается новый этап в освоении вещей – они начинают понимать функциональное их назначение (для чего эта вещь) и учатся с ними действовать. До 1 года дети просто производят разные манипуляции с предметами – кидают, складывают, выкладывают и другое. После года начинают употреблять предметы по их прямому назначению – ложка, чтобы кушать; щетка, чистить зубы; лопаткой набирать снег, песочек, землю; а ведром – воду.

Таким образом, четвертая особенность – формирование мышления, которое носит наглядно-действенный характер. Мышление тесно связано с речью.

Пятая особенность этого возраста – овладение речью. С 1г. 6 мес. начинается благоприятный период для очень быстрого овладения речью. Если до 1 года дети отрабатывают произношение звуков, накапливают пассивный словарный запас (много понимают, но не говорят) – норма – 15 слов; то к 1г. 6мес. – до 100 слов – увеличивается словарный запас и активность речи, а к концу второго года словарный запас возрастает до 300 слов.

Известный психотерапевт В. И. Гарбузов сказал: «Первые слова в одно и тоже время произносит и будущий гений, и умственно отсталый, а вот первую фразу из двух слов в полтора года и тем более одну фразу их трех-четырех слов к двум годам построит только ребенок умственно сохранный, интеллектуально полноценный».

Шестая особенность – формирование различных бытовых навыков, в том числе приучение к самостоятельному выполнению гигиенических умений: мытье рук, чистка зубов, одевание и раздевание, аккуратность во время еды, пользование ложкой, горшком, складывание своих вещей, уборка в комнате.

Вот эти главные 6 особенностей данного возрастного периода дают нам, родителям, ощущение, что наши дети растут, двигаются вперед и успешно развиваются!

Родителям следует помнить, что в любом периоде для ребенка, крайне важно, тесное общение с мамой и папой. Постоянно следует разговаривать с ребенком, объяснять, поощрять, хвалить, но и не допускать негативных действий. Кроме того, все мы знаем, что для формирования здорового психического развития необходима доброжелательная атмосфера в семье. Так как, отношения, складывающиеся, между родителями лягут в основу поведения вашего ребенка.

Публикации по теме:

Конспект НОД для детей раннего возраста «Идет снежок» во второй группе раннего возрастаКонспект НОД для детей раннего возраста «Идет снежок» во второй группе раннего возраста Конспект НОД для детей раннего возраста «Идет снежок» Вторая группа раннего возраста Интеграция образовательных областей. Цель: Создание.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования.

Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группыПсихологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы Методическая разработка "Психологические особенности детей раннего возраста и детей 2 младшей группы" РАННИЙ ВОЗРАСТ (2 – 3 года). В развитии.

Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста»Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста» Методическая разработка "Психологические особенности детей старшего возраста" К пяти годам дети умеют сдерживать свои чувства и произвольно.

Психологические особенности среднего дошкольного возрастаПсихологические особенности среднего дошкольного возраста Методическая разработка "Психологические особенности среднего дошкольного возраста" В четыре года у ребенка любимый вопрос: «Почему?» Дети.

НОД в студии раннего развития «Песенка волка» для детей раннего возрастаНОД в студии раннего развития «Песенка волка» для детей раннего возраста Цель занятия: 1. Ознакомление с буквой «У» Задачи: 1. Закрепление правильного произношения звука «А» и звука "У" 2. Обучение выкладыванию.

Особенности проведения занятий с детьми раннего возраста Занятия с детьми раннего возраста значительно отличаются от занятий с детьми среднего и старшего возраста не только объемом и содержанием.

Особенности психологических методов коррекции агрессивности детей подросткового возраста «Особенности психологических методов коррекции агрессивности детей подросткового возраста». За последние годы в России резко увеличилось.

Пальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возрастаПальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возраста С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети.

Занятие с детьми раннего возраста по приобщению к книге «Путешествие в страну Сказок» Тема: «Путешествие в страну Сказок» Цель: формирование у детей бережного отношения и любви к книге. Задачи: - создание условий для формирования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологические особенности детей раннего возраста (с 2 х месяцев до 1,6 лет)
Опубликовано: 14 февраля 2020 в 11:18
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологические особенности детей раннего возраста (с 2 х месяцев до 1,6 лет)» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Попкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД