Елена Николаевна Мазуренко
Психологические особенности детей 6–7 лет
Психологические особенности детей 6–7 лет
В возрасте от шести до семи лет в организме ребёнка происходят значительные перемены. Это важный этап в его развитии.
В этот период активно укрепляются опорно-двигательная и сердечно-сосудистая системы, а также мелкие мышцы. Центральная нервная система также претерпевает изменения, становясь более дифференцированной.
Кроме того, в этот период интенсивно развиваются познавательные и мыслительные процессы: внимание, мышление, воображение, память и речь.
Внимание
Публикация «Психологические особенности детей 6–7 лет» размещена в разделах
В дошкольном возрасте внимание ребёнка преимущественно непроизвольно. Однако к концу этого периода начинает формироваться произвольное внимание, когда ребёнок может сознательно направлять его на определённые объекты.
Память
К концу дошкольного возраста развивается произвольная зрительная и слуховая память. Она становится важным инструментом в организации психических процессов.
Мышление
К концу дошкольного периода наглядно-образное мышление достигает более высокого уровня. Начинает развиваться логическое мышление, что позволяет ребёнку выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, а также сравнивать, обобщать и классифицировать их.
Воображение
К концу дошкольного возраста развивается творческое воображение. Этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, а также яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений.
Речь
К концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас, и ребёнок учится использовать сложные грамматические конструкции.
Деятельность ребёнка в возрасте от шести до семи лет характеризуется эмоциональностью и значимостью эмоциональных реакций.
Психическое развитие и становление личности ребёнка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребёнка формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, педагога и одобрения взрослых и родителей. Ребёнок начинает осознавать своё положение в семье и в коллективе сверстников.
У детей старшего дошкольного возраста (шесть-семь лет) формируется рефлексия — осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций.
Важным новообразованием в развитии психической и личностной сферы ребёнка в возрасте шести-семи лет является соподчинение мотивов. Осознание мотивов «я должен» и «я могу» начинает преобладать над мотивом «я хочу».
Ребёнок шести-семи лет стремится к самоутверждению в различных видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают разные сферы жизни.
Осознание своего «я» и возникновение на его основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. Игра, которая была главной ведущей деятельностью в дошкольном детстве, уже не может полностью удовлетворить ребёнка. У него появляется потребность выйти за рамки детского образа жизни и занять доступное ему место в общественно значимой деятельности. Это стремление к принятию новой социальной позиции — позиции школьника — является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей в возрасте шести-семи лет.
Успешность обучения во многом зависит от степени подготовленности ребёнка к школе.
Готовность к школе включает в себя несколько компонентов. Прежде всего, это физическая готовность, которая определяется состоянием здоровья и зрелостью организма и его функциональных систем, так как школьное обучение предполагает определённые умственные и физические нагрузки.