Крылова Татьяна
Прогулка как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
Прогулка – одна из сложнейших видов деятельности воспитателя, важнейший режимный момент, требующий от педагога высокого профессионализма.
Каждая прогулка структурирована по определенному плану: самостоятельная двигательно-игровая деятельность, подвижные игры, познавательно-исследовательская деятельность, организованная физкультурная разминка, наблюдения за явлениями природы и погоды, трудовая деятельность.
Одна из известных педагогов Н. К. Крупская считала, что природа – это первый воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок учится видеть, понимать и ценить красоту природы.
Публикация «Прогулка как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
В процессе организации прогулок помимо формирования физического развития у ребенка развиваются познавательные интересы. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной познавательно – исследовательской деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей, лучше реализуются потенциальные возможности и детские творческие проявления.
Познавательно – исследовательская деятельность создает условия для обогащения развития ребенка. Она позволяет спроектировать условия возникновения таких психических способностей и свойств, которыми ребенок пока не обладает, направить процесс их становления не только извне – через побуждение, но и изнутри – путем построения деятельности, педагога и ребенка.
В старшем возрасте особое внимание следует уделить опытнической деятельности, где ребенок находится в позиции исследователя и совместно с воспитателем находит решение проблемно-поисковых ситуаций. В процессе поиска уточняются знания и представления детей о свойствах и качествах объектов, формируются основы логического мышления и совершенствуется умение классифицировать, сравнивать, обобщать.
Задачи познавательно-исследовательской деятельности :
обогащать знания дошкольников новыми понятиями и систематизировать полученную информацию;
формировать умение находить причинно-следственные связи в процессе опытнической деятельности;
Детям для гармоничного развития необходимо как можно дольше находиться на свежем воздухе. Прогулка является частью образовательного и воспитательного процесса, значение которой не стоит недооценивать. Она способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ.
Одним из интересных видов деятельности для дошкольников является экспериментальная деятельность, у нас есть возможность включать её везде, где возможно. Ничего не мешает нам организовывать исследовательскую деятельность на прогулке.
Практика показывает, что дети с огромным желанием «превращаются» в ученых и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные) опыты дома.
Основная задача воспитателя - развить в детях исследовательские навыки, научить их высказывать предположения, выдвигать гипотезы, дискуссировать, проверять правильность своих предположений, комментировать свои действия, формулировать выводы, находить взаимосвязи между данным экспериментом и явлениями природы и реальной жизни. Тем самым мы достигаем несколько результатов: развиваем речь, мышление, познавательную активность, исследовательские навыки. Но, как молодой специалист, я столкнулась с проблемой:
1. Отсутствие у меня ответа на вопрос ребенка, в связи с плохой осведомленностью.
2. Как развивать познавательный интерес у детей на прогулке?
3. Какое оборудование брать с собой на прогулку?
4. Каким образом мотивировать ребенка к познавательной активности?
В связи с возникновением этих проблем, я составила для себя советы, которые помогают мне при организации прогулок у старших дошкольников. Данные советы будут интересны молодым воспитателям, студентам педагогических специальностей, родителям и воспитателям со стажем работы.
Рекомендации для воспитателей по развитию познавательного интереса во время прогулки :
1. Соблюдение техники безопасности. Техника безопасности должна обеспечиваться в любой деятельности с детьми.
2. Берем только нужное. При планировании прогулки и экспериментальной деятельности старайтесь выбирать опыты, которые можно выполнить с минимальным количеством оборудования. Обязательно перед использованием проверьте его на исправность.
3. Беседа во время прогулок. Хорошо запоминается информация, полученная в непринужденной обстановке. Можно задавать вопросы детям, помогать с ответом, обобщать информацию, полученную из разговора.
4. Задавайте наводящие вопросы. Не бойтесь задавать наводящие вопросы ребенку, чтобы он сам пришел к определенному умозаключению и смог ответить на свой вопрос самостоятельно.
5. Не оставляйте без внимания ни одно предположение, выводы ребёнка. Организовывая экспериментальную деятельность детей, которая основана на предположениях и прогнозе, не оставляйте без внимания каждый ответ ребенка, даже если он не правильный.
6. Проявляйте доброжелательность. Не критикуйте! Недопустимо говорить ребенку, что он выполнил что-то неправильно или его суждения ошибочны. Это может привести к исчезновению у ребенка интереса к его работе.
7. Поощряйте детей. Каждому ребенку нравится, когда еще хвалят и поощряют. Поощрения мотивируют ребенка на достижение результатов. Главное не перехвалить!
8. Не бойтесь искать ответы на заданный вопрос вместе с ребенком. Не стесняйтесь показать ребенку, что вы не знаете ответ на некоторые вопросы. Предложите найти ответ вместе используя разные источники.
9. Создавайте творческие работы. По завершению прогулки старайтесь создать с детьми коллажи, коллективные рисунки, чертите таблицы для того, чтобы закрепить полученную информацию.
Таким образом, прогулка является хорошим средством развития познавательного интереса у детей. Именно на прогулке воспитатель имеет возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимосвязях, формировать конкретные представления о животных, растениях, о сезонных явлениях, о труде человека, преобразующего природу; он вводит ребят в жизнь родной природы, учит их приглядываться, подмечать ее особенности. Это способствует воспитанию любознательности, наблюдательности, пытливости. Прогулки доставляют детям большую радость, оставляя часто неизгладимый след в их сознании. На основе впечатлений, полученных в процессе наблюдений, воспитывают любовь к родной природе, любознательность, наблюдательность.