Людмила Слободяник
Картотека занятий-прогулок (часть 2)
▼ Скачать + Заказать документы
Апрель.
Карточка №13.
Наблюдение за трясогузкой.
Цель: знакомить с трясогузкой, внешним видом, средой ее обитания.
Ход наблюдения
Трясогузка, трясогузка
Полосатенькая блузка!
Я тебя всю зиму жду
— Поселись в моем саду!
И за старенькой резной
Свей гнездо свое весной.
Трясогузка — стройная и грациозная. Спинка и бока серые, брюшко белое, верхняя часть грудки, хвост и крылЬЯХ. Черные, блестящие, украшенные по краям белыми прыжками. Прилетает ранней весной, вьет гнезда по берегам рек и озер из соломинок и тонких веточек, устилает пухом. Питается живым кормом.
Публикация «Картотека занятий-прогулок (часть 2)» размещена в разделах
Трудовая деятельность
Подготовка грядок к посеву семян.
Цель: формировать трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца.
Подвижные игры
«Бездомный заяц», «Караси и щука», «Лапта»
Цель: Учить играть по правилам. упражнять в беге, умении действовать по сигналу. Развивать интерес к народным играм.
«Не опоздай».
Цель: учить проползать под скамейкой любым способом (прямо или боком).
— воспитывать дружелюбие.
Индивидуальная работа
Развитие движений. «Не упусти мяч».
Цели: учить передавать мяч, не роняя и не останавливаясь.
. Самостоятельная деятельность
Учить самостоятельно организовывать игры. Формировать умения планировать и организовывать свою самостоятельную деятельность. Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Апрель.
Карточка №14.
Наблюдение за дятлом.
Цели: расширять знания об особенностях внешнего вида, повадках птицы и среде ее обитания; формировать реальные представления о жизни птицы.
Ход наблюдения
Дятел длинным языком
Капли сока лижет,
Бабочка, усевшись ниже,
Пьет прозрачным хоботком.
Муравьи и мошки
По березе гладкой
Ползут, как по дорожке,
За капелькою сладкой.
Всех березка напоила,
Вешним соком оделила!
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Кто присел на толстый сук
И стучит: тук-тук, тук-тук? (Дятел.)
Где зимуют дятлы?
Чем любят лакомиться дятлы ранней весной? (Березовым соком.)
Что помогает дятлу доставать насекомых из-под коры
Как дятел строит гнездо?
Как выглядит дятел? Почему дятлов называют «санитарами леса»?
Трудовая деятельность
Уборка на веранде. Цели: приучать к чистоте и порядку на участке; воспитывать дружеские отношения.
Подвижные игры
«Гуси-лебеди», «Уголки», «Затейники»
Цели: Развивать умения организовывать игры, исполнять роль ведущего. развивать точность, быстроту, ловкость.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: упражнять в подскоках на месте с поворотами направо, налево, вокруг себя.
Самостоятельная деятельность
Учить самостоятельно организовывать игры. Формировать умения планировать и организовывать свою самостоятельную деятельность. Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Апрель.
Карточка №15.
Наблюдение за ветром.
Цели:
— закрепить обобщенные представления о сезонных изменениях;
— дать понятие о ветре, его свойствах;
— определить направление ветра.
Ход наблюдения
Ветер — движение воздуха. Он невидим, но ощутим по дуновению, движению предметов (качаются деревья, летят листья, бумага и т. п.). Ветер способствует опылению растений, распространению семян, движению парусных яхт. Помогает человеку переносить сильную жару (подул ветерок — стало лучше дышать). Одновременно очень сильный ветер приносит штормы, бури, ураганы, что иногда приводит к разрушению жилья человека, морским кораблекрушениям.
Воспитатель загадывает детям загадку.
Свищет, гонит, вслед ему кланяются. (Ветер.)
Трудовая деятельность
Расчистка дорожек.
Цель: воспитывать желание трудиться.
Подвижные игры
«Жмурки», «Догони свою пару», «Коршун и наседка»
Цель: развивать быстроту бега, навыки лазания. Развивать умения организовывать игры, исполнять роль ведущего. развивать точность, быстроту, ловкость.
Творческие игры
Формировать потребность творчески проводить свободное время в социально значимых целях.
Индивидуальная работа
«Прыгни дальше».
Цель: продолжать учить прыгать в длину с разбега.
Самостоятельная деятельность
Учить самостоятельно организовывать игры. Формировать умения планировать и организовывать свою самостоятельную деятельность. Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Апрель.
Карточка №16.
Наблюдение за камнями
Цели: Знакомить с разнообразием камней и их свойствами.
Ход наблюдения
На участке детского сада спрятать «волшебную шкатулку» с разнообразными камнями. Отметить на карте место нахождения камней.
-Кто из вас находил камни?
-Где это происходило?
-Какие они были?
-Можно ли найти камни на участке нашего сада?
После нахождения шкатулки прочитать и обсудить стихотворение «Алмазная гора».
Намокли брюки и носки,
Заела мошкара.
Но не уйду я от реки,
Наверно, до утра.
Я просто так сюда пришел,
Как прихожу семь лет.
И вдруг я камешки нашел,
Что излучают свет!
Один — как мамины глаза —
Прозрачно-голубой;
Как виноградная лоза
Зелененький — другой.
А третий — солнышка светлей,
А вдруг это алмаз!
Я отнесу его в музей,
В. Кудрявцева
Исследовательская деятельность
Найти камни на участке детского сада : серого цвета, круглой формы, большие и маленькие.
Трудовая деятельность
Коллективный труд по уборке территории.
Цель: закреплять умение концентрировать внимание на определенных объектах, сочетать силу и быстроту.
Подвижные игры
«Совушка», «Уголки», «Ловишка, бери ленту»
Цели: учить выполнять действия по сигналу, плавно работать руками, бегать в определенном направлении; развивать быстроту, ловкость.
«Ручеек».
Цель: закреплять умение двигаться парами.
Индивидуальная работа Развитие движений.
Цель: совершенствовать навыки катания обруча в произвольном направлении.
Самостоятельная деятельность
Учить самостоятельно организовывать игры. Формировать умения планировать и организовывать свою самостоятельную деятельность. Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Апрель
Прогулка 17
Наблюдения за растениями и кустарниками на участке
Цель: закреплять представление о том, что любое дерево, кустарник — живое существо.
Ход наблюдения
Тополечек не сажала,
Сам он вырос под окном.
Но придется мне, пожалуй,
Позаботиться о нем, —
Обзавелся он дружками.
Да какими! Сорняками!
А известно: сорняки
Все подряд — озорники.
Обступили, окружили,
Свет и солнце заслонили,
Жмут и давят малыша,
Он стоит, едва дыша.
Тополек я пожалела,
Сорняки убрать сумела,
Поливала — сбилась с ног.
Хорошо ли, тополек?
Проверить, как перезимовали деревья (много ли поломанных веток).
Какие еще произошли изменения?
Какое состояние кроны деревьев на участке?
Как страдают деревья от загрязнения воздуха? (Отмирают ветви по краям кроны.)
Трудовая деятельность
Сбор поломанных веток на участке, подрезание и подвязка веток деревьев и кустарников.
Подвижные игры
«Совушка», «Уголки», «Ловишка, бери ленту»
Цели: учить выполнять действия по сигналу, плавно работать руками, бегать в определенном направлении; развивать быстроту, ловкость.
«Ручеек».
Цель: закреплять умение двигаться парами.
Индивидуальная работа
«Сбей кеглю».
Цель: развивать координацию движений, умение предать
силу броску.
Развитие движений.
Цель: отрабатывать ходьбу приставным шагом и бег с захлестом. Самостоятельная деятельность
Учить самостоятельно организовывать игры. Формировать умения планировать и организовывать свою самостоятельную деятельность. Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Апрель
Прогулка 18
Наблюдение за перелетными птицами
Цель: закреплять знания о трясогузке.
Ход наблюдения
Синичка-сестричка,
Тетки-чечетки,
Краснозобные снегирюшки,
Щеглята молодцы,
Воры-воробьи,
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите, К нам весну скорей ведите.
В народе трясогузку зовут «ледоломкой» — срок ее приле-та совпадает с ледоходом. Говорят, что «трясогузка хвостом д6д разбивает».
Птица маленькая, серая, с черным «галстуком»; ножки высокие, тоненькие; хвост длинный, постоянно встряхивает хвостом; отсюда и название. Голос подает и в полете, и на земле. Кормится, собирая на «сугревах» мелких насекомых. Свои гнезда трясогузка устраивает вблизи водоемов.
Трясогузка, трясогузка —
Полосатенькая блузка!
Я тебя всю зиму жду,
Поселись в моем саду.
И за ставенкой резной
Свей гнездо свое весной.
Исследовательская деятельность: Сравнить трясогузку с воробьем.
Трудовая деятельность: Обрезка кустарников, вынос веток в компостную яму. Цель: формировать желание трудиться сообща.
Подвижные игры
«Бездомный заяц», «Караси и щука», «Лапта»
Цель: Учить играть по правилам. упражнять в беге, умении действовать по сигналу. Развивать интерес к народным играм.
Сюжетно – ролевые игры
«Полегон», «Космодром» - формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих.
Индивидуальная работа «Сбей кеглю».
Цель: развивать координацию движений, умение придать силу броску.
Разучивание скороговорок.
Цели: формировать словарный запас;
тренировать память, дикцию, интонацию. Самостоятельная деятельность
Учить самостоятельно организовывать игры. Формировать умения планировать и организовывать свою самостоятельную деятельность. Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Апрель.
Карточка №19.
Наблюдение за лиственницей.
Ход наблюдения
Лиственница – самое многочисленное дерево России. Лиственничные леса занимают у нас самые большие площади. Отметить, что крона и ствол дерева напоминают по форме конус. Сейчас из почек появились пучки нежных, молодых хвоинок с особым ароматом. Её светло-зеленые хвоинки, в отличие от других хвойных пород, осенью желтеют и опадают. Вместе с хвоей появились маленькие, изящные, красные шишечки.
Загадки:
Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок.
Похожа на ёлку, но мягкие иголки.
Зимой раздевается,
Весной одевается. (Лиственница)
Упражнение «Составь предложение» - упражнять детей в использовании многозначных слов в собственной речи (шишка, иголки).
Трудовая деятельность
Уборка экологической тропы.
Цели:
— учить видеть результат своего труда;
— работать в коллективе.
Подвижные игры
«Бездомный заяц», «Караси и щука», «Лапта»
Цель: Учить играть по правилам, упражнять в беге, умении действовать по сигналу. Развивать интерес к народным играм.
Индивидуальная работа
Развитие движений. Игра «Классы». Упражнять в прыжках по ориентирам (клеткам). Развивать глазомер, координацию движений.
Самостоятельная деятельность
Учить самостоятельно организовывать игры. Формировать умения планировать и организовывать свою самостоятельную деятельность. Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Апрель.
Карточка №20.
Наблюдение за тенью.
Цели: учить вести наблюдение за тенью, солнцем; формировать знания о взаимосвязях, происходящих в неживой природе.
Ход наблюдения
Наблюдение за тенью. Выяснить, меняются ли очертания и размеры теней в течение дня? Для этого, очертить палочкой на песке или на асфальте тень дерева или другого неподвижного объекта во время утренней прогулки, а затем вечером. Сравнить положения тени в разное время суток.
Загадка: От кого, мои друзья,
Убежать никак нельзя?
Неотвязно в ясный день
Рядом с нами бродит… (тень)
Трудовая деятельность
Уборка участка после таяния снега.
Цели: приучать к чистоте и порядку; воспитывать чувство прекрасного.
Подвижные игры
«Ловишка, бери ленту», «Коршун и наседка», «Волк во рву»
Цель: развивать умение быстро бегать, прыгать, увертываться от ловишки.
Сюжетно – ролевые игры «Семья», «Магазин», «Полегон», «Космодром» - формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цели:
— упражнять в развитии ловкости;
закреплять навыки мягкого приземления.
Самостоятельная деятельность
Учить самостоятельно организовывать игры. Формировать умения планировать и организовывать свою самостоятельную деятельность. Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми
Апрель.
Карточка №21.
Наблюдение за трудом взрослых в огороде.
Ход наблюдения
Помочь ребенку запомнить огородный инвентарь, понимать его назначение.
Дидактическая игра «Для чего?» :
Ведущий задает вопросы, дети по очереди отвечают. За ответ – фишка. Победитель тот, кто набрал больше фишек.
Вопросы:
Какие орудия труда огородника ты знаешь?
Для чего люди выдумали лопату, грабли, тяпку, лейку?
Трудовая деятельность
Подготовка цветника к посадке цветница.
Цели:
— учить видеть результат своего труда;
— работать в коллективе.
Подвижные игры
«Бездомный заяц», «Караси и щука», «Лапта»
Цель: Учить играть по правилам, упражнять в беге, умении действовать по сигналу. Развивать интерес к народным играм.
Индивидуальная работа
Развитие движений. Игра «Классы». Упражнять в прыжках по ориентирам (клеткам). Развивать глазомер, координацию движений.
Самостоятельная деятельность
Учить самостоятельно организовывать игры. Формировать умения планировать и организовывать свою самостоятельную деятельность. Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Апрель.
Карточка №22.
Наблюдение за жизнью зимующих птиц весной.
Ход наблюдения
Чем отличается жизнь птиц весной от жизни их осенью и зимой? (теперь они реже прилетают к кормушке).
Стихотворение О. Г. Зыковой «Синицы» :
Ох, и хитрые же птицы,
Желтогрудые синицы.
Только лишь в большую стужу
Эти птицы с дятлом дружат.
Ну, а летом все синицы
Сами могут прокормиться.
Трудовая деятельность
Уборка участка после таяния снега.
Цели: приучать к чистоте и порядку; воспитывать чувство прекрасного.
Подвижные игры
«Ловишка, бери ленту», «Коршун и наседка», «Волк во рву»
Цель: развивать умение быстро бегать, прыгать, увертываться от ловишки.
Сюжетно – ролевые игры «Семья», «Магазин», «Полегон», «Космодром» - формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цели:
— упражнять в развитии ловкости;
закреплять навыки мягкого приземления.
Самостоятельная деятельность
Учить самостоятельно организовывать игры. Формировать умения планировать и организовывать свою самостоятельную деятельность. Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми
Апрель.
Карточка №23.
Наблюдение за сокодвижением
. Объяснить детям, что у деревьев весной начинается сокодвижение. На участке найти дерево, у которого из трещины на коре выделяется сок, и обратить внимание на то, что возле трещины собираются насекомые – любители «сладкого». Объяснить детям, что стало тепло, и вода с растворенными веществами из почвы поднимается по стволу к почкам, они оживут и распустятся листья.
Загадка: Его весной и летом мы видели одетым.
А осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (Дерево)
Упражнение на составление и распространение предложения.
На опушке выросла (какая) … сосна.
(Какая? высокая, стройная, красивая).
У неё (какой) … ствол.
(какой? длинный, прямой, голый).
Только вверх растут (какие… ветки
(какие? Густые, пушистые, иглистые).
Трудовая деятельность: Обрезка кустарников, вынос веток в компостную яму. Цель: формировать желание трудиться сообща.
Подвижные игры
«Бездомный заяц», «Караси и щука», «Лапта»
Цель: Учить играть по правилам. упражнять в беге, умении действовать по сигналу. Развивать интерес к народным играм.
Сюжетно – ролевые игры
«Полегон», «Разведчики» - формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих.
Индивидуальная работа «Сбей кеглю».
Цель: развивать координацию движений, умение придать силу броску.
Разучивание скороговорок.
Цели: формировать словарный запас;
тренировать память, дикцию, интонацию. Самостоятельная деятельность
Учить самостоятельно организовывать игры. Формировать умения планировать и организовывать свою самостоятельную деятельность. Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Апрель.
Карточка №23.
Наблюдение за насекомыми
Вспомнить их названия (муравьи, божьи коровки, бабочки и др.) Рассмотреть строение крыльев у жучков; понаблюдать за поведением муравьев, отметить, какие они труженики.
Напомнить, что в природе важна каждая жизнь, и надо беречь все живое.
2. Вспомнить слова песенки: «Не дразните собак, не гоняйте кошек,
Не жалейте для птиц сухарей и крошек,
Не ловите жуков с длинными усами.
И, поверьте, что жуки, и, поверьте, что жуки
Вас не тронут сами».
3. Вычистить лужайку от сухой травы и мусора, все унести в мусорный ящик.
Напомнить правила обращения с садовым инструментом.
Трудовая деятельность: Обрезка кустарников, вынос веток в компостную яму. Цель: формировать желание трудиться сообща.
Подвижные игры
«Бездомный заяц», «Караси и щука», «Лапта»
Цель: Учить играть по правилам. упражнять в беге, умении действовать по сигналу. Развивать интерес к народным играм.
Творческие игры
Формировать потребность творчески проводить свободное время в социально значимых целях.
Сюжетно – ролевые игры
«Полегон» - формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих.
Индивидуальная работа «Сбей кеглю».
Цель: развивать координацию движений, умение придать силу броску.
Разучивание скороговорок.
Цели: формировать словарный запас;
тренировать память, дикцию, интонацию. Самостоятельная деятельность
Учить самостоятельно организовывать игры. Формировать умения планировать и организовывать свою самостоятельную деятельность. Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.