Дамзина Карина
Психологическая готовность к школе
Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ- это готовность ребенка к успешному усвоению школьной программы.
Публикация «Психологическая готовность к школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
При раннем обучении ребенка (до 5 лет) цифрам и буквам может произойти искажение нормального развития ребенка. РЕАКЦИЯ НА РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОТЛОЖЕННОЙ И В ДАЛЬНЕЙШЕМ проявиться в различного рода эмоционально-личностных отклонениях, склонности ребенка к частым заболеваниям, аллергическим реакциям, заикании, других нарушениях речи, тиках и навязчивых движений.
Дело в том, что энергия мозга в каждый конкретный период конечна, а для развития той или другой функции заложены определенные сроки, периоды. Раннее развитие или обучение ребенка предполагает, что энергия мозга для этого отнимается у той функции, которая в этот момент должна активно развиваться.
На каждом возрастном этапе развития дети должны решать проблемы в соответствии со своим возрастом.
КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ:
1) Физиологическая готовность
- умение выполнять конкретные не привлекательные задания на ПРОТЯЖЕНИИ 30 МИНУТ, не отвлекаясь, сосредоточенно.
- развитая зрительно-моторная координация. В процессе учебы в школе ребенку часто надо ОДНОВРЕМЕННО ВЫПОЛНЯТЬ ДВА ДЕЙСТВИЯ, например, смотреть на доску и списывать или срисовывать то, что он в данный момент видит. Поэтому очень важны СОГЛАСОВАННЫЕ ДЕЙСТВИЯ ГЛАЗ И РУК, важно, чтобы пальцы как бы слышали ту информацию, которую дают им глаза.
2) Интеллектуальная готовность
Прежде чем учить ребенка чтению, счету, письму, нужно развить его ВНИМАНИЯ, ПАМЯТЬ, МЫШЛЕНИЕ, ВООБРАЖЕНИЕ, ВОСПРИЯТИЕ. Если у ребенка эти процессы не развиты согласно возрасту, то ребенок будет усваивать информацию медленно и тяжело. Помимо этого, ребенок может утратить те умения, которым уже обучен. Например, он умел завязывать шнурки, потом разучился.
Для чего нужно развивать память? Легко усваивать новую информацию и воспроизводить ее.
Для чего нужно развивать внимание? Развитие произвольного внимания - это когда ребенок ставит перед собой цель, с умением сосредоточиться, с волевым усилием решать задачи, запоминать материал и преодолевать трудности для достижения цели.
Для чего нужно развивать мышление? Способность целесообразно мыслить,
делать выводы, анализировать, выделять закономерность, причинно-следственную связь, выбирать способ решения проблем.
Для чего нужно развивать воображение? Воображение связано с процессом мышления. Дети будут ЛЕГЧЕ воспринимать новую информацию, дополнить которую они смогут образами в своей фантазии.
Для чего нужно развивать восприятие? Позволяет уже целенаправленно изучать предметы или явления, выделяя их отличительные особенности.
Сборники упражнений на развитие этих процессов продаются в книжных магазинах.
3) Мотивационная готовность. Ребенок хочет идти в школу, чтобы учиться,
узнавать новое, быть умным, решать задачи. У ребенка НЕ СФОРМИРОВАНА МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ, ЕСЛИ
ОН ИДЕТ В ШКОЛУ, потому что там столовая, друзья, новые тетради и т. д.
4) Эмоционально- волевая готовность
- умеет длительно выполнять не очень привлекательную работу;
- управляет своим поведением;
- организовывает рабочее место и поддерживает порядок;
- преодолевает трудности;
- достигает результата своей деятельности.
Какие качества у ребенка должны быть сформированы к школе? Настойчивость, самостоятельность, трудолюбие, усидчивость, терпение, ответственность, дисциплинированность, организованность.
5) Коммуникативная готовность
Способность устанавливать отношения со сверстниками, готовность к совместной деятельности и отношение ко взрослому как к учителю. Умение работать без похвалы и одобрения.
Почему ребенок не хочет заниматься с родителем?
Чем больше сил и средств родители вкладывают в развитие своего ребенка, чем больше времени и внимания тратят на подготовку к школьному обучению, тем выше уровень родительских требований и ожиданий на успех, которые порой не соответствуют возрасту и возможностям самого ребенка.
Любая неудача ребенка на первых этапах расценивается родителями как собственные ошибки, или как ущербность ребенка.
Именно стиль общения взрослого с ребенком может привести к нежеланию учиться. Может привести к тому, что трудности, возникающие в обучении, начнут восприниматься ребенком как неразрешимые. Если ребенок не находит помощи у значимых взрослых, которые бы могли бы его поддержать, повысить самооценку, то у него начинают возникать неадекватные реакции на обучение и трудности.
Есть и другая причины. Одна из них- завышенные требования. В первую очередь убедитесь, что задания, которые предлагаете ребенку соответствуют его возрасту.
Также причиной нежелание заниматься с родителем- это критика и отсутствие похвалы.
РЕБЕНОК НУЖНО БЫТЬ УВЕРЕННЫМ, ЧТО ОН САМЫЙ ЛЮБИМЫЙ, НЕСМОТРЯ НА НЕУДАЧИ И ОШИБКИ!