Анна Толстова
Произведения устного народного творчества в работе учителя-логопеда
«Не условным звукам только учится ребёнок,
изучая родной язык, но пьет духовную жизнь
и силу из родимой груди родного слова»
К. Д. Ушинский
В то время как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность.
Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешение любого конфликта.
Публикация «Произведения устного народного творчества в работе учителя-логопеда» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Народная культура, фольклор
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа логопеда. Логопедия
- Устное народное творчество
- Темочки
Нашу речь заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Колыбельные песни, потешки, пестушки, шуточные песни, забавные сказочки входят в жизнь ребенка, радуют, развлекают, утешают, учат его задолго до того, как он прочитает свою первую книжку. Считалки, скороговорки, игровые припевки, дразнилки – неотъемлемая часть детского быта. Знакомство человека с произведениями искусства, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства – определяющий этап в развитии человеческой личности, богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное – овладевать средствами человеческого общения – речью. Овладевая речью ребенок получает ключ к познанию мира природы, вещей, человеческих отношений.
Работа учителя-логопеда по исправлению произношения включает в себя несколько этапов, среди которых:
Этап выработки необходимых артикуляционных укладов для «дефектного» звука;
Этап постановки звука;
Этап автоматизации и закрепления звука;
Этап дифференциации звука.
В своей работе я использую различные средства звуковой коррекции, но обращение к русскому фольклору, обладающему огромным креативным потенциалом, открывает широкие возможности моему педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов обучения и коррекции. Вопрос о повышении эффективности педагогической работы по звуковой культуре речи остается актуальным и, считаю, что одним из резервов являются малые формы фольклора
Остановимся теперь более подробно на этих формах фольклора и на видах логопедической работы с ними. Устное творчество можно использовать, как в коррекции произношения, так и в развитии речи. Использовать фольклор для автоматизации звуков, мы начинаем с этапа автоматизации звука в словах. Для этих целей мы можем использовать такую форму устного народного творчества, как загадки.
Загадки существовали во все времена, в том или ином виде, в различных профессиях и ритуалах. Загадка являлась «тайным языком», уберегающим от злых сил. С ее помощью испытывали мудрость, находчивость человека. Загадки являлись уроками народной мудрости, представлений, позволяющими детям в развлекательной форме усвоить знания, добытые многими поколениями, учили наблюдательности. И в настоящее время загадка используется как увлекательное и эффективное средство обучения и воспитания детей.
Загадки обогащают словарь, помогают увидеть вторичное значение слов (например «идти» может не только человек, но и часы). Загадки расширяют представления детей о возможностях переносного употребления слова. Под влиянием загадок у ребенка складывается привычка рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство. Работа над загадками на этапе автоматизации звука в слове происходит по классической схеме: логопед загадывает загадку, а ребенок называет слово-отгадку. В отгадке содержится автоматизируемый звук.
Например: при автоматизации звука [Р] можно использовать следующие загадки: Красное коромысло над рекой повисло. (Радуга) Девица в темнице, а коса на улице. (Морковь) и т. д. Для детей, испытывающих затруднения при отгадывании загадок, мы используем наглядный материал – предметные картинки, из которых ребенок может выбрать нужную, что облегчает ему задачу. Если загадка включается в домашнее задание, то мы просим ребенка не просто отгадать ее, но и нарисовать отгадку. После автоматизации звуков в словах мы переходим к его автоматизации в предложении. Для этих целей в устном народном творчестве существуют такие замечательные произведения, как пословицы, поговорки и скороговорки. К. Д. Ушинский справедливо отмечал, что пословицы имеют большое значение при обучении родному языку, во-первых, из-за своей формы, во-вторых, из-за своего содержания.
Первые пословицы ребенок слышит в речи взрослых, при этом ему раскрывается смысл пословицы как общепринятого поучения. Народные пословицы содержат мораль, выработанную многими поколениями : «Кончил дело – гуляй смело» «Нет друга – ищи, а нашел – береги». В приобщении ребенка к человеческой мудрости и состоит большое педагогическое значение пословиц. Пословица легко запоминается, поскольку народ облек наставительную мысль в краткую ритмическую форму с четким композиционным членением суждения на части.
Народные поговорки – это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление. В отличии от пословицы поговорка лишена обобщенного поучительного значения и ограничивается образным, иносказательным определением какого-либо явления. Однако поговорка не просто определяет явление, а дает ему выразительную эмоциональную оценку. Одно дело сказать о ком-то, что он причиняет нам неудобство своим постоянным присутствие, другое- сказать, что он надоел как горькая редька. Детская речь, эмоциональная по природе своей, легко сближается с народными поговорочными выражениями, однако взрослому нужно постоянно следить за уместностью и правильностью употребления пословиц и поговорок в речи детей.
Работа над пословицами и поговорками начинается с объяснения их смысла. Сначала логопед произносит пословицу или поговорку и спрашивает у ребенка, как тот ее понимает. Если ребенок затрудняется ответить или неверно понимает смысл, логопед разъясняет текст. Затем ребенок за логопедом проговаривает пословицу, четко произнося автоматизируемый звук. После нескольких раз повторения, ребенок самостоятельно воспроизводит пословицы и поговорки, использованные на занятии. Закрепляется их текст в домашнем задании.
Скороговорки являются просто отличным логопедическим материалом, созданным народом. Они содержат однокоренные или созвучные слова, “ наполненные “ определенным звуком: “На дворе – трава, на траве – дрова; Кукушка кукушонку купила капюшон”… Их использование позволяет не только закрепить правильное произношение, но и развивает голосовой аппарат (темп, ритм, силу голоса).
Работа над скороговорками протекает по той же схеме, что и работа с пословицами. Но поскольку в самом названии данной фольклорной формы указывается на то, что произносится она скоро, после прочного усвоения ребенком текста, ему предлагается проговорить скороговорку с ускорением, несколько раз, постоянно увеличивая темп.
Включая пословицы, поговорки и скороговорки в домашнее задание, мы всегда предлагаем ребенку нарисовать картинку по ним, тем самым у ребенка закрепляется не только словесный, но и зрительный образ, плюс развивается воображение и моторика.
После автоматизации звука в предложении мы переходим на уровень текста. Для этой цели используются такие формы устного народного творчества, как потешки, прибаутки, трудноговорки и загадки.
Фольклорная потешка, прибаутка – небольшое стихотворение. Это красочные, яркие словесные картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребенка: все то, что окружает его в доме, во дворе, на улице. Они лишены описательности и нравоучения. Слово в них передает звук, движение, цвет, объем. Потешки и прибаутки очень подходят для логопедической работы, поскольку часто состоят из простых по звуко-слоговому составу слов, которые заменяют собой более сложные слова с номинативным значением. Чаще всего простые слова, употребляемые в потешках, являются словоформой с уменьшительно-ласкательным значением слова. Это обстоятельство имеет большое значение для произношения данных слов, а также для их усвоения и употребления детьми в своей речи. Кроме этого, потешки построены на множестве повторов. Повторяются отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишья. Это также способствует активному запоминанию и употреблению слов и выражений.
Работа над потешками, прибаутками протекает по такой же схеме, как и работа с пословицами, т. е. логопед читает текст, а ребенок повторяет его. Если работа над текстом идет уже продолжительное время, а в группе есть дети с одинаковыми нарушениями произношения, находящиеся на одном этапе работы, то мы используем такой вид работы, как инсценировка. Дети разыгрывают набольшие сценки на материале уже знакомых им потешек.
Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты
Художественное устное слово играет большую роль в жизни детей.