Юлия Зубкова
Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста (3–4 года)
▼ Скачать + Заказать документы
Ребёнок в возрасте 3 лет может несколько секунд простоять на одной ноге. Перешагивает не приставным шагом препятствие высотой 25-30 см. Поднимаясь вверх по лестнице, ставит по одной ноге на каждую ступеньку; спускаясь, ставит на ступеньку обе ноги. Прыгает на двух ногах. Может ездить на трехколесном велосипеде.
Мелкая моторика
Определяется ведущая, доминантная рука и начинает формироваться согласованная деятельность рук.
Публикация «Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста (3–4 года)» размещена в разделах
Рисует круг, яблоко, мячик, повторяет по показу крест, рисует человека («головонога») без туловища. Основное новообразование – наполняет рисунки конкретным смыслом, то есть отображает предметы окружающего мира. Режет ножницами, делает бахрому, вырезает из бумаги простые фигуры. Нанизывает на веревочку бусины диаметром 1,8 см. Лепет простые фигурки из пластилина. Строит башню по образцу из 9 кубиков, Копирует с модели поезд, строит после показа мост.
Навыки самообслуживания
Полностью одевается сам, расстегивает «молнию», липучки, большие пуговицы, с небольшой помощью взрослых застегивает пуговицы, завязывает шнурки. Аккуратно, в определенном порядке, складывает одежду на стул. Вешает пальто. По мере необходимости пользуется салфеткой и носовым платком. Моет руки с мылом перед едой. Под руководством взрослых ходит в туалет, снимает и надевает штанишки. Помогает мыть себя в ванне – трет тело губкой, моет руки, ноги.
Речевая сфера (Понимание речи)
Часто задает вопросы «Почему?», «Когда?», «Зачем?». Понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа: «Положи кубик под чашку», «Положи кубик в коробку». Ребенок понимает прочитанные, короткие рассказы и сказки со зрительной опорой и без нее. Называет практически все, за исключением одной – двух картинок из групп: животные. Люди, посуда, одежда, транспорт, мебель.
Активная речь
Переход к полноценной речи. Ребенок имеет словарный запас более 400 слов (может достигать 1500 слов). Начинают правильно произносить звуки, уточняют их произношение. В речи использует сложноподчиненные предложения, усваиваются служебные слова. Ребенок овладел множественным числом существительных и глаголов. Остается неусвоенной категория род. К 3 годам усвоен в основных чертах грамматический строй родного языка. С 3х лет устанавливается согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах. Появляются краткие причастия. Отмечаются смешения рода у местоимений: «мая папа». Правильное употребление простых предлогов и многих союзов: чтобы, если, потому что и т. д.
Знает свое имя, фамилию, пол, возраст. Хорошо отвечает на вопросы. Повторяет простую фразу из 6-7 слов и 3х цифр.
Познавательная сфера (Игра и действия с предметами)
Манипулирование предметом без попытки обследования. Подражает большому количеству действий взрослых с предметами быта. Появляются элементы «ролевой» игры (например, играя с куклой, говорит «я-мама», «я-доктор»). Появляются более сложные сюжетные постройки. Включение в игру ребенка этапа «проговаривания действий».
Восприятие
Восприятие ребенка непроизвольное. Легко выполняет задания на вкладывание, ориентируясь на размер:
- собирает без помощи взрослых и речевых инструкций 3х-составную матрешку;
- собирает 4х-составную пирамидку с учетом размера колец (если кольца одного цвета);
- подбирает соответствующие крышки к трем коробкам разных размеров;
- собирает 2х-3х-составную разрезную картинку.
Правильно соотносит 4 пары одинаковых предметных картинок. Пытается строить вертикальные модели, понимает ошибки. Различает, правильно показывает и знает названия 4 основных цветов: красный, желтый, зеленый, синий. Правильно и по назначению использует геометрические фигуры.
Память
Непроизвольная. Ребенок помнит свои имя, фамилию, повторяет простую фразу из 6-7 слов и 3 цифры.
Внимание
Непроизвольное, одноканальное гибкое, способен сам переключать внимание. Сознательный контроль за выполнением действий отсутствует.
Устойчивость внимания (способность ребенка сосредотачиваться на чем либо, например, на игрушке или игровой деятельности) до 15 -20 минут.
Находит 5-6 одинаковых изображений из 10 предметных картинок. Определяет, какого предмета не стало из трех предложенных.
Мышление
Формируются элементы наглядно-образное мышления. Сенсорный интеллект. У ребенка появляются символические функции: язык, игра, «отсроченная» имитация, воспроизводящая события некоторое время спустя, а также внутренняя имитация, составляющая основу образного мышления. У малыша появляется осознание действий прошлого и действий, не связанных с непосредственным его окружением.
Эмоционально-волевая сфера
Ребенок различает мальчиков и девочек. По просьбе «делится», дает игрушку другому ребенку. Появляются символические (творческие) игры.
Воля
С 3 лет поведение ребенка побуждается мотивами. Выделяется ведущий мотив, который определяет поведение дошкольника. Система мотивов легко нарушается под влиянием яркого эмоционального побуждения, что приводит к нарушению хорошо известных правил.