Любовь Архипова
Психофизиологические особенности детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В психолого-педагогической литературе ранний возраст (от 1 года до 3 лет) является одним из важнейших в жизни ребенка, а также определяет его дальнейшее психологическое развитие. Ребенок в этом возрасте начинает испытывать ценностное отношение к предметному миру. С помощью жестов и речи ребенок начинает общаться со взрослыми и сверстниками, а затем следует элементарным правилам поведения.
К основным возрастным психофизиологический особенностям детей раннего возраста относятся следующие :
Темочки:
1. Физиологические особенности – в начале раннего возраста ребенок начинает осваивать прямохождения, что позволяет ему лучше изучать окружающий его мир. У ребенка появляется естественная потребность в активности, которая в дальнейшем поможет мышцам окрепнуть, улучшить координацию. К трем годам физическое развитие замедляется и уступает развитию умственному.
2. Психические особенности – в раннем возрасте дети сильно чувствительны к разлуке со взрослым.
В раннем возрасте формируются чувства, которые отражают отношения к предметам и людям. На этапе формирования, чувства не фиксированы и могут меняться в зависимости от изменения самой ситуации.
Ведущей деятельностью в раннем возрасте считается предметная деятельность. Благодаря ей у ребенка происходит развитие личности и психики. Особенно важно, что через предметную деятельность развивается восприятие, от которого зависит сознание и поведение детей раннего возраста.
Главной особенностью раннего возраста является так называемый кризис 3х лет. Ребенок начинает проявлять инициативу и интерес к действиям, которые выполняет взрослый. Старается выполнить все самостоятельно, стать независимым от взрослого. Характерные признаки данного кризиса, строптивость, негативизм, своеволие, упрямство и пр. На этом этапе ребёнок психологически отделяется от взрослого.
3. Особенности внимания – В раннем возрасте особое внимание привлекают все яркие предметы и действия, которые выполняются этими объектами. Внимание в этом возрасте непроизвольное, а потому возникает само собой, без участия ребенка. У ребенка будет проявляться внимание и интерес до тех пор, пока ему интересны объекты и люди, на которых он сосредоточил внимание.
Длительность удерживания внимания на определенном объекте достигает 10-15 минут, но новый и необычный предмет автоматически переводит на себя внимание ребенка на себя. Центр внимания всё время изменяется, поэтому ребенок в раннем возрасте за день изучает большое количество новых объектов и предметов.
4. Особенности памяти – увеличивается объем и прочность памяти. Дети раннего возраста лучше запоминают то, что вызвало у них сильную эмоциональную реакцию. Ребенок может запомнить одновременное нахождение двух предметов, чаще всего наиболее и наименее понравившийся объект, а это значит, что в раннем возрасте доминирует кратковременная память. Информация, поступившая ребенку, запоминается достаточно легко и быстро, однако беспорядочно.
5. Особенности восприятия – восприятие в раннем возрасте является основной психической функцией, на ее основе развивается, внимание, мышление, память, воображение. Благородя этой функции, ребенок устанавливает связи между воспринимаемыми объектами.
6. Особенности мышления – в психолого-педагогической литературе, выделяется три виды мышления:
• Наглядно-действительное (Познание с помощью манипуляция предметами).
• Наглядно-образное (Познание с помощью, представлений предметов явлений).
• Словесно-логическое (Познание с помощью понятий, слов, рассуждений).
Для ребенка раннего возраста характерно наглядно-действительное мышление, то есть ребенок решает любую простую мыслительную задачу с помощью реальных действий с предметами.