Кудайбергенова Альбина
Психологические особенности детей 2–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Психологические особенности детей 2-3 лет (1 младшая группа).
Показатели Характеристика
Ведущая потребность Потребность в любви, заботе.
Ведущая функция Восприятие
Игровая деятельность Партнерская со взрослыми; индивидуальная с игрушками, игровое действие.
Отношение со взрослыми Ситуативно-деловое: взрослый – источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству.
Отношения со сверстниками Эмоционально-практическое: сверстник малоинтересен.
Публикация «Психологические особенности детей 2–7 лет» размещена в разделах
Эмоции Восприимчивость к эмоциональным состояниям окружающих, «эффект заражения». Проявления положительных и отрицательных эмоций зависит от физического комфорта.
Способ познания Предметно-манипулятивная деятельность, метод проб и ошибок.
Объект познания Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначения.
Восприятие Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма)
Внимание Непроизвольное; быстро переключается с одной деятельности на другую. Удерживает внимание 5-10 мин. Объем внимания 3-4 предмета.
Память Непроизвольная (эмоционально окрашенная информация, преобладает узнавание, а не запоминание; кратковременная. Объем памяти 3-4 предмета из 5.
Мышление Наглядно-действенное: возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами
Воображение Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого образа)
Условия успешности Разнообразие окружающей среды; физический комфорт.
Новообразования возраста Самопознание, усвоение элементарных норм опрятности и поведения в коллективе.
Психологические особенности детей 3-4 лет (2 младшая группа)
Показатели Характеристика
Ведущая потребность Потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка.
Ведущая функция Восприятие
Игровая деятельность Партнерская со взрослыми; индивидуальная с игрушками, игровое действие.
Отношения со взрослыми Ситуативно-деловое: взрослый – источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству.
Отношения со сверстниками Эмоционально-практическое: сверстник малоинтересен.
Эмоции Резкие переключения; эмоциональное состояние зависит от физического комфорта
Способ познания Экспериментирование. Конструирование.
Объект познания Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначения.
Восприятие Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, размер)
Внимание Непроизвольное; быстро переключается с одной деятельности на другую. Удерживает внимание 5-10 мин. Объем внимания 3-4 предмета.
Память Непроизвольная (эмоционально окрашенная информация, преобладает узнавание, а не запоминание; кратковременная. Объем памяти 3-4 предмета из 5.
Мышление Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению ( переход от действий с предметами к действию с образами: предметы – заместители, картинки)
Воображение Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого образа)
Условия успешности Разнообразие окружающей среды; партнерские отношения со взрослыми
Новообразования возраста 1. Планирующая функция речи.
2. Предвосхищение результата деятельности.
3. Начало формирования высших чувств (интеллектуальные, моральные, эстетические).
Психологические особенности детей 3-4 лет
Показатели Характеристика
Ведущая потребность Потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка.
Ведущая функция Восприятие
Игровая деятельность Партнерская со взрослыми; индивидуальная с игрушками, игровое действие.
Отношения со взрослыми Ситуативно-деловое: взрослый – источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству.
Отношения со сверстниками Эмоционально-практическое: сверстник малоинтересен.
Эмоции Резкие переключения; эмоциональное состояние зависит от физического комфорта
Способ познания Экспериментирование. Конструирование.
Объект познания Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначения.
Восприятие Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, размер)
Внимание Непроизвольное; быстро переключается с одной деятельности на другую. Удерживает внимание 5-10 мин. Объем внимания 3-4 предмета.
Память Непроизвольная (эмоционально окрашенная информация, преобладает узнавание, а не запоминание; кратковременная. Объем памяти 3-4 предмета из 5.
Мышление Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению ( переход от действий с предметами к действию с образами: предметы – заместители, картинки)
Воображение Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого образа)
Условия успешности Разнообразие окружающей среды; партнерские отношения со взрослыми
Новообразования возраста 1. Планирующая функция речи.
2. Предвосхищение результата деятельности.
3. Начало формирования высших чувств (интеллектуальные, моральные, эстетические).
Психологические особенности детей 4-5 лет.
Показатели Характеристика
Ведущая потребность Потребность в общении, познавательная активность
Ведущая функция Наглядно-образное мышление
Игровая деятельность Коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация
Отношения со взрослыми Внеситуативно-деловое: взрослый – источник информации
Отношения со сверстниками
Ситуативно-деловое: сверстник интересен как партнер по сюжетной игре
Эмоции Более ровные старается контролировать, проявляются элементы эмоциональной отзывчивости.
Способ познания Вопросы, рассказы взрослого, экспериментирование.
Объект познания Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые
Восприятие Восприятие сенсорных эталонов, свойств предметов.
Внимание Внимание зависит от интереса ребенка, развиваются устойчивость и возможность произвольного переключения. Удерживает внимание 10-15 мин
Объем внимания 4-5 предметов
Память Кратковременная, эпизодическое запоминание зависит от вида деятельности. Объем памяти 4-5 предмета из 5, 2-3 действия.
Мышление Наглядно-образное
Воображение Репродуктивное, появление творческого воображения
Условия успешности Кругозор взрослого и хорошо развитая речь
Новообразования возраста 1. Контролирующая функция речи: речь способствует организации собственной деятельности.
2. развитие способности выстраивать элементарные умозаключения.
Психологические особенности детей 5-6 лет.
Показатели Характеристика
Ведущая потребность Потребность в общении, познавательная активность
Ведущая функция Наглядно-образное мышление
Игровая деятельность Коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация
Отношения со взрослыми Внеситуативно-деловое: взрослый – источник информации
Отношения со сверстниками Ситуативно-деловое: сверстник интересен как партнер по сюжетной игре
Эмоции Более ровные старается контролировать, проявляются элементы эмоциональной отзывчивости.
Способ познания Вопросы, рассказы взрослого, экспериментирование.
Объект познания Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые
Восприятие Восприятие сенсорных эталонов, свойств предметов.
Внимание Внимание зависит от интереса ребенка, развиваются устойчивость и возможность произвольного переключения. Удерживает внимание 10-15 мин
Объем внимания 4-5 предметов
Память Кратковременная, эпизодическое запоминание зависит от вида деятельности. Объем памяти 4-5 предмета из 5, 2-3 действия.
Мышление Наглядно-образное, начало формирования логического мышления.
Воображение Репродуктивное, появление творческого воображения
Условия успешности Кругозор взрослого и хорошо развитая речь
Новообразования возраста 1. Контролирующая функция речи: речь способствует организации собственной деятельности.
2. Развитие способности выстраивать элементарные умозаключения.
Психологические особенности детей 6-7 лет.
Показатели Характеристика
Ведущая потребность Потребность в общении, познавательная активность
Ведущая функция Наглядно-образное мышление
Игровая деятельность Коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация
Отношения со взрослыми Внеситуативно-деловое: взрослый – источник информации
Отношения со сверстниками Ситуативно-деловое: сверстник интересен как партнер по сюжетной игре
Эмоции Более ровные старается контролировать, проявляются элементы эмоциональной отзывчивости.
Способ познания Вопросы, рассказы взрослого, экспериментирование.
Объект познания Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые
Восприятие Восприятие сенсорных эталонов, свойств предметов.
Внимание Внимание зависит от интереса ребенка, развиваются устойчивость и возможность произвольного переключения. Удерживает внимание 10-15 мин
Объем внимания 4-5 предметов
Память Кратковременная, эпизодическое запоминание зависит от вида деятельности. Объем памяти 4-5 предмета из 5, 2-3 действия.
Мышление Наглядно-образное, начало формирования логического мышления.
Воображение Репродуктивное, появление творческого воображения
Условия успешности Кругозор взрослого и хорошо развитая речь
Новообразования возраста 1. Контролирующая функция речи: речь способствует организации собственной деятельности.
2. Развитие способности выстраивать элементарные умозаключения.