Кристина Лебедева
Психологическая характеристика группы дошкольников (старшая группа, 5–6 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическая характеристика группы дошкольников
ГРУППА (возраст детей) : старшая группа (5-6 лет)
За время работы в саду все дети показали себя как добрые и неконфликтные. Почти у всех детей эмоциональные реакции адекватны; преобладающее настроение жизнерадостное. Дети добрые, веселые, дружелюбные. Большинство любят играть в малоподвижные, сюжетно-ролевые игры, помогать взрослым, девочек в группе меньше, чем мальчиков. Любят лепить, рисовать красками, строить из песка и строительного материала, конструировать, самостоятельно изготавливать из бросового материала себе атрибуты для игр.
Публикация «Психологическая характеристика группы дошкольников (старшая группа, 5–6 лет)» размещена в разделах
У детей отмечается наличие обобщающих представлений о форме, величине, цвете, соответствующее их возрасту.
Дети активно взаимодействуют как со сверстниками, так и взрослыми. Некоторые дети, находясь в обществе сверстников в предметно насыщенной среде, быстро утомляются. Не умеют поддержать игру, принять роль.
У всех детей в группе привиты навыки самообслуживания могут самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, самостоятельно одеваться, раздеваться, обуваться, пользоваться столовыми приборами.
Все дети развиты физически.
Волевое начало в действиях детей проявляется в продуктивной деятельности. В большинстве работают внимательно, проявляют интерес. Доводят начатое дело до конца. Бывают случаи, когда не сразу воспринимают требования воспитателей. Некоторые воспитанники нуждаются в многократном повторении словесных указаний и контроля. Но в целом все выполняют правила распорядка жизни группы. Познавательно достаточно активны.
Затруднений в ответе на простые вопросы нет. Достаточно сформированы графические навыки. Неплохо развита мелкая моторика. На занятиях создается благоприятная эмоциональная обстановка. Объем знаний об окружающем мире достаточно высокий. Речь всех детей понятная, внятная, словарный запас довольно богат.
Могу отметить игры, в которые мы с детьми регулярно играли, и я смогла отследить результат через некоторое время. Это словесные игры, игры-небылицы, игры-нелепицы. Данные игры хороши тем, что развивают чувство юмора, связную монологическую речь, наблюдательность и аналитическое мышление. Ведь, чтобы понять, что бывает в жизни, а чего не бывает, как должно быть правильно, детям нужно проанализировать свой жизненный опыт, всё, что они видели, слышали, чувствовали, знают.
Игры на развитие слухового внимания «Узнай по голосу», «Испорченный телефон». Дети 6 лет хорошо определяли на слух голоса сверстников. Детям помладше это удавалось реже. Игра любима детьми многих поколений. В ходе игры мы с детьми научились говорить друг другу слова тихо, но внятно.
Особо хочется отметить игру «Русское лото», в которую мы играли в течение месяца. Если в начале практики у детей основными трудностями было правильно прочесть число, назвать его; внимательно следить за ходом игры, не отвлекаться, довести игру до конца, то теперь ребята способны длительно сосредотачивать свое внимание на игре и доводить ее до логического завершения. Дети называют числа с легкостью, играют с удовольствием, сами являются инициаторами данной игры.
Конструирование из крупногабаритных модулей и конструктора Лего вызвало у детей большой интерес. Дети конструировали с удовольствием, общались между собой в процессе строительства. Выполняли свои работы старательно, аккуратно, творчески подходили к составлению композиции, делились своими идеями с другими детьми, предлагали свою помощь отстающим детям, с удовольствием рассматривали работы сверстников, обсуждали работы, делились мнением. Основной трудностью был подбор необходимых по размеру деталей и способов соединения деталей.
Особенно хочется отметить игровую деятельность детей. Практически все ребята научились соблюдать правила подвижных, дидактических и прочих игр, не обижаться, если их поймали, требовать от других детей соблюдения правил в ходе игр, чередовать подвижные игры с менее активными, например, «Съедобное-несъедобное», «Светофор».
Во время игровой деятельности я обращала внимание детей на безопасность передвижения во время бега; предлагала максимально освободить пространство для игр от машинок и самокатов, которые могут стать препятствием на пути; рекомендовала соблюдать дистанцию между участниками игры, чтобы не сталкиваться; если произошел конфликт, решать его быстро и спокойно, без ссор и драк; своевременно обращаться к воспитателю за первой медицинской помощью в случае ушибов, ссадин, травм.
Обращала внимание детей на то, что во время игры нужно задействовать все игровое пространство, а не толпиться возле «домика», иначе лову будет трудно поймать игроков, и это будет нечестно; важно приходить друг к другу на выручку, что особенно характерно для игры «Чай-чай, выручай».
Объясняла детям, что играть в игры нужно всем вместе; что в роли водящего должен побывать каждый участник; что нельзя прекращать игру без согласия всех игроков; что некрасиво во время игры обзываться на других участников, даже если что-то не получается, тем более обижаться и выходить из игры по причине обиды. Рекомендовала детям следить за своим самочувствием и в случае переутомления, усталости, необходимости посетить туалет выйти из игры по определенным правилам, уведомив об этом всех игроков. Дети играли в игры с удовольствием и азартом. Бывали ссоры и обиды, падения и слезы. Но все ситуации удавалось разрешить мирным путем.
В группе были проведены социометрические методики: «Два домика», «Капитан корабля», тест Тулуз-Пьерона.
Мы провели такие методики как «Капитан корабля», объясняя результаты которых, можно установить следующее: «отверженных» выявлено не было, каждому ребенку предоставлялось слово, чтобы набрать себе команду. Тем не менее, образовались малые подгруппы, из которых можно определить какой ребенок с кем общается, а кто не общается вообще ни с кем из ребят. У Мирона З. было выявлено агрессивное поведение. Мирон часто конфликтовал с ребятами, дрался с ними, не умел входить в игру, взаимодействовать со сверстниками. Мальчик не имел друзей, часто искал повод для конфликта; играл и занимался один. Миша М. часто обманывал взрослых и детей, потому что боялся наказания и непонимания о них. Со сверстниками общается хорошо, успешен в начинании игр, увлекательных занятий и т. д. Говоря об остальных детях, можно сказать, что они успешно прошли адаптацию, успешно общаются и взаимодействуют со сверстниками, слышат и слушают воспитателя, могут самостоятельно находить себя занятие по интересам; не конфликтуют со сверстниками.
Также мы провели методику «Два домика», направленную на определение круга детей значимого для общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе. Интерпретируя результаты теста, обращаем внимание на то, сколько детей ребенок поместил в красном и черном домиках, в отношении кого из детей группы сделан положительный, а в отношении кого отрицательный выбор. Для каждого ребенка считают число положительных (количество баллов со знаком «+») и отрицательных выборов (количество баллов со знаком «минус») со стороны других детей группы, затем из большего вычитают меньшее и ставят знак большего числа. Таким образом, в нашей группе в методике было задействован 21 человек. Всего детей с баллом выше 4 – 7 человек, от +1 до +3 баллов – 10 человек, от –2 до +2 баллов – 2 человека, 0 баллов- 2 человека.
Для диагностики гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста мы использовали один из вариантов «Корректурной пробы» - тест Тулуз-Пьерона, имеющий двоякую направленность: с одной стороны, изучение различных свойств внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости) и психомоторного темпа, а с другой выявление и оценивание динамики и индивидуальных характеристик работоспособности, а также волевой регуляции деятельности. По данной методике мы определили, что В группе 8 детей с гиперактивностью, из них: 5 мальчиков и 3 девочки. Для комфортного пребывания в группе создана картотека игр для детей с гиперактивностью («Звуки прибоя», «Кораблик», «Пуговицы» и т. д.). В группе обустроены трансформирующиеся зоны для отдыха и уединения с настольными играми, картотекой аудиозаписей для релаксации.
В целях развития данной группы, можно предложить индивидуальные занятия с детьми, у которых выявлена гиперактивность. Также можем рекомендовать проведение индивидуальных бесед с родителями на тему «Гиперактивный ребенок: проблемы и перспективы».
Итак, осуществляя методы диагностики межличностных взаимоотношений на практике, определения гиперактивности детей, мы установили, что в группе имеются небольшие по своей значимости конфликтные ситуации, ситуации необщительности и агрессивности, и что также в данной группе имеются дети с гиперактивностью. Применение данных методик на практике позволило предложить к осуществлению необходимых меры по предотвращению и предупреждению негативной ситуации в общении между сверстниками и по выравниванию уровня гиперактивности детей.