Мосиенко Анна Васильевна
Консультация для родителей «Цветы нашей жизни. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Вступительное слово педагога
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня наша встреча посвящена психологической готовности ребенка к школьному обучению. Начало школьной жизни — серьезное испытание для детей, т. к. оно связано с резким изменением образа жизни. Каждый ребенок проживает процесс адаптации к школе. И чем больше у ребенка нужных умений, качеств
Публикация «Консультация для родителей „Цветы нашей жизни, Психологическая готовность ребенка к школьному обучению“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
и навыков, тем быстрее и безболезненней он сумеет адаптироваться. Предлагаю сегодня вместе разобраться, чем мы можем помочь ребенку при подготовке к школьному обучению.
2. Упражнение «Цветок»
Участникам предлагается взять из конверта № 1 по цветку, раскрасить его, а затем сравнить с цветками соседей. Время — 2–3 мин.
Слово педагога: Все цветы были одинаковые по размеру, цвету, форме. Скажите, после того как вы их раскрасили, можно ли найти два совершенно одинаковых цветка? Мы — взрослые люди — ПРИ ОДИНАКОВЫХ УСЛОВИЯХ делаем все по-разному.
Педагог формулирует первое правило.
Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими! Нет другого такого!
3. Упражнение «Вырасти цветок»
Слово педагога: Что необходимо для хорошего роста и развития цветка?. Прежде всего, ему необходимы благодатная почва и крепкие корни. В психологической интерпретации сильные корни — это познавательные психические процессы : зрительная и слуховая память, мышление, внимание, творческое воображение, восприятие. От уровня их развития зависит уровень интеллектуальной готовности к обучению. Но развивая способности ребенка, следует знать одно очень важное правило, о котором я вам расскажу чуть позже. (Участникам предлагается взять заготовки из конверта № 2.)
Напишите на «корешках», какие психические процессы у вашего ребенка развиты достаточно хорошо, а на какие следует обратить внимание. Наклейте их внизу листа в зависимости от того, насколько они хорошо развиты, — чем лучше, тем выше, но так, чтобы занимаемая площадь не превышала 1/4 листа. (Время выполнения — 3 мин.)
Я хочу продемонстрировать один простой опыт. (Для проведения приглашается один из родителей по желанию. Используется любая плоскость.) Это наклонная плоскость. А это шар. Надо прокатить шар ВВЕРХ по наклонной плоскости. (Родитель выполняет действие.) У вас получилось? Что способствовало этому?. ( Возможные варианты ответа: «приложенные усилия», «я его все время подталкивала».) Правильно, вы все время подталкивали шар и направляли его. В противном случае он неизбежно начал бы движение назад, в обратную сторону. Шар — это умственная деятельность человека. Секрет заключается в том, что наш ум требует постоянной загрузки, усилий для развития.
Педагог формулирует второе правило.
В развитии интеллекта нет «стоячего» положения. Если мы не движемся вперед, то неизбежно скатываемся назад. Следовательно, развитие и обучение должны быть стабильными и постоянными. Стоит нам на время сделать перерыв и наверстать упущенное будет нелегко.
4. Упражнение «Подготавливаем почву»
Слово педагога-психолога : Почвой, питающей корни и способствующей росту цветка, является мотивация. Подумайте и скажите: желание пойти в школу и желание учиться — это одно и то же?.
Комментарий. В ходе рассуждений педагог-психолог подводит родителей к выводу о том, что если ребенок идет в школу ради нового ранца, модного школьного костюма или говорит «в школе не надо спать» и т. п., то его привлекают лишь внешние стороны обучения. Тогда как основной деятельностью ребенка в школе является учение, узнавание нового. Поэтому главное, что должно быть сформировано, — это желание учиться! Родителям не стоит запугивать ребенка школой или, наоборот, настраивать на легкость учения. Полезнее сказать: «В школе будет трудно, но интересно. Ты узнаешь много нового!», чем высказывать что-то пугающее своей неопределенностью: «Вот придешь в школу — тогда и узнаешь…».
Инструкция. Участникам предлагается взять полоски из конверта № 3 и на них написать 3–5 фраз, которыми они мотивируют своего ребенка к обучению в школе. Далее полоски необходимо наклеить на листы, с которыми началась работа в задании 2, над «корешками» цветка.
Педагог формулирует третье правило.
В детях надо развивать самостоятельность, поощрять инициативность, замечать их успехи в изучении окружающего мира и помогать учиться новому, а не делать все за них.
5. Упражнение «Капельки веры»
Слово педагога: Достаточно ли для благоприятного роста цветка только хорошо развитой корневой системы?. Для того чтобы цветок расцвел, его необходимо поливать и удобрять почву под ним. И если под корнями мы подразумеваем познавательные процессы, то под драгоценной влагой для нашего цветка следует понимать веру в ребенка, поддержку, оптимизм, поощрение, ответственность и т. п.
Инструкция. Участникам предлагается взять материал из конверта № 4. На капельках написать те слова, которыми они готовы подбодрить ребенка, развивая в нем уверенность в собственных силах и возможностях. Капельки наклеиваются на лист.
6. Упражнение «Солнце»
Слово педагога: Для активного роста цветка необходимо, чтобы его осветило яркое солнце. Вспомнив выражение «Учение — свет», мы можем говорить о том, что свет для детей — это школа, которая дает им знания.
Инструкция. Участники работают с материалом из конверта № 5. Им предлагается написать на лучах солнца, что они ожидают от обучения ребенка в школе, что должна дать школа, чтобы этот процесс был успешен. Солнце наклеивается в верхнем углу листа.
Слово педагога: Мы укрепили корни, подкормили и согрели цветок, и он начал расти. Нарисуйте стебель цветка и его листочки. Что еще необходимо цветку, для того чтобы противостоять различным природным явлениям?. Сила и выносливость цветка зависят от способности переносить нагрузки и справляться с трудностями. Так же и ребенка необходимо приучать к физическим упражнениям и подвижным играм. Подвижные игры развивают координацию движений, важную при ориентировке в пространстве, волевые качества, внимание, формируется умение выполнять правила. Хорошее развитие мускулатуры, мышц спины позволит ребенку справиться с физическими нагрузками, которые ему придется переносить в школе.
Также важно, насколько развиты у ребенка мелкие группы мышц, т. е. мелкая моторика. Пропуски букв, описки, разная высота букв — все это результат ее недостаточного развития. Кроме того, существует тесная взаимосвязь между координацией движений и речью. Поэтому необходимо, чтобы ребенок занимался лепкой, аппликацией, работал с ножницами, природным материалом, крупами, бисером. Хорошо развивает мелкую моторику рисование разными техниками: от простой штриховки до пальчикового и точечного рисунка. 7. Упражнение «Лепестки будущего»
Слово педагога: На лепестках цветка напишите то главное, чему должен научиться ребенок, что вы ждете от него в будущем, каким вы его видите. В центре цветка напишите имя своего ребенка. Приклейте цветок к стеблю. Если есть необходимость, можете что-то в нем поправить.
8. Упражнение «Поляны»
Слово педагога: Мы вырастили замечательные цветы. Однако, если присмотреться… нашим цветочкам немного одиноко в этом мире. Как для цветка, так и для ребенка важно иметь доброжелательное окружение, которое будет способствовать его развитию и росту. Ребенок должен уметь общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми. Ведь по сути весь процесс обучения представляет собой общение между учителем и учеником. От того, насколько ребенок контактен, умеет внимательно слушать, обладает развитой речью, зависит успешность усвоения школьных знаний. Задача родителей — научить его простым правилам общения.
Инструкция. Участникам предлагается объединиться в группы и из полученных цветов сформировать поляны. Здесь дается полная свобода проявлению родительской фантазии.
9. Тестирование
Тест «Насколько мой ребенок готов к обучению в школе»
Инструкция. Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.
1. Хочет ли ребенок идти в первый класс?
2. Считает ли ребенок, что в школе узнает много нового и интересного?
3. Может ли ребенок в течение некоторого времени (15–20 мин) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п. ?
4. Можете ли Вы сказать, что Ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей?
5. Умеет ли ребенок связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?
6. Знает ли ребенок стихи наизусть?
7. Может ли ребенок назвать заданное существительное во множественном числе?
8. Умеет ли ребенок читать хотя бы по слогам?
9. Считает ли ребенок до десяти в прямом и обратном порядке?
10. Умеет ли ребенок прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?
11. Может ли ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?
12. Любит ли ребенок рисовать, раскрашивать картинки?
13. Умеет ли ребенок работать с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги?
14. Может ли ребенок из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?
15. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
16. Есть ли у ребенка навыки обобщения (например, может ли он назвать одним словом «фрукты» яблоки и груши?
17. Любит ли ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием (например, рисовать, собирать конструктор и т. д.).
Общее кол-во баллов: ___
Интерпретация результатов:
• 15 и более баллов — ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с Вашей помощью сможет с ними справиться.
• 10–14 баллов — Вы на верном пути. За время занятий ребенок многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые Вы ответили отрицательно, укажут, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.
• 9 и менее баллов — Вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому Ваша задача — систематически заниматься с ним, тренироваться в выполнении различных упражнений.
10. Заключительное слово педагога-психолога
С первого сентября у ваших детей все будет по-новому: уроки, учитель, школьные товарищи. Теперь мы с вами — один большой коллектив. Нам предстоит вместе радоваться и преодолевать трудности, взрослеть и учиться. Учиться — значит учить самих себя. Как правило, вместе с детьми учатся их мамы и папы, бабушки и дедушки. Учится вместе со своими учениками и учитель.
Напоследок предлагаю вам еще один эксперимент. Похлопайте в ладоши… Спасибо! А теперь попробуйте сделать хлопок одной ладошкой… Получается?. Нет. Нужна вторая ладошка. Хлопок — это результат действия двух ладоней. Учитель — это только одна ладошка. И каким бы сильным, творческим и мудрым он ни был, без второй ладошки, т. е. без вас, он бессилен.
Отсюда можно вывести главное правило.
Только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании и обучении детей.