Лариса Витальевна Блохина
Прогулка весной по экологической тропе.
Цели:
• продолжать учить детей различать и называть деревья и кустарники на участке и территории детского сада;
• закрепить понятие «перелетные птицы» и правильно их называть;
• развивать умение наблюдать за изменениями в живой и неживой природе; устанавливать взаимосвязь этих изменений;
• расширять представления и знания детей о весенних первоцветах, о их значении в жизни;
• развивать речь детей, активировать внимание и память;
• воспитывать любовь и бережное отношение к природе; желание стать «другом природы», беречь и охранять ее.
Публикация «Прогулка весной по экологической тропе,» размещена в разделах
- Весенние прогулки и наблюдения
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
Словарная работа:маршрут, карта-схема, береза, подснежник, скворцы, скворечники, липа, сирень.
Предварительная работа:беседа на занятиях по экологии, наблюдения на прогулках, дидактические игры, разучивание стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, кроссворд.
Организация занятия:занятие-прогулка проводится на открытом воздухе, в теплое время года, в первую половину дня.
Материал:игрушка-сорока из бумаги, телеграмма, карта-схема экологической тропы с заданными остановками, конверт с силуэтами птиц, мелки.
Методические приемы:беседа о весне, игровой момент, загадки, стихи о деревьях, пословицы, дидактические игры, рисунки, силуэты, наблюдения, решение кроссворда.
Прогулка: Воспитатель собирает детей на участке и задает вопросы:
-Дети, какое сейчас время года? (Весна.)
-Расскажите, какая сегодня погода? (Теплая, небо голубое, чистое, светит солнце.)
-Назовите сегодняшнее число, день недели и месяц? (. среда, апрель.)
-Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май.)
-Какие первые приметы говорят о наступлении весны? (Капель, проталины, весенние ручьи, теплое солнце.)
-Давайте вспомним стихотворение А. Н. Плещеева «Весна», что мы учили на занятии.
- Кто расскажет?
ВЕСНА
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною,
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листовою.
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
-Спасибо Максим.
-Дети, деревья на нашем участке тоже приготовились встречать весну.
-Назовите деревья, которые растут на нашем участке. (Тополь, клен, каштан, береза, липа.)
-Но кроме деревьев, что у нас растет на участке? (Кустарник.) Назовите их? (Акация, сирень.)
-Воспитатель предлагает посмотреть на ветку каштана (там сидит сорока-игрушка, сделанная из бумаги, а в клюве у нее телеграмма-приглашение:
Приглашаю вас ребята, совершить
прогулку по экологической тропе с заданными остановками.
Прилагается карта-схема маршрута.
Мы будем останавливаться, чтобы наблюдать за объектами живой природы, за их изменениями весной.
Ну, а теперь нам пора отправляться в путь.
Наша первая остановка возле дерева.
-Как оно называется? (Береза.)
-Наша белоствольная красавица березка нравится всем, это дерево-символ нашей Родины. Послушаем про нее стихотворение И. Токмаковой «Березка» прочитает Диана:
Если б дали березке расческу,
Изменила б березка причёску:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала бы кудрявые пряди,
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку.
-Спасибо Диана.
-Дети, обратите внимание, что растет возле березы, послушайте загадку о весеннем цветке:
На проталинке в лесу
Первым встретил я в лесу,
Я мороза не боюсь,
Первым из земли пробьюсь.
(Подснежник)
-Да, первый весенний цветок в нашем лесу-это подснежник.
Посмотрите на него. Какой красивый цветочек. Необыкновенной красоты бывают лесные поляны весной, когда цветут подснежники. Послушайте стихотворение Ю. Капотова «Подснежник» (читает воспитатель):
Из земли подснежник
Вышел на рассвете.
Глянул боязливо:
Не сорвут ли дети?
Но сказали дети
Ласково: «Расти!
Мы тебя не тронет:
Все должно цвести,
Чтоб нарядней стала
Вся земля вокруг:
Этот перелесок
И зеленый луг!»
Бегают ребята
По траве гурьбой,
И цветет подснежник-
Нежный, голубой!
-В стихотворении говорится, что подснежник боязливо глядит. А почему? (Ответы детей)
-Да, ребята, цветок боится, что его сорвут. Ведь жизнь сорванного цветка недолгая. Быстро вянут букетики подснежников.
-А чему обрадовался подснежник из нашего стихотворения? (высказывания детей.)
-Правильно, он рад тому, что ему встретились такие добрые дети, которые любят природу, цветы и не будут рвать подснежники.
-А как сами ребята объясняют свой поступок? Почему они не хотят рвать цветы? (Ответы детей.)
-Да, ребята хотят, чтобы вся земля вокруг стала нарядной, чтобы все видели красоту весенних первоцветов и радовались ей.
Игра «Перешагни по камушкам.»
Воспитатель. Дети, следующая остановка по карте-схеме ведет к домику на дереве, но нам нужно добраться к нему, перешагиванием по камушкам (нарисованные по дорожке.)
Воспитатель. Что это за домики и кто в них живет?
Дети. Это скворечники, а живут в них скворцы.
Воспитатель. А какие еще птицы прилетели из теплых краев?
Дети. Грачи, скворцы, ласточки, жаворонки, журавли, лебеди, соловьи, кукушка.
Воспитатель. Этих птиц называют перелетными, потому что они весной прилетают к нам, а осенью улетают в теплые края.
Птицы очень заботливые, они строят гнезда, а затем выводят птенцов и учат их летать. А теперь послушаем стихотворение В. Туманского «Птичка».
Читает Никита:
Птичка над моим окошком
Гнездышко для деток вьет,
То соломку тащит в ножках,
То пушок в носу несет,
Птичка домик сделать хочет.
Солнышко взойдет, зайдет.
Целый день она хлопочет,
Но и целый день поет.
-Спасибо Никита.
-Посмотрите здесь возле дерева какой-то конверт, а в нем силуэты птиц-скворцов, их нужно раскрасить, эту работу мы сделаем в группе.
А следующая остановка указывает нам еще на одно дерево. Подойдем поближе к нему.
-Как называется это дерево?
Дети. Липа.
-Правильно, липу еще называют «сладкое дерево».
-Как вы думаете, почему?
Ксюша нам загадает загадку:
Летом знойным зацветет-
Сразу пчел к себе зовет.
Круглые листочки,
Желтые цветочки.
Вкусен, сладок их нектар…
Кто-то дерево узнал?
(Липа.)
Дети прощаются с липой и двигаются по карте-схеме дальше, подходят к кустарнику-это сирень.
Стасик прочтет стихотворение К. К. Романова «Сирень»:
В жизни счастье одно
Мне найти суждено
И то счастье в сирени живет,
На зеленых ветвях
На душистых кистях
Мое бедное счастье цветет.
-Мы еще будем наблюдать с вами, как цветет сирень, а сейчас поиграем в дидактическую игру «Что лишнее?»…Почему?
•ландыш, ромашка, береза (дерево,
•липа, дуб, фиалка (цветок,
•сирень, шиповник, одуванчик (цветок).
-На этом сегодня прогулка по экологической тропе закончилась, давайте вспомним пословицы и поговорки, как говорят в народе о весне:
1. Весна как пава: всему свету краса и слава.
2. Увидал скворца, знай: весна у крыльца.
3. Грач на горе,- весна на дворе.
4. Синица пищит - весну вещает.
5. Зима лето пугает, да сама тает.
-Дети, сейчас поиграем в дидактическую игру «Назови слова».
Возьмите мелки, я вам начерчу кроссворд на асфальте, а вы напишите слова остановок (по очереди, где мы сегодня с вами были.
-Я вам напишу второе слово, а вы остальные.
1. Береза
2. Подснежник
3. Скворец
4. Липа
5. Сирень
-Молодцы ребята, все справились с заданиями. На этом прогулка по экологической тропе закончена.