Анастасия Рогачева
Протокол родительского собрания «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОТОКОЛ № 1 родительского собрания
Тема «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»
Группа кратковременного пребывания
10.09.18г.
Присутствовали: из 20 человек - 18 человека (список прилагается)
Повестка дня:
1. Выступление заведующего МБДОУ Д/с «Колосок» п. Ленина «Правила пребывания в детском саду».
2. Выступление воспитателя «Что такое адаптация? Этапы, степени, участники процесса адаптации.»
Публикация «Протокол родительского собрания „Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Родительские собрания
- Младшая группа
- Протоколы родительских собраний в детском саду
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
3. Рекомендации родителям при адаптации детей к условиям детского сада.
4. Выбор родительского комитета.
5. Разное.
Цель: содействовать проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении успешной адаптации ребенка к условиям детского сада и их готовности к эмоциональной поддержки малыша в этот период.
СЛУШАЛИ:
1. Заслушали выступление заведующего МБДОУ Д/с «Колосок» п. Ленина о правилах пребывания в детском саду. Родители задавали вопросы по данной теме, на которые тут же получали ответ от заведующего.
2. Вторым вопросом слушали выступление воспитателя по теме «Адаптация в детском саду». Был прослушан доклад о степени, этапах адаптации. Воспитатель познакомила родителей с общими результатами адаптации детей в группе.
3. Воспитатель предложила несколько рекомендаций дляродителей: постараться создать в семье спокойную дружескую атмосферу, быть терпеливыми, формировать у детей навыки самообслуживания и личной гигиены. Родителям были предложены памятки «Как сделать для ребенка адаптацию к детскому саду более легкой».
4. Воспитатель разъяснила родителям полномочия и обязанности родительского комитета. А также предложила избрать родительский комитет в составе 2- х человек. Срок: на год.
Председатель___
(подпись)
Секретарь___
(подпись)
Приложение №1 к протоколу 1
- Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня, мы поговорим с вами об адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду. (слайд 2) Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения: чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания.
Проблемой адаптации детей в дошкольном возрасте занимались множество ученых, которые провели исследования и доказали, что период адаптации в основном зависит от того, как взрослые в семье подготовят ребёнка к этому ответственному периоду.
От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье (слайд 3).
Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
Адаптационный период условно можно разделить на 3 этапа (слайд 4).
1. Подготовительный. Его следует начинать за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад. Задача этого этапа – сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям. Коррекцию необходимо провести в домашних условиях, большое внимание должно уделяться формированию навыков самостоятельности.
2. Основной. Главная задача данного этапа - создание положительного образа
воспитателя. Родители должны понимать важность этого этапа и стараться установить с воспитателем доброжелательные отношения. Воспитатель, узнавая ребенка, со слов родителей, сможет найти подход к ребенку значительно быстрее и точнее, а ребенок в свое время начнет доверять воспитателю, испытывая при этом чувство физической и психической защиты.
3. Заключительный. В процессе привыкания в первую очередь нормализуются настроение, самочувствие ребенка, аппетит, в последнюю очередь – сон.
В настоящее время выделяют 3 степени адаптационного процесса (слайд 5):
1. Легкая степень. Характеризуется незначительными отклонениями в поведении, такими как временное нарушение сна, аппетита, редкими заболеваниями, возможны капризы, агрессия, замкнутость. Основные симптомы исчезают в течении 2-3 недель, максимум 1месяца.
2. Средняя степень адаптации: все нарушения принимают выраженный характер, фиксируются заболевания. Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется. В игре ребенок не пользуется приобретенными навыками, игра ситуативная.
3. Тяжелая степень адаптации (от 2 до 6 мес.) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Это снижение аппетита, резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течении долгого времени. Обычно, видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии. Основные причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ, вы можете видеть на след. слайде (слайд 6).
Иногда родители сами провоцируют проявление трудностей адаптации ребенка. Такие родители часто авторитарны, вступают в конкуренцию с воспитателями, демонстрируют свою сверхкомпетентность во всех вопросах.
Влияет на адаптацию и тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны и поэтому не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку и выполнить задание.
Исследования педагогов, медиков показывают, что характер адаптации зависит от факторов, которые вы можете увидеть на слайде 7.
Например, труднее адаптируются к новым условиям дети в возрасте до 2 лет. К этому возрасту они становятся более любознательными, хорошо понимают речь взрослого, у них более богатый опыт поведения в разных условиях.
Или, например, когда у ребенка сформирована предметная деятельность, его легче можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями.
(Слайд 8) Самое главное для воспитателя – завоевать доверие малыша, его привязанность. Нужно дать ему почувствовать, что его понимают и принимают таким, какой он есть. Поэтому, очень важно педагогу организовать работу с семьей. Если родители и сотрудники ДОУ объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, то можно с уверенностью сказать, что произошедшее изменение в жизни ребенка — ему на благо. Формы взаимодействия с родителями постоянно меняются. Традиционная форма работы, где главное место отводилось сообщениям и докладам, утратили своё значение из-за малой эффективности. Всё шире используются новые, активные формы работы с родителями, такие как сем. клубы, круг столы, семинары, клубы по интересам и т. д. позволяющие вовлечь родителей в жизнь детского сада. Так же можно организовывать круглые столы с новенькими привлекая родителей старших воспитанников для обмена опытом.
Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день, - это верный знак того, что он освоился. (Слайд 9)
Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к дошкольному учреждению — это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребенка, помогать ему преодолевать трудности. (Слайд 10)
Для облегчения прохождения ребенком адаптации мною разработан «План адаптации детей», ряд рекомендаций и консультаций для родителей, а также проводится работа по выработке общей стратегии воспитания и развития ребенка в семье и ДОУ. (Слайд 11)
Решения родительского собрания.
В заключение собрания родительский комитет предлагает родителям обсудить возможный вариант решения родительского собрания:
1. Соблюдать Требования в ДОУ согласно положениям.
2. Родителям ежедневно уделять внимание вопросам адаптации детей к условиям детского сада.
3. Педагогам и родителям осуществлять взаимодействие друг с другом.
4. Стремиться к выполнению главной задачи- созданию благоприятного климата для воспитания и образования детей. Педагогам регулярно информировать детей о жизни группы.
Приложение 2 к протоколу № 1
Практические советы
Первый раз в детский сад
или что за «зверь» адаптация?
Для ребенка детский сад, несомненно, является новым, ещё неизведанным пространством с новым окружением и новыми отношениями.
Когда малыш приходит в детский сад многое в его жизни резко меняется: режим дня, температура в помещении, характер питания, новый стиль общения, отсутствие родителей, постоянный контакт с большим количеством сверстников.
Ко всему этому малышу предстоит приспособиться. Начинается, так называемая, адаптация.
Важно помнить, адаптация – не проблема, с которой нужно бороться, а просто процесс подстройки человека к новым условиям.
Какая бывает?
У разных детей этот процесс протекает по-разному. Но условно можно выделить несколько видов:
Активная адаптация.
Малыш очень переживает, активно протестует, не хочет идти в сад, провожает маму со слезами и криками, «говорит», что завтра в сад не пойдёт и т. д.
Часто родители тоже волнуются, ведь очень тяжело расстаться с плачущим ребенком в раздевалке или вести упирающегося малыша в сад. Помните, реакция ребенка вполне нормальна. Скорее всего, ребёнок станет вести себя значительно спокойнее в течение 1-2-х недель.
Отложенная адаптация
Первые дни (от 3-х дней до 3-х недель) ребёнок добровольно и даже радостно, уносится в группу. Проходит какое-то время (уходит эффект новизны, и в один прекрасный день ребёнок устраивает такой же скандал, как у других был в первые дни.
Пассивная адаптация
Ребёнок, внешне спокоен, идёт в сад с удовольствием. Адаптация у таких детей проявляется в других, часто не связанных с садом областях. Изменения аппетита и/или стула, повышенная утомляемость, изменения характера сна, скорость усвоения новой информации, общая нервозность, агрессивность дома и на прогулках после сада, капризность.
Уважаемые родители!
Терпение и спокойствие!
Какой бы тип адаптации не был у Вашего ребёнка примерно через 2 месяца острая фаза пройдёт, и он приспособится.
Помните, что пропуски сада по болезни влияют на эти сроки.
Как помочь ребенку?
• Настраивайте кроху как можно положительнее к его поступлению в детский сад.
• Объясняйте и демонстрируйте, что мама и папа иногда уходят, но обязательно вернуться.
• Давайте понять, что разлука с Вами неизбежна, что очень хорошо, что он дорос до сада и стал таким большим.
• Если ребёнок плачет, боится, расстраивается, посочувствуйте ему. Старайтесь избегать фраз «не бойся», «не плачь», «не расстраивайся». Чувство не пройдёт только от того, что родители попросили.
• Старайтесь не сравнивать сад с работой. Говоря так, Вы нагружаете ребёнка излишней ответственностью.
• Не оставляйте малыша сразу на целый день, постепенно увеличивайте число часов пребывания в детском саду.
• Не стоит сильно нервничать и показывать свою тревогу, когда отводите малыша в детский сад. Ребенок будет фиксировать и копировать Ваше поведение.
• Никогда не уходите незаметно, не предупредив малыша об этом, Вы рискуете подорвать доверие к себе.
• Четко говорите ребёнку, когда именно Вы заберёте его из детского сада.
• Не затягивайте прощание с ребенком в раздевалке даже, если он очень расстроен.
• Если Вы хотите сделать ребёнку приятное (купить игрушку, шоколадку и т. д., не привязывайте это к уходу из детского сада.
• Все время объясняйте чаду, что он для Вас, как раньше, очень дорог и любим.
• Не обсуждайте при ребенке волнующие Вас проблемы адаптации к детскому саду, даже если кажется, что малыш не слушает.
• Создайте спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
• Постарайтесь мудро реагировать на выходки ребенка и не наказывайте его за детские капризы, и ни в коем случае не угрожайте детским садом как наказанием за его непослушание.
• Введите некоторые режимные моменты детского сада в домашний режим дня.
• На время прекратите походы в многолюдные и шумные места, сократите просмотр телепередач,
лучше больше играть в игры дома.
• Уделяйте внимание состоянию здоровья Вашего ребенка.
• В первое время целесообразно сохранить привычные для ребенка приемы ухода: покачать на ручках, поцеловать и т. д., можно принести любимые игрушки.
• Сотрудничайте с воспитателями.
Удачи Вам!
Приложение №3 к протоколу №1.
Анкета для родителей
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Просим ответить на вопросы данной анкеты. Ваши ответы помогут организовать успешную адаптацию малышей, поступающих в детский сад, что-то изменить, на что-то посмотреть другими глазами.
1. Как прошла адаптация ребенка к детскому саду:
а) ребенок адаптировался полностью;
б) ребенок утром не хочет идти в детский сад;
в) ребенок иногда не хочет идти в детский сад;
г) ребенок вечером изъявляет желание еще поиграть в детском саду.
2. Как протекала адаптация Вашего ребенка к детскому саду? Малыш шел в детский сад:
а) с плачем;
б) с уговорами;
в) без эмоций;
г) с удовольствием.
3. Что, по вашему мнению, повлияло на успешную адаптацию?
а) действия сотрудников детского сада;
б) совместные действия сотрудников и родителей;
в) действия родителей.
4. Каким было поведение Вашего ребенка после первых дней посещения детского сада:
а) обычным;
б) отказывался от еды;
в) плохо засыпал;
г) был сильно угнетен;
д) полон впечатлений;
е) всем перечисленные выше факторы имели место.
5. Как Вы думаете, каковы пути успешной адаптации к детскому саду? Что, на Ваш взгляд, нужно изменить? Что бы Вы хотели увидеть в детском саду?
Ваши пожелания___
Благодарим за ответы!
Приложение №4 к протоколу №1.
Презентация. «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»