Рогожина Любовь Евгеньевна
Прогулка «След белого человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Прогулка.
«След белого человека»
Цель. Закрепить представления о значении подорожника дл человека : познакомить с народными названиями этого растения; показать приспособленность подорожника к жизни у дорог.
Педагог. Сегодня на прогулке мы пойдём в гости к растению, которое индейцы назвали следом белого человека. (Подводить детей к подорожнику). Как называется это растение?
Дети. Подорожник.
Педагог. Здравствуй, подорожник! Мы пришли к тебе в гости, чтобы узнать, почему индейцы назвали тебя следом белого человека.
Публикация «Прогулка „След белого человека“» размещена в разделах
Дети приседают на корточки и шепчут: «Здравствуй, подорожник»
Педагог. А почему это растение назвали подорожником.
Дети. Она растёт по дорогам.
Педагогам. Почему оно может расти там, где ходят, ездят на велосипеде? Земля утоптанная, а он растёт. Рассмотрите внимательно растение. Может быть, догадаетесь?
Дети. У него листья на земле лежат. Почти нет стебля. Если бы был стебель, он сломался бы, когда люди прошли по нему.
Педагог. Рассмотрите его листья. Может быть, они раскроют вам свою тайну? Сорвите лист.
Педагог. Легко сорвать лист подорожника?
Дети. Трудно.
Педагог. Рассмотрите, как расположены жилки листа подорожника. Сравните с листом другого растения.
Дети. Они выступают наружу. Их можно пощупать, а у других трав нет.
Педагог. Верно, заметили. У подорожника жилки выпуклые. Если на него встать, они прижмутся к земле, не дадут листу порваться. Уйдёт человек, лист распрямиться. В народе за эти крепкие жилки на листах и прозвали подорожник семижильником. О человеке сильном, выносливом тоже говорят «семижильный»
«Лёг пластом у дороги,
Поместил руки-ноги
Его бьют сапогом
Его бьют колесом,
Ему всё нипочём»
А теперь сорвите спелые султанчики. (Дети срывают несколько султанчиков, выколачивают из них семена, рассматривают)
А кто переносит семена? Ведь у них нет крылышков, как у плодов клёна, нет парашутиков, как у семян одуванчика, нет шипов, как у репейника.
Дети. Их переносят на ногах.
Педагог. А как переносят? Как они к нам пристают?
Попробуйте пальцем, прилипнут ли семена к нему.
Дети. Нет.
Педагог предлагает смочить семена в воде. Дети вновь прикасаются к ним. Семена прилипли! Педагог предлагает смешать семена с сырой землёй.
Дети. Когда дождь пройдёт, семена смешиваются с грязью, и их переносят на лапах кошки и собаки, человек на ботинках.
Педагог. Почему же индейцы назвали это растение следом белого человека, теперь догадались?
Дети. Белые люди на обувь с грязью принесли семена.
Педагог. В Америке подорожник до прихода туда белых людей не рос. Там, где они проходили, появлялся подорожник. Вот и назвали индейцы это растение следом белого человека.
Где применяют это растение?
Дети. Это лекарственное растение. Его накладывают на раны, чтобы кровь не текла, грязь не попадала, рана быстрее заживала.
Педагог. Как же вы назовёте это растение?
Дети. Царапник. Он царапины лечит. Лечебник. Сильные листья. Силач. Потропник.
Педагог. В народе это растение называют попутник, порезник, ранник, семижильник.