Оксана Лапа
Психологическая профилактика в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА В ДОУ
Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. Это период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Вместе с тем детский возраст характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью. И от того, насколько плодотворным, эмоционально-положительным и непринужденным будет общение со сверстниками и взрослыми, во многом зависит эмоционально-личностное, познавательное развитие малыша, его адаптация и дальнейшая социализация.
Публикация «Психологическая профилактика в ДОУ» размещена в разделах
При переходе на следующую возрастную ступень необходимо обеспечить условия оптимального перехода для предупреждения возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности в процессе непрерывной социализации. Психологическая профилактика – это целенаправленная систематическая совместная работа педагога-психолога и педагогов : по предупреждению возможных социально-психологических проблем; по созданию благоприятного психологического климата; по выявлению детей группы риска (по различным основаниям); разработка конкретных рекомендаций педагогическому персоналу, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания и развития детей.
Основные функции психолога в детском дошкольном учреждении связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка. Реализация этих функций требует выполнения целого ряда связанных друг с другом видов работ как непосредственно с детьми, так и с их родителями и педагогами детского сада.
ПЛАН ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ ДЛЯ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП
ЦЕЛЬ:
обеспечить раскрытие возможностей детей дошкольного возраста, снизить влияние рисков на развитие ребенка, его индивидуальности (склонностей, интересов, предпочтений, предупредить нарушения в становлении личностной и интеллектуальной сфер через создание благоприятных психогигиенических условий в ДОО.
ЗАДАЧИ:
Сохранение психологического здоровья детей.
Предупреждение развития отклонения путем ранней диагностики.
Разработка и реализация групповых психопрофилактических программ.
Психологическое сопровождение детей в период адаптации.
Психологическое сопровождение детей подготовительной группы: подготовка к школе, мониторинг развития.
Проведение различных видов работ по созданию благоприятного психологического климата.
№
Содержание работы
Участники образовательных отношений
Сроки
Предполагаемый результат
Образовательный психологопедагогический проект «Адаптация с улыбкой»
Вновь поступившие воспитанники
июнь - октябрь
Психологическая поддержка детей.
Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду.
Наблюдение за детьми «Адаптированность к ДОУ»
Воспитанники младшей группы
сентябрь
октябрь
Благоприятный адаптационный период
Психопрофилактическая работа с детьми подготовительных к школе групп по повышению мотивационной готовности детей к школе
Воспитанники подготовительной к школе группа
сентябрь
апрель
Повышение мотивации детей к обучению в школе.
Групповые психологические часы общений : Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. Куражева Н. Ю., Козлова И. А.
Воспитанники подготовительной к школе группа
октябрь - апрель
Развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации, доброжелательного отношения к сверстникам, чувства принадлежности к группе, посредством
Групповые развивающие занятия по программе готовности к школе «Дорога в страну знаний»
Воспитанники подготовительной к школе группа
октябрь
Построение безболезненной системы адаптации к школе выпускников ДОУ
Наблюдение за игровым взаимодействием детей
Воспитанники младшей группы
сентябрь - май
Обеспечение безопасной и психологически комфортной образовательной среды
Семейный интеллектуальный турнир способностей «Умники и умницы»
Воспитанники старшей группы
февраль
март
Предупреждение возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей и взрослых
Кружковая работа
Воспитанники подготовительной к школе группа
течение года
Активное воздействие педагога-психолога на развитие личности и индивидуальности ребёнка
Коммуникативные, психопрофилактические, пальчиковые, подвижные групповые игры, психогимнастика.
все возрастные группы
течение года
Создании условий для эмоционального благополучия детей
Профилактические занятия с детьми (Программа психопрофилактических занятий для детей 3-4, 4-5, 5-6 лет Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М.)
все возрастные группы
1 раз в неделю
Оказание психологической помощи для сглаживания негативных симптомов психологического кризиса
Тренинговой работой с детьми (Тренинг общения с ребенком Лютова Е. К., Монина Г. Б.)
все возрастные группы
1 раз в неделю
Развитие коммуникативных способностей