Алла Бурченкова
Психологическая характеристика ребенка раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В конце первого года ребенок становится на ноги. Это приобретение имеет такое большое значение, что иногда этот период называют «ходячее детство». На первых порах прямохождение, ходьба — это особая задача, связанная с сильными переживаниями, для решения которой необходима поддержка, участие и одобрение взрослых. Постепенно ходьба становится уверенной, увеличивается автономность ребенка от взрослых и складывается более свободное и самостоятельное общение с внешним миром. Расширяется круг доступных ребенку предметов, появляется ориентировка в пространстве и определенная самостоятельность. Основная потребность ребенка раннего возраста — познание окружающего мира через действия с предметами.
Публикация «Психологическая характеристика ребенка раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Работа психолога в ДОУ
- Характеристика на ребенка в детском саду. ПМПК
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2023
В первые три года жизни закладываются
наиболее важные и фундаментальные
человеческие способности –
познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие
другое.
В раннем возрасте содержанием совместной деятельности ребёнка и взрослого становится усвоение культурных способов употребления предметов. Взрослый становится для ребёнка не только источником внимания и доброжелательности, не только "поставщиком" самих предметов, но и образцом человеческих действий с предметами.
В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С РЕБЁНКОМ ВЗРОСЛЫЙ ВЫПОЛНЯЕТ СРАЗУ НЕСКОЛЬКО
ФУНКЦИЙ:
ВО-ВТОРЫХ, он организует действия и движения ребёнка, передаёт ему технические приёмы осуществления действия;
В-ТРЕТЬИХ, он через поощрения и порицания контролирует ход выполнения действий ребёнка.
ВО-ПЕРВЫХ, взрослый даёт ребёнку смысл действий с предметом, «сообщает» его общественную функцию;
АКТИВНАЯ РЕЧЬ. Возникает к 1,6 – 2 годам (у девочек раньше, чем у мальчиков). Запас
слов к 1 году около 30. Вопросы "где?", "как?"выполняют специфические функции в
организации и саморегуляции поведения. Первые слова – это слова-действия с целью
изменения коммуникативной ситуации("дай!"). Хотя по форме первые слова в
большинстве случаев являютсясуществительными, по сути они глаголы.
«Три кита» раннего детства
1 – Прямохождение расширяет границы доступного ребенку мира, освобожденные от участия в ползании руки расширяют возможности ребенка в манипуляциях
с предметами, новые предметы влекут за собой новые способы их обследования, открывают ребенку скрытые до этого свойства вещей и связи между объектами и их частями.
2 - Предметная деятельность это переход от неспецифических действий с предметами к действию, основанному на овладении общественно выработанного способа употребления предметов.
Стадии действия с предметами
7-8-месячные дети с любыми предметами действуют одинаково - постукивают ими, размахивают, тащат в рот, бросают и т. д.
Приблизительно в 10-14 мес. дети могут повторить с предметом то действие, которое продемонстрируетвзрослый (сначала вместе с ним, потом самостоятельно).
И только на 2-м году жизни они начинают осваивать действия с предметами по их назначению.
Способы действий с предметами
Соотносящие действия (типа закрывания коробок крышками, нанизывание колец пирамидки, складывание матрешек и т. д.). Орудийные действия, способ действия строго фиксиpoван общественным назначением предметов-орудий (к ним относятся еда
ложкой, расчесывание расческой, копание совочком, чистка зубов щеткой и т. д.).
3 – Речь
Раннее детство - сензитивный период развития речи
Накопление названий предметов происходит в следующем порядке:
сначала усваиваются названия непосредственно окружающих ребенка вещей,
затем имена взрослых,
названия игрушек,
изображения предметов одежды и, наконец,
частей тела и лица.
К 2-2,5 года ребенок понимает почти все обращенные к нему слова.
Примерно такой же путь проходит и понимание названий действий: от отсутствия реакции на просьбу илинеадекватной реакции через правильное выполнение
действия к его усложнению или модификации.
Словарный запас достигает 1200-1500 слов к концу 3-го года жизни, в нем встречаются все части речи; среди предложений встречаются основные их типы, включая
сложные бессоюзные и союзные предложения.
К началу раннего детства у ребенка складывается предметное восприятие: он начинает воспринимать свойства окружающих предметов, улавливать простейшие связи между предметами и использовать это знание в своих действиях с ними.
Воображение носит воссоздающий характер.
Преобладающие виды памяти - двигательная, эмоциональная и частично образная. Ребенок в раннем детстве лучше запоминает то, что он сам сделал или прочувствовал, чем то, что видел или слышал. Непроизвольна.
Основной тип мышления наглядно-действенное.
С трехлетним возрастом связан и очень важный элемент самосознания -осознание себя как отдельного активного субъекта, самоуправляющегося, имеющего свои
чувства, желания и возможности. Все это проявляется в часто повторяющемся тезисе «Я сам!».
КРИЗИС 3-х ЛЕТ
Его проявления впервые были описаны Э. Келер в работе «О лич-ности трехлетнего ребенка».
1. Негативизм — отказывается делать нечто не потому, что он не хочет, а только потому, что этого требует взрослый. Это реакция не на содержание действия, а на само предложение, исходящее от взрослого.
2. Упрямство — реакция на свое собственное решение, которая заключается в настойчивом требовании его выполнения.
3. Строптивость — это протест против порядков, которые существуют дома, против навязываемого образа жизни, против приемов воспитания.
4. Своеволие — реакция эмансипации от взрослого, т. е. стремление к отстаиванию своих прав на самостоятельность намерения, замысла и независимость от него. «Я сам!»
Второстепенные симптомы кризиса
5. Обесценивание взрослых — выражается вне редких заявлениях в адрес взрослого, что он"дурак" или "пьяница", и при этом совершенно неважно то, что его родитель умница и совершенно не пьет вино.
6. Протест-бунт — проявляется в частых ссорах с родителями, которые приобретают черты протеста,своеобразной "войны" со взрослыми.
7. Стремление к деспотизму — проявляется в желании властвовать и управлять поведением взрослых, и для этого изыскивается множество
способов. Наиболее часто встречается в семьях с единственным ребенком.
Конструктивное содержание кризиса связано с нарастающей эмансипацией
ребенка от взрослого.
Кризис 3 лет - это перестройка социальных отношений ребенка, смена его позиции по
отношению к окружающим взрослым и прежде всего к авторитету родителей - он
пытается установить новые, более высокие формы отношения с окружающими.
БАЗОВАЯ ПОТРЕБНОСТЬ ВОЗРАСТА – ПОТРЕБНОСТЬ В БЕЗОПАСНОСТИ, ЗАЩИЩЕННОСТИ
Она должна быть базально удовлетворена. В этом главная функция взрослого человека. Если ребенок чувствует себя в безопасности, то он открыт окружающему миру, доверят ему и осваивает его смелее. Если нет – ограничивает взаимодействие с
миром замкнутой ситуацией. Э. Эриксон говорит о том, что в младшем возрасте у человека
формируется чувство доверия или недоверия к окружающему миру (людям, вещам, явлениям, которое человек пронесет через всю жизнь. Чувство отчужденности возникает при дефиците внимания, любви, ласки, при жестоком обращении с детьми.
В это же возрасте формируется чувство привязанности.