Ирина Моторина
Психологическая готовность ребёнка к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые взрослые! Предлагаю вам взглянуть на эту проблему глазами школьного психолога и учителя начальных классов.
.
2 часть. Влияние нарушений в развитии речи на обучение в начальной школе.
Довольно много среди поступающих в 1 класс различных нарушений речи (смазанная невнятная речь, не произношение 1 - 4 звуков). Нарушение речевого развития довольно часто является причиной неправильного психического развития, что отрицательно сказывается на развитии и формировании некоторых психических функции.
Публикация «Психологическая готовность ребёнка к школе» размещена в разделах
Причинами в недоразвитии речи могут быть:
родовые травмы,
различные заболевания,
неблагоприятные условия воспитания,
недоразвитие или органическое поражение определённых отделов височной области мозга.
Они выражаются в способности к слуховому восприятию звуков речи, имеющие большое значение в овладении звуковой стороной языка, что непременно скажется на формировании навыков письма и письменной речи; с трудностями фонематического анализа (глухой – звонкий, мягкий – твёрдый, ударный - безударный, с дислалией (нарушением чтения, с дисграфией (нарушением письма). При этом, чёткого внешнего дефекта звукопроизношения, к моменту формирования письменной речи, может не быть, но ребёнок не будет дифференцировать звуки. Например: б – п, д – т. Он не чётко будет воспринимать и смысл слов с этими звуками: дом – том, балка – палка, иметь трудности в звуко – буквенном анализе слова.
Одной из причин нарушения произношения может быть лёгкая тугоухость. Таких детей нужно посадить за первую парту, стол, проводить индивидуальные занятия, спрашивать понял ли он задание. Т. о. безобидные на первый взгляд речевые нарушения могут привести к серьёзным трудностям при овладении навыкам чтения и письма.
Другой трудностью для учителя представляют дети, выделяющиеся чрезмерной двигательной активностью, расторможенностью, недостаточным развитием интеллектуальных способностей, моторных навыков. В дальнейшем у учителя и у родителей возникает много проблем: они с трудом усваивают школьную программу, имеют чрезвычайно низкую работоспособность, не успевают за темпом класса, плаксивы, раздражительны, постоянно нарушают дисциплину. Они не понимают что такое урок! Очень быстро устают, ложатся на парту или ходят по классу, мешают другим, не обращают внимание на учителя, не могут овладеть навыками счёта, письма, чтения. Учитель это часто объясняет ленью, плохим воспитанием. Родители много занимаются с ребёнком, но положительных результатов нет.
Что же представляют собой эти дети?
Может быть, отклонения в их поведении связаны с нарушением здоровья. В течении последних лет в школу поступают 15 – 20% детей с различными нарушениями нервно – психического здоровья. Нарушения, находящиеся на грани «пограничных расстройств» в медицинской карте не фиксируются. Их трудно распознать. При нагрузках они принимают выраженный характер, и учитель сталкивается с ними раньше всех. Об их причинах мы говорили выше. Неблагоприятные макро социальные условия, конфликтные ситуации в семье, безнадзорность и наоборот, излишняя опека и, безусловно, алкоголизм или отягощённая по алкоголизму наследственность – причины нервно – психических нарушений. В подобных случаях они постоянно находятся в конфликтной атмосфере, безнадзорные, являются свидетелями аморального асоциального поведения родителей.
Самым частым последствием на детский организм является раннее органическое поражение центральной нервной системы, которое и лежит в основе «пограничных» нервно – психических расстройств.
Такие дети выделяются в классе и их обычно называют – трудными, упрямыми, неуправляемыми. Всё поведение такого ребёнка основывается на эмоциях, они беспокойны, суетливы, драчливы, крикливы, сильно возбуждаются, долго не могут успокоиться, при малейших неудачах обижаются и плачут, пускают в ход кулаки. Встречаются и такие дети которые наоборот проявляют склонность к тормозным реакциям – застенчивы до пугливости. Не решительные, робкие. Если такие дети не справляются с заданием, и объясняют свои трудности «дети шумели, мешали» т. е. всегда кто - то виноват в их неуспехе. В таких случаях ребёнок всё разбрасывает, отталкивает тетрадь в сторону, отказывается выполнять задание, ссылаясь на то, что ничего не получается, болит голова и т. д.
К сожалению, такие дети часто вызывают раздражение, желание одёрнуть, наказать, опыт показывает, что частые окрики, наказания не только не помогают, но и способствуют ухудшению состояния здоровья и здесь потребуется помощь врача. Что же лежит в основе подобной двигательной расторможенности? Дело в том, что созревания организма происходит в несколько этапов. Один из них проходит в 4 – 7 лет, когда на все раздражители ребёнок отвечает плачем, ему трудно управлять собой. Неблагоприятные воздействия в этом возрасте - инфекционные заболевания, травмы, ушибы головы, родовые травмы. Здоровым детям свойственно бегать, отсюда столь частая расторможенность, чрезмерная непоседливость, неуправляемость, которая в сложной, какой является обучение в школе, ситуации становится ещё более выраженной и обостряются данные проявления.
Нельзя забывать, что эмоциональные нарушения, могут быть связаны и с неправильным воспитанием. Часто это бывает в тех случаях, когда ребёнку дома дозволяют делать всё, что он захочет, относятся снисходительно к его непослушанию, «забрасывают» его игрушками, смеются, когда он их ломает, не приучают к опрятности, самостоятельности, к самообслуживанию. Бывает и так, что мама наказывает ребёнка, и он идёт к отцу, который приласкает его и всё разрешит. Естественно, когда малыш приходит в школу – в новые условия, где сталкивается с необходимостью выполнять требования, подчиняться дисциплине, он оказывается к этому неготовым. Отсюда и протест, и раздражение, и плаксивость, и истерики, и грубость, и обидчивость, и нарушения поведения. Отличить нарушения психического здоровья от дефектов воспитания трудно, поэтому не стоит торопиться с выводами – следует проявить терпение, более внимательно понаблюдать за ребёнком, побеседовать с родителями, обратиться за помощью к врачу.
В семьях, где обычным являются постоянные ссоры, конфликты, пьянство, у детей также не вырабатывается умение сдерживать свои эмоции. Как правило, возбудимые, конфликтные они, наблюдая за взрослыми, переносят всё это на сверстников.
Часто нарушения в поведении ребёнка, его расторможенность, плохая приспособленность к обучению в школе объясняется его психической незрелостью, так называемым «инфантилизмом». Что это такое? Если ребёнку 7 лет, а он ведёт себя как 5 летний. Это задержка в развитии эмоционально – волевой сферы. Как и все дети, они суетливы, беспечны, веселы, им быстро всё надоедает. В детском саду они незаметны, но в школе - с трудом занимаются, потому, что ему хочется бегать, играть. Они не осознают себя учениками, чаще всего безразличны к своим успехам в учёбе. Через10 – 15 минут урока они устают, возбуждаются или наоборот становятся вялыми, могут лечь на парту, не слушают учителя. Хотя, интеллектуальной недостаточности у них нет, они с трудом усваивают школьную программу. Очень часто наблюдаются и отставания в физическом развитии.
Развитие эмоционально – волевой сферы проблема педагогическая и не требует специальных лечений. Основная помощь – постоянный ежедневный контроль педагога и родителей направленный на формирование самостоятельности, дисциплинированности. С одной стороны не надо скупиться на похвалы малыша за послушание, хорошую отметку, с другой – постоянно давать понять, что его недисциплинированность очень огорчает учителя, маму. Не замечать постоянных капризов. Чтобы выработать интерес к занятиям очень полезно подводить их к школьной ситуации через игру, вводить игровые моменты в процесс обучения грамоте, счёту красочно оформленными наглядными материалами. Инфантильный ребёнок быстро устаёт, ему следует давать дополнительный отдых. Эта работа длительная и кропотливая, но по-другому, успеха не добиться!
Т. о. проявление расстройств нервно – психической сферы у детей, поступающих в 1 класс, внешне бывают очень разнообразными. Это: вялость, раздражительность, чрезмерное двигательное беспокойство, нарушение сна, энурез, заикание, энкопрез непроизвольное подёргивание век, мышц лица, шеи. Осторожно подходите к вопросу о поступлении ребёнка в школу решите, что ему в данный момент важней – пойти в школу или отсрочить его обучение и направиться на консультацию к врачу, психологу, воспитателю.
Сочетание физического, функционального и физического состояния ребёнка даёт тот комплекс факторов, которые определяют его готовность к обучению.