Нина Мякотникова
Проведение рефлексии с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в детских садах со среднего дошкольного возраста проводят рефлексию. Так же в соответствии с требованиями ФГОС образование детей должно строиться через разные виды деятельности, при этом знания не являются главной целью, а представляют из себя среду для развития ребенка и формирования у него предпосылок учебной деятельности (пункты 4.6. и 4.7.).
Одна из предпосылок учебной деятельности, формируемой в дошкольном возрасте это умение оценивать себя и результаты своей деятельности, способность объяснять причины удач и не удач.
Публикация «Проведение рефлексии с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Рефлексия является одной из необходимых способностей личности ребенка в период перехода к новому этапу своей жизни – обучению в школе.
Особенности содержания и подготовки рефлексивных способностей детей этого возраста изучены очень слабо. Отсюда вытекает проблема целенаправленного и организованного развития рефлексии у детей под руководством педагога. Поэтому в дошкольных учреждениях проводят рефлексию со средних групп.
Вообще под рефлексией понимается обращение внимания субъекта, в данном случае ребенка, на самого себя и на свое сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое – либо их переосмысление. То есть, если быть краткой, это свое рода самооценка себя в деятельности (на занятии).
Рефлексия позволяет человеку сознательно планировать, регулировать и контролировать свое мышление.
На занятии в средней группе на тему «Овощи и фрукты». Последним этапом в этом занятии была рефлексия. Детям предлагалось на доске 2 домика: один оранжевый – семейство апельсинчиков. Другой красный – семейство помидорчиков. А на столах лежали картинки помидоров и апельсинов. Были даны условия:
АПЕЛЬСИН, если ты считаешь, что на занятии ты занимался активно, участвовал во всех играх и заданиях, отвечал на вопросы воспитателя, помогал и дружно работал со своими сверстниками;
ПОМИДОР, если ты считаешь, что на занятии ты плохо участвовал, не отвечал на вопросы и не помогал никому из ребят.
После сказанных условий, дети берут ту картинку, которая, по их мнению, подходить больше всего. После того, как дети заполнят домики, воспитатель вместе с ребятами обсуждает заполняемость семейств.
Важно, при проведении рефлексии, сначала четко объяснить детям какая картинка, что обозначает, какие критерии отражает, а только потом попросить детей ее поднять, иначе они будут поднимать все картинки пот очереди. После того, как дети определись с самооценкой, необходимо задать вопрос, например, «Ваня, почему ты поднял апельсин?», особое внимание, уделяя детям, которые оценили себя отрицательно или не объективно.
Рефлексию в конце занятия можно провести в разных формах, например:
1. Украсим ёлочку. Кто, считает, что хорошо работал, тот украсил ёлочку разноцветными шарами. А кто работал плохо – только синими шарами.
2. Банки с вареньем. Две стеклянные банки. На одной надпись №1 «Я справился!», на другой – №2 «Я не справился». Брось фишку – ягоду в банку №1 с надписью «Да» или «Победа». В банку №2 «Нет» или «Неудача». Бросать можно пуговицы, бусинки и т. д.
3.«Дерево творчества». По окончании занятия дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды: плод – дело прошло полезно, плодотворно; цветок – довольно не плохо; листики – не был активен на занятии.
4.«Светофор». Дети сигналят карточками: зеленый – был активен на занятии, отвечал на все вопросы воспитателя; желтый – был активен, но не на все вопросы смог ответить; красный – было скучно, был не активен на занятии.
5.«Ёлочка настроения». Детям раздаются вырезанные из бумаги шары (ёлочные игрушки, на которых они рисуют своё настроение и прикрепляют на ёлочку.
6.«Цветик многоцветик». Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.
7.«Яблоня». На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки двух цветов: красные и зеленые. Они приклеивают яблоки на яблоню: зеленые – я считаю, что сделал все на отлично, хорошее настроение; красные – не справился с заданием, у меня плохое настроение.
8.«Человечки настроений». Детям раздаются по 3 карточки человечков: улыбающегося, спокойного, грустного. Проводится рефлексия в начале занятия : покажите ту карточку, которая соответствует вашему настроению. В конце занятия проводится повторная рефлексия : покажите ту карточку, которая соответствует вашему настроению сейчас.
Таким образом, рефлексия является необходимым компонентом занятия, способствующая формированию умения оценивать себя, результаты своей деятельности и причины успехов и не удач, что постепенно готовит ребенка к получению оценок в школе с пониманием за что выставляются определенные баллы.