Наталья Серёгина
Прогулка как метод экологического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад «Колокольчик» с. Тербуны
«Прогулка, как метод экологического воспитания дошкольников».
Подготовила воспитатель :
Серёгина Н. С.
2020
ПРОГУЛКА КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Содержание
Публикация «Прогулка как метод экологического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
1. Значение прогулок в экологическом образовании дошкольников.
2. Структурные компоненты прогулки
3. 3. Заключение
ПРОГУЛКА КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
1. Значение прогулок в экологическом образовании дошкольников
Удивительный мир природы… Он встречает ребенка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать.
Во всех группах детского сада для ознакомления детей с природой широко используются прогулки.
Прогулки имеют большое воспитательно - образовательное значение:
- они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, предполагают активную деятельность.
Именно на прогулке воспитатель имеет возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимосвязях, формировать конкретные представления о животных, растениях, о сезонных явлениях, о труде человека, преобразующего природу; он вводит ребят в жизнь родной природы, учит их приглядываться, подмечать ее особенности. Это способствует воспитанию любознательности, наблюдательности, пытливости. Прогулки доставляют детям большую радость, оставляя часто неизгладимый след в их сознании. На основе впечатлений, полученных в процессе наблюдений, воспитывают любовь к родной природе, любознательность, наблюдательность. (Слайд № 2)
На прогулках целесообразнее знакомить детей с теми явлениями природы или с теми признаками объектов, представления о которых могут сложиться лишь в течение длительного времени – в процессе наблюдений, игр, труда. При этом детей знакомят с повседневными изменениями природы, например таянием снега, набуханием почек и т. д. Более полные представления о повадках птиц дети также получают во время наблюдений и подкормки пернатых на прогулках.
В воспитательно-образовательной работе с детьми на прогулках и экскурсиях существует тесная связь: представления, которые накапливаются у детей в процессе повседневного ознакомления с природой на прогулках, обобщаются и уточняются на экскурсиях, а знания, полученные на экскурсиях, закрепляются на прогулках.
2. Структурные компоненты прогулки
структурными компонентами прогулки являются :
– разнообразные наблюдения,
– дидактические задания,
– трудовые действия самих детей,
– подвижные игры и игровые упражнения.
- самостоятельная игровая деятельность. (Слайд «№ 3)
При проведении прогулок используются разнообразные формы организации детей (группа целиком, небольшие подгруппы, индивидуально). Это успешно решается в ходе систематически проводимых наблюдений, заранее планируемых педагогом. Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представления детей о мире природы, людей (их труда, взаимоотношений, обогащают детские эстетические представления.
Таким образом, наблюдение – один из главных компонентов прогулки.
Фронтальная организация наблюдений на прогулках используется, когда детей знакомят с яркими сезонными изменениями, с трудом взрослых, с новым видом труда на участке, показывают новый способ действия. При проведении коллективных наблюдений используются те же приемы, что и на занятиях: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, художественное слово и т. д. На прогулках можно наблюдать погоду, небо (движение облаков, радугу, закат солнца и др.). Наблюдения эти обычно кратковременны, но за одним и тем же объектом или явлением природы они повторяются многократно. Так же на прогулках следует обращать внимание детей на характерные сезонные изменения в жизни растений и животных и с помощью вопросов помогать детям устанавливать связь между изменениями в живой и неживой природе, например: стало холодно – насекомые спрятались под корой деревьев, улетели птицы, опали листья. Во время наблюдений хорошо использовать стихотворения, загадки, поговорки, полезно вспомнить народные приметы. (Слайд № 4)
Во время прогулок ведутся индивидуальные наблюдения. Важно будить самостоятельную мысль детей, приучать замечать новое, привлекать имеющийся опыт. Для этого следует поддерживать самостоятельные наблюдения, задавать вопросы, давать пояснения, а иногда учить наблюдать. (слайд № 5)
Трудовая деятельность.
Посильные трудовые действия детей естественным образом вплетаются в ход наблюдений за трудом взрослого, за живыми объектами окружающей среды. Во время повседневных прогулок дети участвуют в трудовых процессах: сгребают опавшие листья, очищают дорожки от снега, поливают растения и т. д. В силу собственной активности дети стремятся включиться в совместный со взрослым трудовой процесс, мере усвоения трудовых навыков они выступают в роли равноправного партнера, а затем уже по собственной инициативе увлеченно действуют с разнообразным природным материалом, испытывая радость от полученных результатов. (Слайд № 6) Выполняя одновременно и трудовые и дидактические задания, дети заняты интересным и полезным делом. Именно в этой непринужденной обстановке каждый воспитанник приобретает положительные черты личности и навыки правильного взаимоотношения со сверстниками.
Вследствие новых видов деятельности на прогулке возникают ситуации, вызывающие новые отношения ребенка со взрослым и ее сверстниками. Идет интенсивное формирование личностных качеств каждого ребенка.
Таким образом, трудовые действия детей следует также считать одним из самостоятельных компонентов в структуре прогулки.
Дидактические игры и задания.
На прогулках воспитатель организует игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Дети знакомятся с качеством и свойствами природных материалов, накапливают чувственный опыт. (Слайд № 10) Так, например, дети узнают, что вода бывает холодной и теплой, в ней тонут камни, что сухой снег рассыпается, а из мокрого можно лепить и т. д. Для таких игр на участке следует иметь оборудование (песочные дворики, ящики с песком, бассейн). Формочки, сосуды, совочки, печатки периодически выносятся на прогулки. Кроме этого, широко используются разнообразные игровые упражнения на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам и следам и т. д., игры с игрушками, приводимыми в движение ветром.
Подвижные игры.
Дети постоянно и довольно разнообразно двигаются на участке. Увлеченно двигаясь по участку, активно участвуя в подвижных играх, занимая интересной самостоятельной деятельностью, ребенок достигает хороших результатов без приложения сверх усилий, как бы само собой. (слайд № 12) Подвижные игры, игровые упражнения являются основным обязательным компонентом каждой прогулки.
Эта форма работы открывает широкие возможности для физического совершенствования детей, укрепления их здоровья и закаливания.
Становится очевидным, что подвижные игры и игровые упражнения также являются обязательным компонентом каждой прогулки.
Вывод: Все эти компоненты позволяют сделать прогулку более насыщенной и интересной. К тому же они выступают не как отдельные педагогические мероприятия, а как логически обоснованные части того основного, что запланировано взрослым в конкретной прогулке. (Слайд № 13)
Каждый из обязательных компонентов прогулки занимает по времени от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей. В зависимости от сезонных и погодных условий, объекта наблюдений, настроя детей эти структурные компоненты могут осуществляться в разной последовательности. Например, в пасмурный морозный день дети, выйдя на прогулку, сразу же включаются в подвижную игру, что неизменно поднимает их эмоциональной тонус.
Главное – каждый из компонентов прогулки вносит свое, неповторимое в развитие и воспитание, в формирование личностных качеств дошкольников.
Целевые прогулки
Начиная со второй младшей группы проводятся целевые прогулки по участку и с выходом за его пределы. Учитывая природное окружение детского сада, наиболее яркие сезонные явления природы, возможности детей, проведенную с ними работу, воспитатель решает, куда пойти и что посмотреть. На такой прогулке выделяется основная задача:
– ознакомление детей с явлением или объектом природы для расширения и уточнения детских впечатлений.
Целевые прогулки кратковременны, и на них решается небольшой объем задач. Дети знакомятся с яркими природными явлениями того или иного сезона, например гнездованием грачей, листопад и др. Проводятся целевые прогулки к водоему, на луг, в лесопарк и т. д. Кроме того, организуются прогулки, познавательное содержание которых ограничено (сбор ягод, цветов).
Целевые прогулки могут носить познавательный характер.
3. Заключение
Следует отметить, что полноценное общение с природой, насыщенное познавательным интересом и приятными переживаниями, вызывает у ребёнка общее состояние гармонии, душевного равновесия. А это – ничто иное, как психическое здоровье, который укрепляет организм в целом и является основой физического здоровья.
Каждый ребенок должен как можно больше бывать на свежем воздухе – это совершенно необходимо для его здоровья. Прогулка – это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать малыша к тайнам природы – живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных. Это можно делать везде и в любое время года – во дворе городского и сельского дома, в парке, в лесу и на поляне, возле реки, озера или моря.