Шигина Наталья Сергеевна
Психологическая готовность детей дошкольного возраста к школьному обучению
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из важнейших компонентов психического развития в период дошкольного детства является психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Подготовка детей к школе – задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка.
К моменту поступления в школу большинство будущих первоклассников психологически не готовы к школьному обучению, хотя многие из них посещают до школы группы по подготовке к школе и дошкольные гимназии, где педагоги делают упор не на развитие детей, а на обучение их навыкам счета, чтения и письма. Но психологическая готовность к школе не возникает на уроках подготовительных курсов, в дошкольных гимназиях и мини-лицеях. Она возникает постепенно как итог всей дошкольной жизни ребенка.
Темочки:
Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости :
1) интеллектуальный;
2) эмоциональный;
3) социальный.
Об интеллектуальной зрелости судят по следующим признакам:
• дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость, включающее выделение фигуры из фона;
• концентрация внимания;
• аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями;
• логическое запоминание;
• сенсомоторная координация;
• умение воспроизводить образец;
• развитие тонких движений руки.
Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.
Об эмоциональной зрелости говорят:
• уменьшение импульсивных реакций;
• возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
О социальной зрелости свидетельствуют :
• потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп;
• способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
Психологическая готовность к школе – целостное образование. Отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет отставание или искажение в развитии других.
Наиболее сложным и «уязвимым» является период от дошкольного к школьному детству. Именно несформированность на предшествующем этапе необходимых психологических образований, так и требуемых учебных умений и навыков может привести к школьной дезадаптации.
В младшем школьном возрасте школьная дезадаптация проявляется у детей в виде трудностей в усвоении и выполнении предъявляемых требований, низкой школьной успеваемости, крайних формах недисциплинированности. Психологическими причинами этого может являться низкий уровень функциональной готовности (так называемая «школьная незрелость», т. е. несоответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций задачам школьного обучения. Школьная незрелость проявляется в низком уровне развития таких функций, как тонкая моторика, скоординированность «глаз-рука», следование образцу в деятельности и поведении и др. Кроме того, частой причиной школьной дезадаптации служит недостаточное развитие произвольной сферы (прежде всего неумение слушать и точно выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, развитие произвольного внимания, произвольной памяти). Причины школьной дезадаптации у младших школьников могут также корениться в несформированности собственно дошкольных видов мышления, в недостатках развития речевой сферы, прежде всего фонетического слуха и плохого, неточного понимания многих употребляемых учителем слов.
На этапе дошкольного детства важно постепенно подготавливать ребёнка к школьному обучению. Для этого педагог-психолог проводит комплекс занятий, задачами которых являются:
1. Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.
2. Развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения сравнивать, анализировать и на основе анализа делать простейшие выводы и умозаключения.
3. Развитие памяти, внимания, мышления, воображения, творческих способностей.
4. Формирование учебных навыков: умение слушать и слышать, доводить начатое дело до конца, проявлять самостоятельность в выполнении заданий, старание и аккуратность, планировать и контролировать свои действия.
5. Развитие мелкой моторики.
6. Повышение родительской компетентности в вопросах психологической готовности детей к школе
Используются такие задания как: истории в картинках, знание цвет, заучивание четверостиший, знание предметов, процесс счета, порядок счета, классификация предметов, восприятие количества, размещение фигур, сравнение картинок, воспроизведение четверостиший, понимание цвета и формы, нахождение аналогий, описание картинки, учебный тест на сравнение величины, срисовывание, раскладывание по образцу.