Шестакова
Психологическая практическая игра «3 комнаты чувств»
▼ Скачать + Заказать документы
Практическая игра «Три комнаты чувств».
Цель: формирование эмоционального интеллекта у детей и подростков.
Задачи:
1. сплочать коллектив подростков с целью «борьбы» с негативными (в т. ч. аутодеструктивных) состояниями, профилактикой сниженного настроения;
2. актуализировать осознание подростками своих нравственных ценностей и положительных черт личности как ресурса преодоления кризисных ситуаций;
3. формировать навыки принятия обоснованных решений, эффективного общения, командной работы;
4. раскрывать творческий потенциал участников;
Публикация «Психологическая практическая игра „3 комнаты чувств“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Психологические игры
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
5. создавать длительный эффект позитивного эмоционального заряда;
6. создавать в процессе образовательной деятельности благоприятную психологическую атмосферу, обогащать эмоционально-чувственную сферу обучающихся;
7. повышать самооценку и взаимную оценку друг друга, за счет проявления личностных качеств.
Комната №1
«Комната гнева»
Психолог :
- Здравствуйте ребята, я рада вас видеть! (в комнате развешаны фотографии людей, которые злятся и гневаются). Я предлагаю вам осмотреться, что вы видите вокруг себя? Как вам кажется, что чувствуют люди на этих фотографиях -O-? Правильно, они злятся, обижаются, гневаются!А вы испытывали такие чувства и эмоции? Как часто вы их испытываете? А что может вас расстроить, рассердить? А как вы думаете, а сердиться и расстраиваться это плохо?
- Ребята, проявлять гнев полезнее, чем подавлять его, но только безопасным для окружающих людей способом. Именно гнев и злость помогают нам себя защитить или добиться цели. (Пример)
Злость - эмоция нормальная и иногда полезная. Но важно разделять саму эмоцию и формы ее проявления. До тех пор, пока вы не нарушаете чужих границ, гнев адекватен.
Психолог : Ребята, а как вы себя ведете, когда злитесь и расстраиваетесь -O- А как распознать приближающуюся вспышку гнева? Существуют несколько признаков:
- физические;
- поведенческие;
- когнитивные.
Какие могут быть физические признаки:
Физические признаки - это то, как наш организм реагирует на гнев. (Помогите детям определить физические признаки, поговорив об изменениях, происходящих в их теле, когда они сердятся). Это, например, усиленное сердцебиение, потение или стеснение в животе или в груди. По этим признакам мы можем понять, что мы рискуем дать гневу подняться па следующий уровень, и это поможет нам принять меры, чтобы взять свое поведение под контроль.
Поведенческие признаки
Поведенческие признаки - это то поведение, которое мы показываем, когда сердимся. Эти признаки видны окружающим и служат предупреждающим знаком, что наш гнев стремится к своему пику. Люди в гневе, например, сжимают кулаки, начинают мерить шагами комнату или срываются на пронзительный крик.
В основе гнева всегда лежат другие эмоции. Гнев - вторичная эмоция, а значит, мы выражаем гнев, когда на самом деле смущены, испуганы, нам больно или грустно. Один из способов контролировать гнев это найти его подлинную причину. Истинной эмоцией, которую мы испытываем, - это огорчение.
Когнитивные признаки - это то, что мы говорим себе, когда сердимся, у нас же возникают мысли. То, как мы реагируем на события, может влиять на то, как мы выражаем свой гнев. Например, ребенок может воспринять отзыв сестры о его новой прическе как резкую критику, а на самом деле это было просто благодушное замечание. Необходимо понимать, что имел в виду собеседник, а не считать, будто сестра отозвалась о новой прическе оскорбительно, отчего, конечно, хочется рассердиться и начать защищаться. В данном случае главной идеей могла бы быть мысль, что сестре действительно нравится новая прическа и она заметила перемену. Положительный взгляд на вещи - инструмент, которым мы будем использовать на протяжении всей жизни, чтобы хорошо ладить с другими.
Некоторые примеры базовых правил:
1. не причинять физических страданий другим людям, то есть нельзя драться, пинаться, щипаться или ограничивать физическую свободу другого человека;
2. не портить ничьи личные вещи, то есть не кидать, не рвать и не ломать, что бы то ни было;
3. не сквернословить, будь то в адрес родителей, родственников или друзей.
Сегодня я вам хочу предложить правильно проявлять злость.
Упражнение «Стаканчик для криков».
Цель: совершенствование умения выражать свой гнев в приемлемой форме, снижение эмоционального напряжения.
Оборудование: стаканчик.
Упражнение «Листок гнева».
Цель: формирование умения выражать свой гнев в приемлемой форме, снижение эмоционального напряжения.
Оборудование: лист бумаги, карандаш, мусорное ведро
«Комната страха»
Психолог :
-Здравствуйте ребята, я рада вас видеть! Сегодня мы поговорим с вами о коварном злодее, который любит управлять чувствами людей. Он залезает в их мысли, говорит и творит всякие гадости, от которых сложно отвлечься. Не удивлюсь, если и вы попадали под его влияние. Как вы думаете, кто это? (Предположения учащихся)
- Что такое страх?
- Когда он бывает?
- Как выглядит человек, испытывающий страх?
- Зачем природа дала нам это чувство?
- Что оно нам приносит - вред или пользу?
- Как не оказаться в паутине собственных страхов?
- Каким образом справляться со своими страхами?
Психолог : сегодня я хочу вам предложить приблизиться к вашим страхам и посмотреть на них с другой стороны!
Упражнение «Нарисуй свой страх»
Цель: преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха,
снижение эмоционального напряжения.
Время: 40 м.
Материалы: цветные карандаши либо фломастеры, бумага А4.
Участникам предлагается нарисовать свой страх.
по очереди рассказывают о своих рисунках. Идёт обсуждение. После чего участникам предлагается несколько вариантов на выбор избавления от своего страха: уничтожить рисунок (страх); превратить страшное в смешное, дорисовав рисунок; украсить его, чтобы оно само
себе понравилось и стало добрым; либо свой вариант придумать.
Вопросы:
1. Что изображено на рисунке? Расскажи о нём подробнее.
2. Какие ощущения у тебя возникали во время рисования?
3. Какой способ избавления от страха ты выбрал? Какой этот страх сейчас?
4. Какие ощущения у тебя возникали во время «избавления»?
5. Изменилось ли твоё отношение к данному страху теперь?
Комната №3
«Комната добрых дел»
Психолог :
- Здравствуйте ребята, я рада вас видеть! Сегодняшнюю встречу я хочу начать с одной истории. (Звучит спокойная музыка)
Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон, берег был буквально усеян ими.
— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? спросил человек, подходя ближе.
— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то они погибнут, - ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
— Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:
— Нет, мои попытки изменят очень много. для этой звезды.
(вопросы к притче)
С КАКИМИ СЛОВАМИ АССОЦИИРУЕТСЯ СЛОВО ДОБРО?
Добро – нежность, забота, внимание, верность, радость, дружба, свет, любовь.
Упражнение «Магическая свеча»
-В народе говорят: «Добро творит чудеса». Зажжем свечу и представим, что она магическая, и отныне все, кто возьмет ее в руки, превращаются в волшебника. Включите свою фантазию, представьте, что каждый из вас стал добрым волшебником. Чтобы вы сделали, став волшебником? Начните так:
- Если бы я стал добрым волшебником, я бы сделал.
Как воспитать в себе доброе отношение к людям? Дети совместно с педагогом – психологом придумывают и вспоминают ситуации в которых можно сделать доброе дело.
Идя по улице с мамой, помоги нести ей тяжелую сумку.
Уступи место в автобусе пожилым людям.
Защищайте девочек, маленьких детей.
Не допускайте грубости.
Будьте добрым человеком!
Поступать по законам доброты – это красиво, почетно, потому что добрые дела и поступки живут в веках.
Улыбнуться прохожему.
Помочь молодой маме вынести коляску.
Помочь донести тяжелую сумку бабушке.
Вежливо или ласково поговорить со встретившимся Вам пенсионером.
Отвезти свои мягкие игрушки и хорошие, но давно не используемые вещи в детский дом.
Уступить свое место в очереди тому, кто стоит за вами. Это может быть домохозяйка в супермаркете, которую ждут дети.
Сделать кормушку для птиц.
Покормить бездомных кошек или собак.
Психолог : Слушая вас, я поняла, какие вы добрые. Недаром говорят, добро живет в душе каждого человека. Не забывайте, что в этом огромном мире многие люди нуждаются в доброте ваших сердец.