Мач Наталья
Простейшие опыты с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Необходимо с раннего возраста включить малышей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.
Публикация «Простейшие опыты с детьми раннего возраста» размещена в разделах
Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей раннего возраста, я выбрала проведение элементарных опытов. Их элементарность заключается,
во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.
во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и представления.
в-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т. д.).
Согласно методическим рекомендациям по проведению опытов с детьми раннего возраста, опыт – наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие. Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача выдвигается воспитателем. Она должна быть очень ясно и четко сформулирована.
В группах раннего возраста опыты используют для ознакомления детей со свойствами неживой природы.
Опыты можно проводить как отдельный вид деятельности, так и как игра или часть занятия. Так же опытнической деятельностью можно заниматься в процессе режимных моментов и использовать на прогулке как часть наблюдения.
Количество проводимых опытов может варьироваться от одного в неделю до двух в месяц на усмотрение воспитателя и с учетом индивидуальных особенностей детей.
Длительность проведения опытов четко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но не более 10 минут за один этап.
Опыты могут проводиться как с подгруппой детей, так и с 2-3 малышами. Проводить опыты с целой группой не рекомендуется, т. к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается.
Для малыша, еще слабо владеющего речью, емкость с водой, песком или крупой становится своеобразным театром одного актера, сценой его внутреннего Я. Через такую игру у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия, успешности, происходит спонтанное снижение психического напряжения. Это ведет и к сокращению сроков психофизической адаптации.
Свою работу я начала с опытов с водой, согласно тематическому плану. С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса; что вода может превращаться в лед, что лед может превращаться в воду.
Вместо песка я использовала манную крупу. Дети просеивали манку через сито, пересыпали крупу из стаканчика в стаканчик, использовали воронку. Дети узнали, что манка сыпучая и состоит из множества песчинок. Рисовали разнообразные дорожки и узоры, нажимали на манку кулачками, костяшками пальцев, оставляли следы одновременно разным количеством пальцев. Дети убедились, что на манке остаются следы и отпечатки. Детям очень нравится рисовать на манке.
Вместо сырого песка я использовала кинетический песок. Дети мяли его ладошками, лепили «пирожки», оставляли отпечатки пальчиков, ладошек. В конце опыта мы подвели итог, что мокрый песок принимает любую нужную форму. Дети очень любят играть кинетическим песком. Он в группе в доступном месте.
Начали опытную деятельность мы с января, так как до января у детей была адаптация. Опыты организуются в форме игры, в режимных моментах, на занятиях.
Результатом нашей работы я вижу то, что детям нравятся игры с водой и манкой, они увлечены, внимательно слушают и смотрят.
Таким образом, мы считаем, что игры с водой, песком и сыпучими материалами могут быть мощным ресурсом предметно-развивающей среды в группах раннего возраста. Игры с этими материалами оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия, т. к. помогают создать радостное настроение, установить первые контакты с ребенком, повышать жизненный тонус, снимать напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.