Екатерина Некрасова
Психологическая культура как объект изучения
▼ Скачать + Заказать документы
Динамичные изменения, происходящие в современном, обществе (Ю. М. Арский, В. П. Зинченко, В. А. копылов, А. И. Ракитов, А. Тоффлер и др., вызывают у представителей разных профессий, в т. ч. и у педагогов, процессы психической и личностной напряженности, требуют от него особых умений в определении оптимальных путей в решении профессиональных и жизненных задач, выход из затруднительных ситуаций. Особая роль в этом процессе принадлежит базовой характеристики личности-психологической культуре педагога.
Публикация «Психологическая культура как объект изучения» размещена в разделах
Понятие "психологическая культура"
Согласно исследованию О. И. Моткова. ю "психологическая культура - в развитом виде это оптимально организованный и протекающий процесс жизни". Наряду с оптимальным образом жизни, она обеспечивает устойчивое гармоничное функционирование личности и является одновременно его выражением.
С точки зрения О. И. Моткова, психологическая культура проявляется и в развитом чувстве ответственности перед природой за оптимальное протекание своей и другой жизни, в отношении к жизни как к природному дару, интересному эксперименту и самовоспитанию. законы мировой гармонии, всеобщего единства разнонаправленных и противоположных сил и тенденций, космической творческой игры, многообразия и другие, лежащие в основе устройства природы, предполагают нас к тому, чтобы мы по возможности наиболее оптимально воспользовались даром жизни, научились жить и в конечном итоге прожили жизнь достаточно конструктивно-гармонично, гибко, творчески и полно.
О трудности определения и понимания психологической культуры как феномена свидетельствуют тот факт, что психологическая культура как самостоятельное понятие не раскрывается в психологических исследований, направленных на изучение сущности, закономерностей и механизмов развития психологической культуры как отдельного образования.
Основы психологической культуры в образовании были заложены П. Ф. Каптеревым, Н. И. Пироговым, Л. Н. Толстым, К. Д. Ушинским и др. Термин "психологическая культура" относительно часто встречается в литературе, но предметом специальных исследований эта проблема стала недавно.
В настоящее время в специальной литературе проблема психологической культуры рассматривается в основном в рамках профессиональной культуре педагога, руководителя образовательного учреждения, психология образования, общей культуры учащегося (Н. И. Лифинцева, Г. И. Марасанов, Ф. Ш. Мухаметзянова, А. Б. Орлов, Н. Т. Селезнева и др., культуры организации (А. А. Деркач, Р. Рюттингер и др.).
Психологическая культура в работе Т. В. Шубницыной показана как сложное, целостное, личностное образование, включающее в себя: эмоционально-мотивационный, когнитивный, деятельностный компоненты и характеризуется психологической компетентностью, адекватным применением знаний, умений, навыков для решения психологических проблем по отношению к себе, к другим людям и к миру в целом. Только изменение соответствующих компонентов (эмоционально-мотивационного, когнитивного, деятельностного) свидетельствуют о развитии психологической культуры у обучающихся. В таокм понимании человек рассматривается как субъект деятельности (учебной, трудовой, как творец собственной жизни, как распорядитель душевных и телесных способностей.
Психологическая культура педагога и личностный рост ребенка
В работах, посвященных исследованию психологической культуры субъектов педагогического процесса, проблема формирования (развития) психологической культуры находит свое отражение. Главным условием реализации новой культуросообразной и гуманистической парадигмы образования называет психологическую культуру С. П. Иванова. уметь сопереживать обучающемуся, сочувствовать ему, проявлять доброжелательность, чувство сопричастности ко всем его "победам" и "поражениям" - это ведущие качества педагога-воспитателя, важнейшая предпосылка для установления с воспитанниками уважительных взаимоотношений. таков точки зрения придерживается А. А. Бодалев, размышляя о качествах воспитателя-педагога в контексте психологической культуры.
Ф. Ш. Мухаметзянова психологическую культуру определяет как профессиональное качество, позволяющее педагогу познать своего ученика, сущность своей деятельности, цели образовательного учреждения в современных условиях, обладать психоаналитическими свойствами, способствующими самоанализу, самооценке, самопознанию личности самого педагога. Основными качествами, отражающими психологическую культуру личности педагога и выступающими ее компонентами, являются педагогическое мышление, педагогическая эрудиция, педагогическое целеполагание, педагогическая интуиция, педагогическая импровизация, педагогическая наблюдательность, педагогический оптимизм, педагогическое прогнозирование, педагогическое предвидение, педагогическая рефлексия.
Гуманизация образовательной сферы актуализировала значительное количество вопросов, ряд из которых не имеет готовых ответов. перед педагогами поставлены задачи осуществления личностно-ориентированного подхода, построения в ходе педагогического процесса субъект-субъектного взаимодействия, поддержки личностного роста ребенка в образовательной работе. Эмоциональная готовность педагогов принять новую парадигму образования оказалась недостаточной. Интуиция, которой, несомненно, обладают многие воспитатели является очень важным, но недостаточным условием организации педагогического процесса на гуманистических началах. Иногда это влечет за собой срывы в попустительство или возврат в авторитаризм, дискредитирует саму идею гуманизации. Конечно, многие педагоги пытаются находить точки соприкосновения учебного и воспитательного процессов. Но, как заметила на одном из парламентских заседаний в марте 2002 года В. Матвиенко, в образовательной работе воспитательная функция занимает все меньше место, педагог превращается в ретранслятора знаний, умений и навыков, его личность перестает быть "образом идеальной зрелости", а статус не является привлекательным. Одним из источников этой проблемы, на наш взгляд, является уровень психологической культуры педагогов и современного общества в целом.
Н. Д. Ватутина рассматривает существующие ошибки в практике общения воспитателя с детьми и предполагает, что "педагогическое общение выступает как средство гуманизации педагогического процесса только при условии, что содержание, средства и формы, а также стиль общения воспитателя с ребенком имею личностную направленность, учитывают "зону ближайшего развития" ребенка, его потребностно-мотивационную сферу и способствуют дальнейшему развитию его деятельности и личностных качеств. При этом все компоненты деятельности общения воспитателя должны быть педагогически целесообразны и выполнять в совокупности определенные функции, способствующие формированию личности и установлению активно положительного воспитателя с детьми, обеспечивающему успешность в воспитании ребенка (Ватутина Н. Д.).
"Подлинная психологическая культура педагога предполагает культуру его убеждений, переживаний, представлений и влияний, проявляющуюся в отношении и к самому себе (прежде всего, и к обучающимся. Такая культура является результатом постепенного преодоления и изживания невротических (то есть неаутентичных, иллюзорных) компонентов собственного внутреннего мира разного рода психотерапевтических по своей сути практиках". Такое определение профессиональной психологической культуры педагога дается в исследовании А. Б. Орлова. В таком понимании психологическая культура подразделяется на следующие компоненты: убеждения, переживания, представления о самом себе (рефлексия, педагогические влияния.
Таким образом, психологическая культура является основой или базовой характеристикой личности, представляет собой сквозное явление, обязательно присутствует во всех без исключения видах профессиональной культуры, в т. ч. и определяется как "гармонизация внутреннего мира "Я" и гармонизация "Я" с миром внешним! (н. И. Исаева).
Литература
1. Амонашвили Ш. А. Школа жизни. Трактат о начальной ступени образования, основанной на принципах гуманно-личностной педагоги. М., 1996.
2. Забродин Ю. М., Попова М. В. ПсихологиЯ в школе. Учебно-методическое пособие для учителя. М., 1994.
3. Колмогорова Л. С., Гуляева Е. К. От самопознания-к самоорганизации и саморазвитию. Пособие для психологов, педагогов. Барнаул, 1997.
4. Кузнецова Т. Ф., Межуев В. М., Шайтанов Н. О. Культура : теории и проблемы. М., 1995
5. Петрова В. И. Развитие информационной культуры студента : Учебно-методическое пособие. Старый Оскол, 2009.