Роман Кузичев
Просмотры как показатель знаний, умений и навыков учащихся в ДШИ
▼ Скачать + Заказать документы
Эпиграф
Будьте мудры как змии,
и просты как голуби.
Апостол Матфей.
Просмотры детских рисунков и изделий прикладников в детской школе искусств проходят два раза в год - в декабре и в мае, и являются основной формой аттестации учащихся. На просмотрах видно, насколько вырос или,наоборот, снизился уровень каждого из учеников по учебным предметам. По сути, учебный просмотр в школе искусств - это анализ творческого развития школьника, его способностей компоновать, строить, моделировать форму предметов, умения работать в конкретном материале.
Публикация «Просмотры как показатель знаний, умений и навыков учащихся в ДШИ» размещена в разделах
В ходе просмотра педагоги коллегиально выставляют отметки, однако ключевую роль играет педагог, который непосредственно занимается по данной дисциплине и знает, насколько ребенок старательно относился к учебе. Комиссия смотрит на качество и количество представленных рисунков или изделий прикладников. При оценивании работ ученика учитывается отношение его к работе, посещаемость, участие в конкурсах детского творчества.
Если характеризовать тенденции в художественном образовании, то планку оценивания детского рисунка за последние десять лет приходится несколько снизить, в целом это серьезный показатель отставания детей от требований ФГОСа по учебным дисциплинам. Поднять эту планку и уровень художественного образования непросто, тому есть несколько веских причин, а именно отсутствие самостоятельности современного школьника, зависимость от техногенных факторов и "самоизолированность" от окружающей природы.
Среди прочих факторов - отношение к творческому труду, не как обучению, а как к развлечению, попытке взрослых отвлечь ребенка от социальных сетей. Детское творчество в век индивидуальностей - это, прежде всего, свободный выбор личности, а потом уже уровень ремесла, основанного на натурном рисовании. А ведь постижение любого ремесла - это передача опыта предыдущего поколения. Процесс длительный и требует знания особенностей техники, терпения в преодолении материала, главное это забыть о своем «я». Многие старые художники не подписывали свои работы, потому что делали свое ремесло, как учили, не претендуя на авторство.
Современное время сильно изменило представление людей о ремесле художника. Родители детей смотрят на обучение в школе искусств уже не только как фактор развития ребенка, но и насколько будущая профессия будет востребована на рынке труда.
Мы живем в огромном информационном пространстве, которое влияет на наше сознание, формирует его, выдвигает другие приоритеты. Мышление человека 21 века – звено некой технологической цепочки между реальным объектом и его восприятием у пользователя информации. Окружающий человека мир является вторичным, на первое место выходит его интерпретация. С тех пор, как между человеком и природой стал компьютер (авторы рассчитывали разгрузить человеку память, а заодно сузили ему мышление и воображение) процесс передачи знаний только усложнился, поэтому так сложно стала обучить ребенка элементарным вещам. По существу необходимые знания утонули в потоке информации. Теперь каждый первый ученик утрирует форму, рисуя с натуры по представлению, каждый третий понимает, о чем говорит педагог, и только каждый пятый способен реально оценить форму и изобразить ее правильно в пространстве. Рисование предметов заменено их срисовыванием. Если раньше банальное срисовывание с репродукций было учебным заданием и носило название копирование, то теперь это плагиат идей и изображений стал обыденным. Редко от кого из детей среднего и старшего школьного возраста услышишь, я рисую потому, что мне этим нравится заниматься. А ведь процесс творчества для индивида - это его эмоциональный отклик на окружающую действительность. По большому счету настоящий автор, или художник,рождается, когда он прошел школу изобразительного искусства и самостоятельно способен на бумаге или в материале осуществить свои идеи. Впрочем, и претворить по-своему традиционные ценности тоже многого стоит. (Примечание. Самодеятельное творчество в данной статье не рассматривается) .
Если ребенка не вести по жизни продолжительное время, как происходит у нас в школе искусств при обучении на предпрофессиональных программах, ребенок не приобретает необходимый багаж знаний. Переход на годичные программы чреват поверхностным подходом к объекту изучения. Чтобы приобрести навык в конкретном деле необходимо время. Ученик, не обладающий разносторонними способностями, а таких детей у нас большинство, с трудом справляется с малознакомыми техниками или материалами. Годичные программы обучения, которые были введены для привлечения большего количества желающих в детской школе искусств, лишены просмотров, и это тоже их минус. Оценка дисциплинирует ученика, делает его путь в школе более осознанным, а в конечном итоге вкупе с другими факторами - ответственным и самостоятельным человеком.
Просмотры как форма аттестации проходят регулярно, а насколько они важны?
Например, для руководства школы искусств, просмотры едва ли не единственная форма, если не считать диплома, позволяющая говорить о каких- либо изменениях в отношении детей к учебному процессу. По итогам просмотра можно проводить реальный мониторинг успеваемости и посещаемости детей, делать сводную таблицу за несколько лет учебы и при желании использовать эти данные для исследовательской работы. Кстати для изменения программы, необходимо, прежде всего, руководствоваться истинными причинами падения успеваемости, а потом уже приоритетами родителей и интересами учеников. Если с чего и начинать корректировать программы так это с главы, за что, мы сегодня ставим ученикам оценки. Педагог же ставит текущие отметки по учебным предметам и вполне может вывести среднее арифметическое за полгода и год.
Коллективный просмотр демонстрирует уровень детского творчества, создает своеобразный рейтинг для каждого ученика и группы в целом. Показатели знаний, умений и навыков позволяют педагогу нивелировать уровень подачи учебного материала, корректировать учебные программы, применять новые методики.
Цель в обучении художественным дисциплинам достигается различными способами - это и задания по теории искусства и различные формы практической работы в материале. По результатам просмотров мы можем понять, как растет уровень освоения ребенком сложных тем, например, линейной перспективы в пейзаже или светотеневая моделировка в учебном рисунке.
У просмотра есть еще одна важная функция - это выставка детского творчества. Помню в институте как студенты гордились, что отобранные на просмотрах рисунки оказывались на стене рядом с деканатом. Изделия прикладников и рисунки пополняют фонд школы искусств, который можно использовать в дальнейшем в выставочной работе школы искусств.
Пополнение школьного фонда, необходимого для будущих поколений- это часть программы развития детской школы искусств, над которой мы с вами все и работаем.