Юлия Генндадьевна Рокало
Проведение занятий с детьми по ознакомлению с одним из жанров изобразительного искусства — натюрмортом
▼ Скачать + Заказать документы
Необходимо создать предпосылку для «самостоятельного вхождения» и особенно важно определять фазы этого пути: от простого к сложного, от конкретного к общему. Рисование с натуры как один из видов учебной работы учит детей сознательно работать на уроках, воспитывает у них организованность и внимание, развивает пространственное мышление и воображение, позволяет им глубже понять красоту и закономерности строения окружающей природы. Дети, поступающие в студию изобразительного искусства, имеют различное художественное воспитание и, естественно, разную степень знакомства с рисованием. Они, как правило, любят рисовать. Но их занятия рисованием в большинстве случаев ограничиваются произвольными самостоятельными зарисовками сценок, предметов, явлений окружающей среды. Причём большинство этих зарисовок делается по представлению, без непосредственного обращения к натуре во время самого процесса рисования. Под влиянием систематического обучения рисованию с натуры уже в раннем возрасте изменяется отношение детей к этому виду учебной работы. Учащиеся начинают понимать: чтобы правильно нарисовать, надо внимательно наблюдать и точно изображать стоящую перед ним натуру. Больших успехов в этом виде деятельности можно достичь на занятиях натюрмортом.
Публикация «Проведение занятий с детьми по ознакомлению с одним из жанров изобразительного искусства — натюрмортом» размещена в разделах
- Жанры изобразительного искусства
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Натюрморт. Изучаем и рисуем натюрморты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2020
По сравнению с тематической картиной или пейзажем в творческом натюрморте художник свободнее распоряжается компоновкой предметов, которые может в случае необходимости поменять местами, передвинуть, изъять, наконец, изменить уровень зрения на постановку.
Наблюдая окружающую действительность, художник обращает особое внимание на те предметы, которые привлекательны своей формой, цветом, то есть эстетическим содержанием.
Натюрморт является одним из самых популярных жанров у тех, кто только начинает рисовать. На простых композициях, составленных из нескольких предметов, учатся правильно строить объекты, передавать перспективу и наносить светотени.
Таким образом, занятия рисованием с натуры предоставляют возможность для всестороннего развития.
Введение детей в жанр натюрморт
Вначале, при первом знакомстве детей с жанром объясняем происхождение слова "натюрморт". Так вот, выражение nature morte пришло в русский язык, конечно же, из французского. Как вы сами видите, оно разделено на две части - "nature" и "morte", которые переводятся соответственно как "природа, натура, жизнь" и "мертвый, тихий, неподвижный". Детей настораживает слово «мертвый» и тут начинаешь пояснять, что натюрморт может состоять из сорванных фруктов, цветов, а также из неодушевленных предметов, включая природные формы. Это на пейзаже мы можем увидеть бегущую, струящуюся речку между зеленеющих лугов, деревья, качающиеся на ветру, летящих птиц, слепящее солнце и ощущение воздуха.
На натюрморте всё застыло, замерло, как бы, давая нам возможность не спеша рассмотреть предметы. Здесь можно продемонстрировать репродукции с картин К. Петрова – Водкина «Розовый натюрморт.
Ветка яблони», «Черемуха в стакане»; М. Кончаловского «Овощи», «Клубника»; К. Коровина «Розы»; О. Татевосяна «Натюрморт»; М. Сарьяна «Осенние цветы»; И. Хруцкого «Фрукты и цветы», «Цветы и плоды»; И. Машкова «Снедь московская. Хлебы»). Знакомство с работами мастеров натюрморта повысит интерес к работе, расширит их представление о композиции рисунка, аппликации, о цветовых сочетаниях. А для сравнения показать пейзажи Шишкина, Саврасова и т. д.
В представленной разработке учашиеся составят натюрморт в технике коллажа. Интересные фактуры, цвета, аппликативный подход к работе создаёт дополнительный творческий подход, желание сделать свой рисунок неповторимым, делает работу над натюрмотром ещё более увлекательной!
Приступаем к рисованию натюрморта.
Теперь можно начинать рисовать. Но ребёнок сталкивается с проблемой, как расставить предметы на рисунке. Даже если перед ним стоит натюрморт, большинство детей раскладывает элементы постановки по порядку, на одной плоскости по краю листа. И тут необходимо познакомиться с понятием «композиция». Под ним понимают не только само расположение предметов на работе, их взаимодействие между собой, но и сам замысел работы, её идейную составляющую.
Художественная композиция» - произведение искусства, творческая работа. При её создании руководствуются двумя аспектами или сторонами: эстетической и технической. Эстетическая сторона работы – идея, замысел, мысли и переживания автора, заложенный в работе художественный образ.
Техническая сторона – расположение предметов на работе, их взаимодействие между собой, взаимосвязь, структура.
Лучше всего ставить перед учащимися реальную постановку, чтобы они почувствовали пространство, увидели, как с разных точек зрения меняется композиция. Можно дать возможность им самим его составить, помогая и корректируя. На первых порах хорошо знакомить детей с композицией при помощи аппликации. Такой подход развивает чувство формы и композиционные умения, подводит к пониманию того, что красивый натюрморт хорошо получается при сочетании разных цветов, форм, развивает чувство цвета при подборе колорита и цвета бумаги.
Можно составить осенний натюрморт. Предложим детям вырезать разные овощи и фрукты: баклажан, огурец, яблоко, помидор, груша и т. д. Затем
создают композицию, частично, накладывая силуэты бумажных плодов один на другой и, подвигая их выше, ниже в поисках лучшего размещения.
Надо выбрать сюжетный центр. Он выбирается с таким расчетом, чтобы, притягивая к себе все остальное, выполнял функцию своего рода камертона для предметов, находящихся вне композиционного центра. Он может выделяться, заявлять о себе по законам контраста форм, тона, цвета и т. д.
но никогда не вырываться из целостности изображения натюрморта как группы взаимосвязанных предметов. Лучше, если это будет крупный предмет. В качестве такого камертона мы выбрали кувшин (или вазу).
Тут хорошо помогает понять детям игровой подход. Дети переносят на себя действия и лучше понимают задачу. Я сравниваю натюрморт с семьёй, которая позирует для фотографии. Взрослых (папу, маму) ставят назад, так как они большие, их и так будет видно. А детей ставят вперёд, перед родителями. При этом одни частично загораживают других, но никто никому не мешает. Это можно продемонстрировать тут же, в классе. Вызвать ребят повыше и поменьше ростом, и попросить расставить их для фотографии красиво, чтобы было видно всех. Конечно, надо помочь, показывая удачную композицию. Потом попросить составить натюрморт.
И всё же, обращая внимание на техническую сторону вопроса, надо не забывать о создании всех условий для свободной творческой деятельности ребёнка и обеспечении психологического комфорта. Следовательно, вовремя занятий рядом с ребёнком должен находиться заинтересованный и заботливый взрослый, чтобы помочь, подсказать, направить. При этом нужно действовать не директивно, показывая, «как надо», а деликатно стимулировать его собственную творческую активность. Тогда занятия принесут удовлетворение и осознание собственное ценности и уникальности. Все дети талантливы, одарены богатой фантазией и способны творчески мыслить. Но любое качество необходимо развивать и стимулировать. Только тогда ребёнок раскроет заложенный в нем потенциал, разовьёт способности, данные ему от природы и много добьётся в жизни.
Работа с натюрмортом – это ещё одна возможность расширить кругозор ребёнка, развить пространственное воображение, познакомить с основами композиции, которые непременно пригодятся в жизни как художнику так и обычному человеку.