Папки-передвижки

«Как аукнется, так и откликнется». Конспект занятия по речевому развитию с детьми подготовительной группы с ТНР

Татьяна Глушкова
«Как аукнется, так и откликнется». Конспект занятия по речевому развитию с детьми подготовительной группы с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по речевому развитию

с детьми подготовительной группы с ТНР

«Как аукнется, так и откликнется».

Базовая образовательная область: речевое развитие.

Интеграция с образовательными областями в соответствии с ФГОС ДО: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Цель: закрепить и обобщить у детей знания о лесе, о лесных ягодах и грибах, растениях, плодах деревьев.

Задачи:

- коррекционно-образовательные:

расширить и углубить знания детей о лесе

формировать знания о русском быте

формировать знания о культуре русской речи через знакомство с одним из её малых жанров - пословицами

формировать умение описывать предмет, использовать в речи прилагательные и существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом

активизировать словарь детей введением новых слов (профессии: грибник, ягодник; названия трав: пижма, папоротник, мята; названия кустарников: боярышник, калина, можжевельник; места: тропинка, опушка, пенек)

развивать связную речь (умение подбирать слова по смыслу)

закреплять знание названий грибов, ягод, плодов деревьев;

- коррекционно-развивающие:

повышать мотивацию трудовой деятельности для человека через осознание ее значимости

развивать исследовательскую деятельность

воспитывать самостоятельность и целенаправленность в работе

совершенствовать общую и мелкую моторику во взаимодействии с речью;

- воспитательные:

формировать сплоченность детского коллектива

воспитывать в детях духовно-нравственные ценности: милосердие, любовь, почтение к старшим

формировать важность семьи для человека, уважение и любовь к её членам

формировать правила безопасного и доброго поведения в лесу

развивать познавательный интерес, память, слуховое внимание

вызвать у детей эмоциональный отклик на красоту и значимость природных объектов

воспитывать бережное отношение к лесу

Оборудование: интерактивная доска, видеофайл со звуками леса, картинки с разными видами ягод, грибов, плодов деревьев по количеству детей, картинки трав, кустарников и деревьев, шишки.

Предварительная работа: изготовленные детьми корзинки.

Ход занятия.

На территории группового помещения в стороне стоят стульчики-«пеньки» по количеству детей.

Дети сидят за столом. На столе перед детьми – корзинки-аппликации.

Воспитатель:  - Ребята, я рада вас видеть на нашем новом занятии! Попробуйте отгадать загадку: (если дети не отгадали первую загадку, загадывается вторая)

1) Есть у ребят

Зеленый друг,

Веселый друг,

Хороший.

Он им протянет

Сотни рук

И тысячу ладошек.

2) Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят.

Ваню — земляникой,

Таню — костяникой,

Машеньку — орешком,

Петю — сыроежкой,

Катеньку — малинкой,

Васю — хворостинкой.

(Дети: Лес) (на интерактивной доске появляется изображение леса)

И сегодня я вас приглашаю на прогулку в осенний лес. Пойдем? Но не забудем взять с собой наши корзинки! (дети соглашаются, встают со своих стульчиков, строятся в пары, идут за воспитателем, выполняют движения согласно речи педагога:)

(Включается свет на второй половине группы – там, где «лес», где парты –выключается).

Воспитатель: (под видео с лесными звуками)

В лес осенний на прогулку

Приглашаю вас пойти. Ходьба и

Интересней приключенья маршировка, держатся за руки.

Нам, ребята, не найти.

Дружно-дружно друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

По сухой лесной дорожке

- Топ – топ – топ: топочут ножки…. (топают)

(Останавливаются. Звук видео выключить, видео поставить на паузу.) Воспитатель: Вот мы и пришли! А вы знаете, что ЛЕС – это наше с вами богатство! Лес столько нам даров даёт просто так! Лес и сейчас нам готов сделать много добра! Но прежде чем нам с вами отыскать эти лесные подарки, нам необходимо вспомнить правила поведения в лесу. Ведь это лесное богатство может быстро исчезнуть, если мы с вами и все люди нашей России не будут беречь лес. Предлагаю нам с вами вспомнить правила поведения в лесу. Я буду начинать говорить правило – предложение, а вы попробуйте продолжить. Итак, слушайте, и, если знаете ответ, поднимайте руку! (педагог показывает детям, как это нужно сделать)

- Ломать ветки в лесу … нельзя.

- Рвать кустики вместе с ягодками на них … не нужно.

- Если вы собираете ягоды, топтать соседние кустики с ягодами … не нужно.

- Ягоды с других кустиков соберут … другие люди или поедят птицы.

- Можно собирать только грибы и ягоды… съедобные.

- Мухоморы пинать ногой …нельзя.

- Или их поедят …животные. (для лечения от паразитов)

- Мусор в лесу бросать… нельзя.

Молодцы, ребята! Вижу, что вы добрые, внимательные и заботливые люди.

Воспитатель: А как вы думаете, из чего состоит лес? Что это за место такое? Вот мы сейчас с вами все вместе и узнаем, что там есть? Пойдемте по тропинке и внимательно будем смотреть по сторонам. Попробуем узнать, знакомы ли нам деревья и кусты? (Дети идут по периметру группы, рассматривают знакомые им изображения деревьев, кустов, трав - по очереди называют их: «Это осина. Это шиповник…» - всего 15 - 20 наименований).

Ой, а что это у нас под ногами? Давайте поднимем и посмотрим. (Дети находят картинки грибов, ягод, плодов деревьев, шишки). А что это вы такое нашли? Назовите, пожалуйста. (Дети отвечают: «Грибы. Ягоды. Орехи. Шишки») (Воспитатель находит шишку). Как здорово! Лес вам столько подарков приготовил! Сложите их, пожалуйста, в свои корзинки.

Ну, вот, наша прогулка по лесу подошла к концу. Давайте немного отдохнем на опушке леса – то есть на краю леса.

Вот и пенёчки! (Дети соглашаются, и педагог с детьми присаживается на стульчики).

Предлагаю вам поиграть в игру. Называется она – «Эхо». Я буду называть фразу, а вы, как эхо, повторяйте всё тише и тише её окончание:

Тихо лодочка плыла…ла-ла-ла

Лес виднеется вдали….ли-ли-ли

У костра всегда тепло…ло-ло-ло

Белка прыгает по ели…ли-ли-ли.

Итак, как вы поняли, что такое эхо? (Ответы детей: когда последний звук повторяется). И не просто повторяется, а повторяется тише. Подумайте, пожалуйста, и скажите, такая игра может помочь нам в лесу? При каком случае? (Ответы детей: если человек потерялся, не может найти выход из леса).

Воспитатель: Верно! А какое слово обычно люди говорят, когда потерялись в лесу, кто знает? (Ответы детей: «Ау!»). Правильно! Из скольких звуков состоит это слово? (Ответы детей: «Из двух звуков: «а» и «у»). Правильно! Из короткого звука «а» и бесконечно долгого звука «ууууууууу…». Какие это звуки – гласные или согласные? (Ответ детей: «Гласные»). Верно! Эти звуки произносятся голосом. Давайте все вместе попробуем это слово произнести. (Дети хором говорят: «АУУУУ!»).

Русские люди давным-давно придумали это короткое, но нужное слово. Ведь русский народ любил лес: простые люди целым семейством уходили в лес по грибы, да по ягоды… Разбредались среди деревьев грибники и ягодники (так в старину на Руси называли людей, любивших в лесу собирать ягоды, чтобы друг другу не мешать. Раз – ягодка, два - грибочек, и человек мог уйти далеко-далеко в сторону от своих родных. В лесу опасно ходить поодиночке! Хищники не дремлют! Вот, когда расстояние между людьми оказывалось очень большое, начинали кричать громким, четким и понятным голосом: «Ау!». Так и появилось слово «аукать» - то есть кричать «ау». И если закричишь – эхо ответит тебе, откликнется «Ау». Вот и выходит: «Как аукнется, так и откликнется».

Воспитатель: Но нам нужно возвращаться в детский сад: давайте построимся в пары и будем возвращаться в нашу светлую уютную группу. И, может, вспомним наш стишок!

Дружно-дружно друг за другом (дети повторяют слова за педагогом

Мы идем за шагом шаг. и двигаются согласно тексту)

По асфальтовой дорожке

- Топ – топ – топ: топочут ножки…

Вот мы и пришли в детский сад. Приглашаю вас занять свои места. (Дети садятся за парты.) (Свет включается в первой половине группы, над партами. Где был «лес» - гасится).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие полные корзинки лесных даров вы все набрали. Давайте их назовём! Сейчас каждый из вас пусть разложит перед собой картинки из корзинки. (Дети выкладывают. И оказывается, что у 1 – 2х детей картинок или 1 (штука, или вовсе нет. Возникает проблемная ситуация. Вместе с детьми педагог её решает так:

Ребята! Некоторые из ваших друзей в нашей группы ничего не смогли и не успели собрать в лесу. Вперёд их все и всё собрали! Они расстроены. Как вы думаете, мы можем им помочь? Как? (Ответы детей – предполагаемые решения. Воспитатель предлагает поделиться так, чтобы у всех детей было поровну – по три картинки. Дети, делясь с другим ребенком, говорят: «Я дам (Мише) грибочек»/ «А я дам Максиму ягодки»). Спасибо вам, ребята, за ваши доброту и внимание к беде ваших ближних!

Вы знаете, у меня тоже есть подарок от леса – посмотрите, я нашла в лесу замечательную, красивую, настоящую шишку! (Педагог показывает её детям). А как вы думаете, что мне с ней можно сделать? (Ответы детей: подарить, сделать поделку,). А играть с ней можно, как вы считаете? А вы хотите? (Ответы детей). Тогда начинаем!

Я задам вопрос, передам шишку соседу слева – Максиму. Он ответит ласково, что он собрал в лесу, глядя на свои картинки, и передаст шишку соседу слева. Так шишка вернется ко мне. Итак, начинаем!

(Дети называют ягоды, грибы, плоды деревьев, травы, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы. Например: «Я нашел (собрал) в лесу боровичок, черничку, орешек»).

Воспитатель: Какие интересные рассказы у вас получились! Умницы! Теперь, когда пойдете в лес со своими мамами и папами, бабушками и дедушками, братьями и сёстрами, вы наверняка узнаете все ягодки и грибочки, все травки для полезных чаёв и орешки. И соберете только самые вкусные, полезные и съедобные дары леса.

И я верю, что вы навсегда, на всю жизнь запомните, что лес и вся наша природа нас и кормит, и лечит, и помогает!

Воспитатель: Я благодарю вас за работу. Благодарю, что вы оказались очень чуткими друг к другу людьми и поделились своими картинками со своими друзьями. Ведь как ты будешь относиться к людям, так и они станут относиться к тебе. Как сказал наш великий, умный, добрый русский народ: «Как аукнется, так и откликнется!» Если ты делаешь доброе дело, то и для тоже кто-нибудь сделает… (ответы детей: доброе дело!

Давайте запомним эту пословицу, и все вместе повторим: «Как аукнется, так и откликнется!» (Педагог со всеми детьми громко произносят пословицу).

Публикации по теме:

Конспект интегрированного коллективного занятия по речевому развитию «Для чего нам нужен дом» с детьми 2–3 летКонспект интегрированного коллективного занятия по речевому развитию «Для чего нам нужен дом» с детьми 2–3 лет Направление: речевое развитие. Тема: Для чего нам нужны дома. Педагогические цели: закреплять знания детей о частях дом (подъезд, лестница,.

Конспект НОД по речевому развитию детей подготовительной группы «Насекомые» Цель: Обобщить и расширить представления детей о насекомых в процессе познавательной деятельности. ЗАДАЧИ: Образовательные: • Расширять.

Конспект НОД «Мы — гагаринцы!» по познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию с детьми старшей группыКонспект НОД «Мы — гагаринцы!» по познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию с детьми старшей группы Цель: формирование у детей целостной картины окружающего мира. Задачи: - продолжать знакомить детей с родным городом, районами города,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Как аукнется, так и откликнется». Конспект занятия по речевому развитию с детьми подготовительной группы с ТНР
Опубликовано: 13 декабря 2024 в 07:43
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Как аукнется, так и откликнется». Конспект занятия по речевому развитию с детьми подготовительной группы с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Глушкова (УИ 954727) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД