Максимова
Психофизиологические особенности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
▼ Скачать
Существуют различные подходы к определению понятия умственной отсталости, но многие авторы (Л. С. Выготский 1934, А. Р. М. С. Певзнер 1963) сходятся во мнении, что к умственной отсталости можно отнести только те состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое нарушение, преимущественно познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга. А. Д. Виноградова под умственной отсталостью понимает стойкое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга. Она говорит, что к умственной отсталости относится и деменция, но одной из наиболее типичных моделей умственной отсталости является олигофрения. (А. Д. Виноградова, 1985). В. А. Лапшин и Б. В. Пузанов дают определение: «Олигофрения-это форма умственного и психического недоразвития возникающая в результате поражения центральной нервной системы в пренатальный, натальный, постнатальный период». (В. А. Лапшин, Б. П. Пузанов, 1990. С. 38). В зависимости от выраженности интеллектуального дефекта выделяется 3 группы олигофрении: дебильность, имбицильность, идиотия. Дебильность — является наиболее легкой степенью слабоумия (IQ = 50-70). Мышление таких детей имеет наглядно-образный характер. Смысл прочитанного понимается с большим трудом. С интеллектуальным недоразвитием связана незрелость личности. При дебильности всегда можно отметить слабость самообладания, неспособность подавлять свои влечения, поступки обдумываются недостаточно, в поведении проявляется импульсивность, повышенная внушаемость. Однако к жизни лица с дебильностью приспосабливаются неплохо. Речь косноязычна, содержит аграмматизмы. Словесные определения воспринимаются медленно. Отставания в развитии отчетливо видны на ранних этапах. С годами отставание становится менее выраженным и выступает не так явно. Хорошо развиты механическая память и подражательность. Такие дети способны к обучению. Они овладевают несколькими трудовыми процессами, возможно их социальное приспособление. (Лебединский В. В., 1985)
Публикация «Психофизиологические особенности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью» размещена в разделах
Выделяются 2 основные группы причин, ведущих к возникновению олигофрении: эндогенную (генетическую) и экзогенную. Особую группу генетических пороков развития представляют наследственные дефекты, сочетающие слабоумие с поражением мышечной, костной, кожной и сердечно-сосудистой систем, а также органов слуха и зрения. В настоящее время, говорит он, среди факторов, вызывающих олигофрению, значительная роль придается полигенному типу наследования, при котором у потомства происходит накопление патологических генов, полученных от обоих родителей, каждый из которых в отдельности, имея «подпороговое» количество патологических генов, олигофренией не страдает. Возникновение экзогенных форм олигофрении связано с поражением мозга инфекциями, интоксикациями и травмами во внутриутробном и родовом периодах, а также в раннем детстве (в возрасте от 2 до 3 лет). Причиной олигофрении также может быть влияние радиоактивного и рентгеновского облучения на половые клетки родителей и сам плод. Имеют значение и эндокринные заболевания матери, недостаточности ее сердечно-сосудистой системы, легких, печени, почек, несовместимость крови матери и плода. Как указывалось, значительную роль играет время воздействия вредности: для возникновения умственной отсталости особенно опасно поражение в первую треть беременности, когда происходят закладка и интенсивное формирование мозговых систем. (В. В. Лебединский, 1985). Говоря о олигофрении, выделяется несколько основных «закона» олигофрении- тотальность нервно-психического недоразвития (т. е. в состоянии недоразвития находятся все нервно-психические и в определенной мере даже соматические функции, начиная от врожденной несформированности ряда внутренних органов (порок сердца, нарушение строения желудочно-кишечного тракта и других систем, недоразвитие роста, костной, мышечной и других систем, несформированности сенсорики и моторики, элементарных эмоций и кончая недоразвитием высших психических функций, таких как речь, мышление, формирование личности в целом) и его иерархичность, т. е. недоразвитии отдельных психических функций в первую очередь страдает их высшее звено (Г. Е. Сухарева, 1965). Также отмечается стойкость, необратимость, органическое происхождение дефекта, непрогредиентность (Т. Б. Епифанцева, 2006).
При выделении основных особенностей детей с умственной осталостью важно помнить о необходимости разграничивать первичный дефект от вторичного, третичного и т. д. Было бы неверно выводить все особенности психики ребенка, все симптомы из основной причины умственной отсталости – поражения коры головного мозга. Первичный дефект (ядерные причины) состоят в недостаточности замыкательной функции коры больших полушарий головного мозга, инертности, туго подвижности основных нервных процессов (возбуждения, торможения, а также слабости ориентировочного дефекта. Слабость ориентировочной деятельности лежит в основе понижения активности ребенка и потребности в новых ощущениях, отсутствии интереса к окружающему миру (Выготский Л. С. 1934, Ж. И. Шиф, 1965). Одним из самых частых осложнений при умственной отсталости является недоразвитие высших психических функций, а также позновательной деятельности. Это осложнение характеризуется как вторичный дефект.
Особенности нарушений психики, мышления детей непостредственно связано и пагубно влияет на развитие устной речи. (Ж. И. Шиф, 1965). Так Н. И. Жинкин пишет, что «развитие мышления и речи есть непременное условие для развития всех остальных человеческих способностей, а это в свою очередь побуждает речь к дальнейшему совершенствованию. Задержка одного компонента (мышления или речи) или задержку всего развития или даже его остановку.» (Н. И. Жинкин, 1959. С. 58). Дети с умственной отсталостью характеризуются множеством особенностей. Восприятие у этих детей характеризуется бедностью и недостаточностью, замедленной активностью, меньший, чем в норме объем. А также узостью, недифференцированностью, слабостью анализа и обобщений воспринятых впечатлений, нарушение избирательности, целостности, обобщенности, осмысленности, темпа, точности, полноты и константности (В. Г. Петрова, 1977, а также наблюдаются отклонения в порогах чувствительности, снижении адаптации органов чувств. нарушения восприятия перспективы, глубины, времени, последовательности, чередования явлений, уровень развития осязательного восприятия ниже, чем у нормальных сверстников. (А. Д. Виноградова, 1985). Отмечается недостаточность памяти, причем страдает и запоминание и воспроизведение информации (В. Г. Петрова, 1977). Механическая память бывает удовлетворительной, но всегда страдает память смысловая. Отмечаются затруднения в процессах запоминания и воспроизведения явлений, объединенных смысловой связью. Также наблюдаются сложности и своеобразие в процессах запоминания, воспроизведения и хранения информации (Ж. И. Шиф, 1965). Недостаточность внимания, характеризуется преобладанием непроизвольного внимания, над произвольным и объясняет особенностями их нейродинамики : слабостью внутреннего торможения и резко выраженным внешним торможением. Трудно регулируемое внешнее торможение лежит в основе частых отвлечений внимания и его неустойчивой направленности. Слабая сосредоточенность внимания объясняется нарушениями концентрации процесса возбуждения. Сложности распределение и переключения внимания связаны и обусловлены с инертностью процессов возбуждения и торможения (А. Д. Виноградова, 1985, пассивное внимание более сохранно, чем активно-произвольная, оно неустойчиво и рассеянно (С. Певзнер и В. И. Лубовский, 1963).
Р. И. Лалаева также отмечает особенности динамики развития мышления детей, страдающих олигофренией, неустойчивость и регрессивные тенденции. Она говорит о том, что для детей с умственной отсталостью характерны замедления темпа интеллектуального развития с возрастом, фиксация на отдельный операциях, незавершенность их строения, нет легкости мышления, операции анализа характеризуются хаотичностью и нецеленаправленностью. Операция синтеза у этих детей также протекает своеобразно. Процесс синтезирования подменяется часто простым рядоположением, соединением разнородных объектов, разнопорядковых явлений. Операция обобщения характерезуется ситуационностью, основывается на случайных, а не на существенных признаках. У умственно отсталых детей отмечается низкий уровень протекания всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, понятийного. Особенно страдает понятийное мышления. (Р. И. Лалаева, 1988). Еще Л. С. Выготский отмечал, что недоразвитие абстрактного мышления является основной особенностью умственно отсталого ребенка. Он пишет: «Конкретность мышления и действия слабоумного ребенка означает ближайшим образом то, что всякая вещь и всякое событие приобретает свое значение в огромной зависимости от ситуации, что они являются невыделяемыми частями ситуации. Поэтому всякое абстрагирование затруднено.» (Л. С. Выготский, 1934. С. 78). В свою очередь, недоразвитие мышления, препятствует развитию более элементарных психических процессов. Еще одной особенностью умственно отталых детей является недоразвитие эмоциональной сферы. Выделяется недифференцированность, однообразие и бедность переживаний, слабость мотивов. Также наблюдается и эмоциональная вязкость, застревание, то есть невозможность подавлять аффект либо склонность к импульсивным аффективным реакциям (вспышки гнева, агрессия, неадекватности эмоций и чувств. Умственно отсталые не коррегируют с помощью интеллекта свои чувста соответственно конкретной ситуации (А. Д. Виноградова, 1985; В. Г. Петрова, 1977). Общая незрелость проявляется в низком уровне позновательных интересов. Отмечается незрелость мотивации, повышенная внушаемость, безинициативность. Недоразвитие волевой сферы. Р. И. Лалаева пишет о том, что в норме огромную роль в психическом развитии играет позновательная деятельность, потребность узнавать что-то новое, в новых впечатлениях. Но эта потребность значительно ослаблена у детей с умственной отсталостью. (Р. И. Лалаева, 1988).
Таким образом сложное взаимодействие анатомо-физиологических, психологических и других факторов определяет специфичность процесса речевого развития, оно осуществляется замедленно и своеобразным образом, которое проявляется в специфическом усвоении фонетической стороны речи, овладении словарным запасом, грамматической стороны речи, формировании монологической и диалогической речи, а также особенностями становления речи. (С. Д. Забрамная, 1995)
Итак, умственно отсталые дети имеют качественно иное, аномальное развитие, им присущи замедленный темп психофизиологического развития, неравномерность физического и психического развития (первое значительно опережает второе, дисгармоничность в развитии психики, менее развитые высшие психические функции, в том числе и устная речь, которая имеет у таки детей свои особенности.