Кристина Безверхая
Психологическая готовность к школе
▼ Скачать + Заказать документы
"ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ"
Добрый вечер, дорогие родители! Меня зовут Кристина Валерьевна, я педагог – психолог нашего детского сада. Я очень рад видеть вас на нашей встрече.
Я хотел бы начать свое выступление со слов известного советского психолога Леонида Абрамовича Венгера: "Быть готовым к школе не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться".
Публикация «Психологическая готовность к школе» размещена в разделах
Наши ребята стали совсем большими. Еще один год, и они станут первоклассниками. Этот год будет для нас напряженным и трудным. Мы должны качественно подготовить наших детей к школе. И без вашей помощи учителям никак не справиться.
Как родители могут понять, готов ли их ребенок к школе; а если он не готов, то как они могут ему в этом помочь?
В психологии принято выделять следующие компоненты готовности к школе :
1. интеллектуальная готовность,
2. мотивационная готовность,
3. волевая готовность,
4. коммуникативные способности.
Интеллектуальная готовность - это показатель уровня когнитивной сферы ребенка. Здесь выделяются функции внимания (игра "Что изменилось?", "Найди отличия", "Опиши соседа", "Делай, как я", памяти (игра "Что исчезло?", игра "10 слов", игра "Камера", восприятие, мышление (игра "Ищи противоположное", "Ищи аналоги", "Назови одним словом", "3-й лишний", произвольность и речь. В школе ребенку понадобятся навыки сравнения, анализа, обобщения, знания об окружающем мире, нормах поведения. Но главной составляющей будет не столько объем знаний, сколько желание думать, решать самостоятельно и находить выход из проблемной ситуации.
Для формирования интеллектуальной готовности необходимо поощрять ребенка задавать вопросы, обогащать его словарный запас, обсуждать с ним явления окружающего мира.
ПРОИЗВОЛ
Еще одним из основных показателей готовности ребенка к школе является развитие его произвольности, которая обеспечивает полноценное функционирование всех психических функций и поведения в целом.
Произвольное поведение - это способность слушать и способность повиноваться.
Как показывает практика, лишь немногие дети имеют достаточно высокий уровень произвольной саморегуляции к моменту поступления в школу.
Произвольность проверяется с помощью теста "Графический диктант". Ребенка просят нарисовать 3 узора по клеточкам, следуя устным инструкциям.
Формируйте у ребенка произвольное поведение – способность подчинять свое поведение воле, а не чувствам.
Например, следующие игры могут помочь в этом:
- строительство
- игра "Да и нет не говори"
- игра "Поймай букву"
- игра в "Шифрование" и т. д.
Другими словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем непосредственном окружении.
Мотивационная готовность - это желание детей учиться. Поэтому очень важно, чтобы школа была привлекательна для него своим основным видом деятельности — учебой. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети идут учиться, чтобы получить знания, которые нужны всем.
Вам не обязательно формировать любовь к школе до начала учебного года, потому что невозможно влюбиться в то, с чем вы еще не сталкивались. Достаточно дать понять ребенку, что учеба - это обязанность каждого современного человека и от того, насколько успешным он будет в учебе, зависит отношение многих окружающих ребенка людей.
Волевая готовность предполагает, что у ребенка есть способность поставить цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его с некоторым усилием, оценить результат своей деятельности, а также способность выполнять не очень привлекательную работу в течение длительного времени. Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и дизайн, поскольку они побуждают длительное время сосредотачиваться на строительстве или рисовании.
Коммуникативная готовность - это способность ребенка выстраивать свои отношения с другими людьми:
• играйте и общайтесь с другими парнями;
• быть включенным в детский коллектив и уметь жить по его законам;
• общайтесь со взрослыми, соблюдая правила культурного обращения;
• доброжелательность и отсутствие агрессивности.