Марина Мишина
Проведение пальчиковых игр в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проведение пальчиковых игр в первой младшей группе
Пальчиковые игры с самыми маленькими дошкольниками имеют небольшую продолжительность, от 3 до 5 минут. Они могут использоваться как вспомогательная часть занятия (разминка рук перед рисованием, лепкой, а также стать основной частью занятия. В последнем случае к пальчиковой добавляют дидактическую игру, беседу, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, словесную игру-забаву, которые логически продолжают основную часть и соответствуют теме занятия.
Темочки:
Формы организации пальчиковых игр
Пальчиковые игры с детьми третьего года жизни могут проводиться в форме фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий.
Таблица: особенности организации пальчиковых игр в зависимости от формы занятия
Форма организации Количество детей, длительность Основные отличительные моменты
Фронтальная Все дети группы.
7–10 минут.
Чаще всего проводится в первую половину дня после завтрака как непосредственная образовательная деятельность
Рекомендуется использовать наглядность (изображения, предметы, а также аудиозаписи, короткие видеоролики, мотивирующие детей к игре (появление игрового персонажа, звучание любимой песенки, потешки).
Нецелесообразно использовать пальчиковые игрушки-колпачки, фигурки персонажей с отверстиями для пальчиков. Дети не смогут самостоятельно надеть и снять их, а всем помочь педагог не в состоянии, может возникнуть заминка, которая снизит динамику занятия и погасит интерес детей к нему. Удачным будет применения таких пособий, как дорожки для «ходьбы» пальчиками, коробок с сыпучими материалами для закапывания и поиска предметов, игры с прищепками, шнуровками, липучками.
Если у ребёнка не получается выполнить какое-то упражнение, внимание на этом не заостряют. Педагог берёт малыша на заметку и отрабатывает навык индивидуально.
Подгрупповое 4–8 человек.
До 7 минут.
Можно применять все виды наглядности и игрового материала, нетрадиционное оборудование («колючие» мячики, каштаны, грецкие орехи).
Отработка навыков возможна прямо на занятии.
Индивидуальное 1–3 человека.
До 5 минут.
Проводится для коррекции навыков (если у ребёнка что-то не получается, вызывает постоянные трудности) и компенсации пропущенного времени (с длительно отсутствовавшими).
Может проводиться с новичками для установления эмоционального контакта, дружеских отношений, снятия тревожности, негативного отношения к новой обстановке.
Как общеразвивающие проводятся по очереди со всеми детьми группы.
Используются все виды материалов для игр, поскольку педагог имеет возможность помочь каждому ребёнку научиться обращаться с ними.
Примечания
Безопасность детей должна быть для воспитателя на первом месте. Проводя подгрупповые и индивидуальные занятия, педагог не может уделять внимание остальным малышам. Оставлять детей младшего возраста играть самостоятельно без присмотра взрослых недопустимо. Учитывая это, подгрупповые и индивидуальные формы работы организуют только тогда, когда помощник воспитателя (няня) может взять на себя контроль за группой и организацию деятельности других детишек.
Организуя игры с песком, крупой, необходимо следить, чтобы дети не брали их в рот, не засовывали в нос, уши. Малыши третьего года жизни активно стремятся исследовать мир, но представления об охране собственного здоровья и опасности у них ещё не сформированы.
Структура и временные рамки фронтального занятия в первой младшей группе :
Вступительная часть. Организация детей, создание положительного настроения, сюрпризный или игровой момент, появление сказочного персонажа. До 2 мин.
Основная часть. Вступительная беседа, демонстрация иллюстративного или другого наглядного материала, собственно пальчиковая игра, дидактическая игра. 5–7 мин.
Заключительная часть. Подведение итогов, поощрительное слово педагога. До 1 мин.
Таблица: картотека художественных произведений для пальчиковой гимнастики, разработала Р. Р. Гайнуллина
«Капустка»
Мы капустку рубим-рубим,
Мы капустку солим-солим,
Мы капустку трём-трём,
Мы капустку жмём-жмём.
(Движения прямыми ладонями вверх-вниз,
поочерёдное поглаживание подушечек пальцев,
потирать кулачок о кулачок.
Сжимать и разжимать кулачки.) «Репка»
Тянут, тянут бабка с дедкой
(Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги)
Из земли большую репку:
Вот пришла бы наша внучка,
Помогла б собачка Жучка.
Где же кошка, мышка — крошка?
(Одноимённые пальцы прикасаются друг к другу).
Хоть держалась крепко,
Вытянута репка.
«Радуются взрослые и дети»
Кто ещё радуется солнышку?
Радуется дедушка,
Радуется бабушка,
Радуется мамочка,
Радуется папочка,
Очень радуюсь я.
Рада солнцу вся семья!
(Выполнение по образцу
за педагогом движений:
на каждую строку дети загибают пальчик,
6 строка — сжимать и разжимать кулачок). «Моя семья»
Этот пальчик — дедушка.
Этот пальчик — бабушка.
Этот пальчик — папочка.
Этот пальчик — мамочка.
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья.
(По ходу чтения, загибается на ручке ребёнка пальчик, начиная с большого пальчика).
«Ёжик»
Ежик топал по дорожке
И грибочки нес в лукошке.
Чтобы грибочки сосчитать,
Нужно пальцы сосчитать.
(Дети загибают по очереди
пальцы сначала на левой руке,
потом на правой руке.
В конце упражнения руки
у них должны быть сжаты в кулачки). «Помощник»
Посуду моет наш Антошка,
Моет вилку, чашку, ложку,
(Потирать ладошки друг об друга,
«мыть посуду»).
Вымыл блюдце и стакан
И закрыл покрепче кран.
(Разгибать пальцы из кулачка,
начиная с мизинца.
Выполнять имитирующие движения).
«Дружба»
Дружно пальчики сгибаем,Крепко кулачки сжимаем. Раз, два, три, четыре, пять – (Начинаем разгибать.
Дети сжимают пальцы в кулачки,а затем расслабляют их и разжимают). «Ноги ходят по дороге»
Большие ноги:
Шли по дороге.
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Побежали по дорожке:
Топ-топ-топ.
(Четыре пальца правой руки
постукивают по левой руке,
дети повторяют текст за взрослыми).
«Пароходик»
Пароходик в море был.
(Ладони соединить в форме чаши).
Вот он к пристани приплыл.
(Сделать волнообразные движения в воздухе).
Загудел в свою трубу: «У — у — у!»
(Одновременно пошевелить
большими пальцами). «Лошадки»
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы как лошадки :
Чок-чок-чок.
Чок- чок-чок.
Скачет резвый табунок
(Пальцы скачут по столу, повторяя текст за взрослым: «чок-чок, чок-чок»).