Татьяна Глушкова
«Как аукнется, так и откликнется». Конспект занятия по речевому развитию с детьми подготовительной группы с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по речевому развитию
с детьми подготовительной группы с ТНР
«Как аукнется, так и откликнется».
Базовая образовательная область: речевое развитие.
Интеграция с образовательными областями в соответствии с ФГОС ДО: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Цель: закрепить и обобщить у детей знания о лесе, о лесных ягодах и грибах, растениях, плодах деревьев.
Задачи:
- коррекционно-образовательные:
расширить и углубить знания детей о лесе
формировать знания о русском быте
формировать знания о культуре русской речи через знакомство с одним из её малых жанров - пословицами
формировать умение описывать предмет, использовать в речи прилагательные и существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом
активизировать словарь детей введением новых слов (профессии: грибник, ягодник; названия трав: пижма, папоротник, мята; названия кустарников: боярышник, калина, можжевельник; места: тропинка, опушка, пенек)
развивать связную речь (умение подбирать слова по смыслу)
закреплять знание названий грибов, ягод, плодов деревьев;
- коррекционно-развивающие:
повышать мотивацию трудовой деятельности для человека через осознание ее значимости
развивать исследовательскую деятельность
воспитывать самостоятельность и целенаправленность в работе
совершенствовать общую и мелкую моторику во взаимодействии с речью;
- воспитательные:
формировать сплоченность детского коллектива
воспитывать в детях духовно-нравственные ценности: милосердие, любовь, почтение к старшим
формировать важность семьи для человека, уважение и любовь к её членам
формировать правила безопасного и доброго поведения в лесу
развивать познавательный интерес, память, слуховое внимание
вызвать у детей эмоциональный отклик на красоту и значимость природных объектов
воспитывать бережное отношение к лесу
Оборудование: интерактивная доска, видеофайл со звуками леса, картинки с разными видами ягод, грибов, плодов деревьев по количеству детей, картинки трав, кустарников и деревьев, шишки.
Предварительная работа: изготовленные детьми корзинки.
Ход занятия.
На территории группового помещения в стороне стоят стульчики-«пеньки» по количеству детей.
Дети сидят за столом. На столе перед детьми – корзинки-аппликации.
Воспитатель: - Ребята, я рада вас видеть на нашем новом занятии! Попробуйте отгадать загадку: (если дети не отгадали первую загадку, загадывается вторая)
1) Есть у ребят
Зеленый друг,
Веселый друг,
Хороший.
Он им протянет
Сотни рук
И тысячу ладошек.
2) Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят.
Ваню — земляникой,
Таню — костяникой,
Машеньку — орешком,
Петю — сыроежкой,
Катеньку — малинкой,
Васю — хворостинкой.
(Дети: Лес) (на интерактивной доске появляется изображение леса)
И сегодня я вас приглашаю на прогулку в осенний лес. Пойдем? Но не забудем взять с собой наши корзинки! (дети соглашаются, встают со своих стульчиков, строятся в пары, идут за воспитателем, выполняют движения согласно речи педагога:)
(Включается свет на второй половине группы – там, где «лес», где парты –выключается).
Воспитатель: (под видео с лесными звуками)
В лес осенний на прогулку
Приглашаю вас пойти. Ходьба и
Интересней приключенья маршировка, держатся за руки.
Нам, ребята, не найти.
Дружно-дружно друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
По сухой лесной дорожке
- Топ – топ – топ: топочут ножки…. (топают)
(Останавливаются. Звук видео выключить, видео поставить на паузу.) Воспитатель: Вот мы и пришли! А вы знаете, что ЛЕС – это наше с вами богатство! Лес столько нам даров даёт просто так! Лес и сейчас нам готов сделать много добра! Но прежде чем нам с вами отыскать эти лесные подарки, нам необходимо вспомнить правила поведения в лесу. Ведь это лесное богатство может быстро исчезнуть, если мы с вами и все люди нашей России не будут беречь лес. Предлагаю нам с вами вспомнить правила поведения в лесу. Я буду начинать говорить правило – предложение, а вы попробуйте продолжить. Итак, слушайте, и, если знаете ответ, поднимайте руку! (педагог показывает детям, как это нужно сделать)
- Ломать ветки в лесу … нельзя.
- Рвать кустики вместе с ягодками на них … не нужно.
- Если вы собираете ягоды, топтать соседние кустики с ягодами … не нужно.
- Ягоды с других кустиков соберут … другие люди или поедят птицы.
- Можно собирать только грибы и ягоды… съедобные.
- Мухоморы пинать ногой …нельзя.
- Или их поедят …животные. (для лечения от паразитов)
- Мусор в лесу бросать… нельзя.
Молодцы, ребята! Вижу, что вы добрые, внимательные и заботливые люди.
Воспитатель: А как вы думаете, из чего состоит лес? Что это за место такое? Вот мы сейчас с вами все вместе и узнаем, что там есть? Пойдемте по тропинке и внимательно будем смотреть по сторонам. Попробуем узнать, знакомы ли нам деревья и кусты? (Дети идут по периметру группы, рассматривают знакомые им изображения деревьев, кустов, трав - по очереди называют их: «Это осина. Это шиповник…» - всего 15 - 20 наименований).
Ой, а что это у нас под ногами? Давайте поднимем и посмотрим. (Дети находят картинки грибов, ягод, плодов деревьев, шишки). А что это вы такое нашли? Назовите, пожалуйста. (Дети отвечают: «Грибы. Ягоды. Орехи. Шишки») (Воспитатель находит шишку). Как здорово! Лес вам столько подарков приготовил! Сложите их, пожалуйста, в свои корзинки.
Ну, вот, наша прогулка по лесу подошла к концу. Давайте немного отдохнем на опушке леса – то есть на краю леса.
Вот и пенёчки! (Дети соглашаются, и педагог с детьми присаживается на стульчики).
Предлагаю вам поиграть в игру. Называется она – «Эхо». Я буду называть фразу, а вы, как эхо, повторяйте всё тише и тише её окончание:
Тихо лодочка плыла…ла-ла-ла
Лес виднеется вдали….ли-ли-ли
У костра всегда тепло…ло-ло-ло
Белка прыгает по ели…ли-ли-ли.
Итак, как вы поняли, что такое эхо? (Ответы детей: когда последний звук повторяется). И не просто повторяется, а повторяется тише. Подумайте, пожалуйста, и скажите, такая игра может помочь нам в лесу? При каком случае? (Ответы детей: если человек потерялся, не может найти выход из леса).
Воспитатель: Верно! А какое слово обычно люди говорят, когда потерялись в лесу, кто знает? (Ответы детей: «Ау!»). Правильно! Из скольких звуков состоит это слово? (Ответы детей: «Из двух звуков: «а» и «у»). Правильно! Из короткого звука «а» и бесконечно долгого звука «ууууууууу…». Какие это звуки – гласные или согласные? (Ответ детей: «Гласные»). Верно! Эти звуки произносятся голосом. Давайте все вместе попробуем это слово произнести. (Дети хором говорят: «АУУУУ!»).
Русские люди давным-давно придумали это короткое, но нужное слово. Ведь русский народ любил лес: простые люди целым семейством уходили в лес по грибы, да по ягоды… Разбредались среди деревьев грибники и ягодники (так в старину на Руси называли людей, любивших в лесу собирать ягоды, чтобы друг другу не мешать. Раз – ягодка, два - грибочек, и человек мог уйти далеко-далеко в сторону от своих родных. В лесу опасно ходить поодиночке! Хищники не дремлют! Вот, когда расстояние между людьми оказывалось очень большое, начинали кричать громким, четким и понятным голосом: «Ау!». Так и появилось слово «аукать» - то есть кричать «ау». И если закричишь – эхо ответит тебе, откликнется «Ау». Вот и выходит: «Как аукнется, так и откликнется».
Воспитатель: Но нам нужно возвращаться в детский сад: давайте построимся в пары и будем возвращаться в нашу светлую уютную группу. И, может, вспомним наш стишок!
Дружно-дружно друг за другом (дети повторяют слова за педагогом
Мы идем за шагом шаг. и двигаются согласно тексту)
По асфальтовой дорожке
- Топ – топ – топ: топочут ножки…
Вот мы и пришли в детский сад. Приглашаю вас занять свои места. (Дети садятся за парты.) (Свет включается в первой половине группы, над партами. Где был «лес» - гасится).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие полные корзинки лесных даров вы все набрали. Давайте их назовём! Сейчас каждый из вас пусть разложит перед собой картинки из корзинки. (Дети выкладывают. И оказывается, что у 1 – 2х детей картинок или 1 (штука, или вовсе нет. Возникает проблемная ситуация. Вместе с детьми педагог её решает так:
Ребята! Некоторые из ваших друзей в нашей группы ничего не смогли и не успели собрать в лесу. Вперёд их все и всё собрали! Они расстроены. Как вы думаете, мы можем им помочь? Как? (Ответы детей – предполагаемые решения. Воспитатель предлагает поделиться так, чтобы у всех детей было поровну – по три картинки. Дети, делясь с другим ребенком, говорят: «Я дам (Мише) грибочек»/ «А я дам Максиму ягодки»). Спасибо вам, ребята, за ваши доброту и внимание к беде ваших ближних!
Вы знаете, у меня тоже есть подарок от леса – посмотрите, я нашла в лесу замечательную, красивую, настоящую шишку! (Педагог показывает её детям). А как вы думаете, что мне с ней можно сделать? (Ответы детей: подарить, сделать поделку,). А играть с ней можно, как вы считаете? А вы хотите? (Ответы детей). Тогда начинаем!
Я задам вопрос, передам шишку соседу слева – Максиму. Он ответит ласково, что он собрал в лесу, глядя на свои картинки, и передаст шишку соседу слева. Так шишка вернется ко мне. Итак, начинаем!
(Дети называют ягоды, грибы, плоды деревьев, травы, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы. Например: «Я нашел (собрал) в лесу боровичок, черничку, орешек»).
Воспитатель: Какие интересные рассказы у вас получились! Умницы! Теперь, когда пойдете в лес со своими мамами и папами, бабушками и дедушками, братьями и сёстрами, вы наверняка узнаете все ягодки и грибочки, все травки для полезных чаёв и орешки. И соберете только самые вкусные, полезные и съедобные дары леса.
И я верю, что вы навсегда, на всю жизнь запомните, что лес и вся наша природа нас и кормит, и лечит, и помогает!
Воспитатель: Я благодарю вас за работу. Благодарю, что вы оказались очень чуткими друг к другу людьми и поделились своими картинками со своими друзьями. Ведь как ты будешь относиться к людям, так и они станут относиться к тебе. Как сказал наш великий, умный, добрый русский народ: «Как аукнется, так и откликнется!» Если ты делаешь доброе дело, то и для тоже кто-нибудь сделает… (ответы детей: доброе дело!
Давайте запомним эту пословицу, и все вместе повторим: «Как аукнется, так и откликнется!» (Педагог со всеми детьми громко произносят пословицу).