Ольга Шестакова Тарасова
Проведение практикумов для родителей как эффективный прием по работе над проблемами семейного воспитания и развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Делюсь опытом работы с родителями детей с особыми возможностями здоровья. Группа для детей с нарушением слуха функционирует в нашем дошкольном учреждении уже много лет.
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и дошкольных учреждений. Поэтому одним из главных направлений работы каждого педагога дошкольного учреждения является активное сотрудничество с родителями.
Публикация «Проведение практикумов для родителей как эффективный прием по работе над проблемами семейного воспитания и развития ребенка» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Для этого проводятся разнообразные коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные формы работы.
В практике работы с детьми, имеющими особые возможности здоровья, выделяю – практикум. Это одна из эффективных приемов по работе над проблемами семейного воспитания и развития ребенка (некоторые авторы называют также практикум формой проведения консультаций).
Устная информация иногда плохо воспринимается или быстро стирается из памяти, в связи с тем, что ведущим каналом получения необходимых сведений у родителя может быть не аудиальный, а визуальный канал. Учитывая также особенности восприятия взрослыми людьми педагогической информации, а психологами многократно подтверждено, что с возрастом ухудшается восприятие материала, менее оперативными, гибкими становятся мыслительные процессы, следует подчеркнуть, что именно на практикуме словесную информацию так легко дополнить практическими упражнениями, например, схематическими рисунками. Рассмотреть пример обсуждения вопросов воспитания и обучения детей на наглядной основе с использованием схематического рисования можно на «Волшебном треугольнике» (РОДИТЕЛЬ_ РЕБЕНОК_ПЕДАГОГ).Здесь предполагается как теоретическое ознакомление с проблемой, так и практические решение конкретной ситуации.
Хороши такие формы работы, как изготовление книжек – малышек, создание и ведение речевых альбомов. Выставка речевых, фотоальбомов была успешно представлена на семинаре-практикуме «Новые подходы в интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательное пространство», 2012г.
У ребенка нет интереса к детскому чтению? – проводим практикумы по созданию книжек – малышек.
Так сложно порой родителям нарисовать что-либо для ребенка, или объяснить, как это сделать. Так мы учимся рисовать на основе геометрических фигур. А в результате дети с родителями активные участники конкурсов рисования на разных уровнях.
Крайне важным остается для практикумов – вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями интеллектуального развития ребенка. Современный рынок и интернет предлагает родителям огромный выбор литературы и дидактических игр, но далеко не каждый родитель сможет выбрать полезную информацию, не перегружать при этом ребенка, а помогать ему.
Проигрываем с родителями на практикумах Дидактические игры «Кубигород», «Теремок».
Практика показывает, что практикумы органично сочетают в себе педагогические беседы с использованием тестовых опросов. Предлагаю Вашему вниманию тестовое задание «Дорисуй человека». Нужно дорисовать из круга и овала человека, используя 5 геометрических фигур, математических знаков или линий (варианты выполнения тестового задания см. в презентации).
Семья – важнейшая составляющая любого общества, и в жизни каждого человека играет очень важную роль. Именно под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, усваивает те или иные навыки поведения, представления о себе и других, о мире в целом. Поэтому воспитание в семье ребенка с особыми возможностями здоровья – ответственная задача, так как важнейшим является понимание состояния ребенка, прежде всего родителями. С признанием того, что в семье растет ребенок с ОВЗ, ответственность родителей значительно возрастает. Они постоянно задают себе вопрос: что будет дальше с нашим ребенком? В этой ситуации родителям важно понять, что их ребенок будет обучаться медленнее других детей. Но для того, чтобы достичь наилучших результатов, нужно обратиться за квалифицированной помощью к специалистам, как можно раньше начать продуманное и целенаправленное воспитание и обучение, создать все необходимые условия в семье, которые соответствуют состоянию ребенка.
Родителей детей с ОВЗ необходимо обучить, как и чему учить ребенка дома. С детьми необходимо постоянно общаться, проводить занятия, выполнять рекомендации воспитателя, психолога, логопеда. Больше времени следует уделять ознакомлению с окружающим миром: ходить с ребенком в магазин, в зоопарк, на детские праздники, больше разговаривать с ним о его проблемах, рассматривать с ним книжки, картинки, привлекать его к посильному труду. Важно также научить ребенка игровой деятельности и навыкам общения с детьми. Главное – родители должны оценить возможности ребенка с ОВЗ и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный, а не думать, что, взрослея, он сам всему научится. Успешная реабилитация детей с ограниченными возможностями зависит от тесного взаимодействия с семьёй. Только совместная работа специалистов и семьи пойдет ребенку на пользу и приведет к положительным результатам.
Итак, практикум расширяет видение проблем семейного педагогического воспитания детей, помогает наглядно найти пути их решения (что так важно не только для родителей детей с особыми возможностями здоровья, обогащает педагогическую копилку игр для детей, способствует освоению игровых приемов родителями, дает представление о возможностях и значимости семейных игр. А в нашей работе это закрепляется девизом: В воспитании самое главное – кто воспитатель. (Д. Писарев). Надо помнить о том, что первый воспитатель, находящийся после рядом всю жизнь – родитель.
Используемая литература:
Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю., Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. -М. : ТЦ Сфера, 2009.(Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»)
Свирская Л. Работа с семьей : необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС,