Людмила Кичигина
Занятие в подготовительной группе «В гостях у тетушки Арины»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи. Расширять представление о русских народных семейных обычаях. Обогащать словарный запас (оберег, именины, колыбель, лапти, чугунок, сундук, старинный, деревянный, расписной, узорчатый и др.).
Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук. Формировать интерес к народному творчеству. Закрепить умение мастерить тряпичную узелковую куклу.
Публикация «Занятие в подготовительной группе „В гостях у тетушки Арины“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Материал и оборудование. Зал украшен в виде мини-музея. Сундук с косынками и кушаками. Кукла. Уголек, зерна, монеты. Корыто с водой и полотенце. Русская рубаха. Колыбель. Кусок хлеба, узелок с солью. Лоскуты разноцветной ткани (квадраты и треугольники). Нитки, вата, корзина. Костюм тетушки Арины, костюм Марьи Искусницы. Каравай, музыкальное сопровождение.
Предварительная работа. Беседы «Я и моё имя», «Предметы русской старины». Посещение музея, рассматривание старинных предметов, тряпичных кукол. Чтение русских народных сказок, былин, слушание песен, проведение игр.
Дети входят в мини-музей «Русская изба». Их встречает тетушка Арина (взрослый в р. н. костюме).
Тетушка Арина. Здравствуйте, гости дорогие!
Наконец вы появились!
Я уж думала, заблудились.
Добро пожаловать! Будьте, как дома!
Очень рада, что вы ко мне пришли
И для посиделок времечко нашли.
Я вас ждала и наряды припасла.
Открывайте сундучок.
(дети открывают сундучок и достают ленточки и пояски, повязывают их).
Теперь вы стали добрыми молодцами да красными девицами.
Покажитесь-ка, назовитесь-ка.
Дети поочерё дно: «Я красна-девица Дарина»,
«Я добрый молодец Кирилл»,и т. д.
Дети проходят садятся за столы.
Тётушка Арина. А я тётушка Арина. Не стесняйтесь, поудобнее располагайтесь. Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?
Посмотрите, сколько в моей избе интересных вещей.
(Указывает на самовар). Это что? Дети: самовар. В нем воду кипятили, чай пили.
Тётушка Арина. Правильно. Самовар. Сверху пар, снизу жар- шипит русский самовар.
(Показываю чугунок). Дети: чугунок. В нем еду варили.
Тётушка Арина. В чугуне щи варили, кашу томили, молоко топили.
(Показываю лапти). А это что, детушки? Дети: лапти. Их на ноги надевали.
Тётушка Арина. Лапти, лапти, лапоточки, из лыка, да бересты плетеные, легкие да просторные. На онучи их надевали, оборами подвязывали. Лапти – самая древняя обувь на Руси. Они были и мужской и женской обувью.
Материал для лаптей всегда был под рукой, их плели из внутренней части коры липы- лыка, стоили они аж три копейки. В горячую летнюю пору хватало лаптей на четыре дня, а в зимнюю - на десять дней. Отсюда пошла у крестьян пословица: «В дорогу идти – пять пар лаптей плести».
(Звучит аудиозапись плача ребёнка.)
Кто тут плачет, слезы льёт? (Достаёт из колыбели куклу.)
Да это малец-удалец. Сегодня родился, да вдруг рассердился. Возьмем его на руки, он и успокоится.
(Ребенок качает куклу, плач стихает).
Тётушка Арина. С давних времен так повелось: когда ребенок рождается, его именем нарекают. Давайте придумаем младенцу имя, да не модное заграничное, а старинное русское. Какие вы знаете старинные имена?
(Дети называют имена. Выбирают для ребенка имя Егорушка).
Тетушка Арина. Человек растет, и имя его растет.
Пока он кроха, его все будут называть ласково Егорушкой. А как вас называют ласково? Ответы детей.
Подрастет малыш, станут Егором звать. А как повзрослеет, будут Егором Ивановичем величать.
А вас как будут называть, когда вы станете взрослыми?
(Ответы детей).
Молодцы, ребятушки!
Вот вы и познакомились с Егорушкой, назвали ему свои
имена.
Издавна на Руси, родился человек, все от души радовались, песни вокруг, пляски, игры да хороводы! Вот и мы с вами поиграем в р. н. игру «Заря-заряница».
(Дети выходят становятся в круг и проводится игра.)
Тётушка Арина. Молодцы, отдохнули, повеселились. А теперь продолжим. А вы знаете, что означает имя Егор?
Нет? Егор- хозяин земли. Когда родители называли ребенка этим именем, они мечтали о том, что когда Егорушка вырастет, будет у него много земли и станет он богатым и счастливым.
Тетушка Арина. Посмотрите, здесь для маленького Егорушки приготовлены необычные предметы. (показывает уголек, зерна, монеты и раздает детям.)
Как вы думаете, зачем они младенцу? (Предположения детей).
Во времена ваших прапрабабушек и прапрадедушек уголек, зёрна и монетки опускали в корыто с водой, где ребёнка в первый раз купали.
Когда клали уголёк, приговаривали: «Привыкай к домашнему теплу».
Вероника, положи уголёк в корыто и повтори эти слова.
(Ребёнок выполняет задание).
А когда клали зёрна, говорили: «Будь всегда сыт».
Ванечка, опусти зёрна в воду и повтори эти слова.
(ребенок выполняет задание).
Ребятушки, кто из вас догадается, для чего клали монетки и какие слова при этом говорили? (Предположения детей.) Правильно. Чтобы был богатым. Положи, Кирюша, монетки в воду со словами: «Будь всегда богат». (Ребенок выполняет задание).
Теперь нашего Егорушку можно купать. (Вместе с ребенком купаем куклу.)
Тили-тили-тили-тили
А мы по воду ходили.
Воды для Егорки
Полное ведёрко.
Мыли-мыли-мыли-мыли
Бело-набело отмыли.
Лишь головка одна,
Как была, черным-черна!
Катенька, помоги мне вытереть Егорушку. Подай, полотенце. (Вместе с ребенком вытирает куклу).
Полотенце вышито и бело,
Вытирай-ка малыша умело.
Будет чистеньким малыш,
Вырастет у нас крепыш.
Мы искупали, вытерли Егорушку, а что же дальше?
Дети. Его надо запеленать, одеть.
Тетушка Арина. Заворачивали ребенка в отцову рубаху,
Чтобы он был похож на отца, стал таким же работящим, честным, добрым, как и он. Посмотрите на рубаху. Какая она?
Дети. Красивая, вышитая, нарядная.
Тётушка Арина. Давайте завернем Егорушку. Помоги мне, Алина. (Вместе с девочкой заворачиваем куклу.)
Тетушка Арина. Расти малыш, будь похож на отца с матерью, трудись, как они трудятся, отдыхай как они отдыхают.
Пора нашего Егорушку спать уложить. А где спал младенец?
Дети. В колыбели, в люльке.
Тётушка Арина. А что это лежит в люльке?
(Вынимаю из колыбели кусок хлеба и узелок с солью.)
Дети. Это хлеб и соль.
Тётушка Арина. На Руси не только долгожданных гостей, но и новорожденных встречали хлебом-солью. Укладывая в люльку ломоть хлеба и узелок с солью, приговаривали: «Наконец-то ты родился Егорушка! Долго мы тебя ждали!»
(Дети кладут в колыбель хлеб и соль).
Тётушка Арина. Чтобы Егорушка заснул быстро и сладко, споём ему колыбельную.
Дети (вместе) :
Баю-баюшки-баю,
Я тебе покой дарю.
Ветер за окном свистит,
Дождь по крышам шумит.
В небе звёздочка горит.
- Спи, сыночек,- говорит.
Баю- баю-баю-бай,
Спи, Егорка, засыпай!
Тётушка Арина. Вот и уснул Егорушка. У него сегодня именины. Пока в свой первый день ребёнок спал, родные и близкие готовили ему подарки. Как вы, думаете, что дарили младенцу? (Предположения детей).
Старались родня и соседи. Кто рубашку сошьёт, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. А что же мы подарим Егорушки? Про подарки я позабыла. Кто же нам поможет?
(К детям выходит Марья-Искусница в р. н. костюме).
Марья-Искусница. Кто же поможет, если не я, Марья- Искусница? Я вам помогу. Мы же с вами кукол из лоскутов да ниток мастерили, да я ещё и ваших прапрабабушек этому учила.
Тётушка Арина. Дети, да это сама Марья-Искусница к нам пожаловала, вот здорово!
Марья-Искусница. Проходите ко мне в мастерскую, садитесь поудобней, будьте внимательны. Постарайтесь все вспомнить.
(Дети вспоминают поэтапное изготовление куклы- оберега)
Марья-Искусница. Надо взять квадратный лоскуток, положить в его центр вату. Обернуть вату лоскутом и обвязать ниткой. Это голова куклы. Из уголков квадрата, свернутых и обвязанных нитками, получатся руки. На голову куклы повяжем косынку. Кукла – оберег готова.
Я для вас кое-что припасла. Посмотрите-ка в корзинку. Достает из корзины кукол, которых делали с ней дети раньше. Чего же здесь не хватает? Дети: платочка на голове. Уж вы постарайтесь, доделайте кукол, чтобы охраняли эти обереги Егорушку от всякого зла и напастей.
Тетушка Арина. Спасибо, Марья-Искусница! А можно и мне смастерить такую куклу?
Марья- Искусница. Перед тем как начать мастерить подготовим пальчики к работе.
(Проводится пальчиковая гимнастика).
Марья- Искусница. В старину так говорили : «Работа ладится, если песня сладится». Подпевайте мне. Дети вместе с Марьей-Искусницей и тётушкой Ариной поют р. н. песню «Золотая прялица», во время пения мастерят куклу. Марья-Искусница и тётушка Арина при необходимости помогают, хвалят за сноровку и аккуратность.
Тётушка Арина. Вот вы и сделали для Егорушки куклы-обереги. Впрочем, ребятушки, оставьте их себе, пусть они вас тоже оберегают, а ему мы подарим оберег, который я смастерила. Пусть она хранит его и защищает.
(Кладет куклу-оберег в колыбель).
Спасибо, тебе Марья-Искусница за твои золотые руки, за то, что ребяток научила кукол мастерить.
Марья-Искусница. Вот так гости! Работу сделали, подарок имениннику оставили, а где веселье? На именинах хороводы водить надобно, плясать, да в игры играть. Становитесь-ка в хоровод.
(Звучит музыка, дети исполняют пляску «На горе – то калина».)
Марья-Искусница. Вот и славно! А на прощание пожелайте нашему Егорке что-нибудь хорошее, доброе.
Дети. (поочерёдно) 1. Никогда не болей, будь здоров.
2. Расти сильным, крепким да удалым.
3. Слушай отца-батюшку да родную матушку.
4. Будь добр и пусть тебе встречаются добрые люди.
5. Живи-поживай да добра наживай.
Тётушка Арина. Вижу, понравилось вам заниматься в русской избе!
Дети. Мы много нового узнали, многому научились.
Тётушка Арина. Спасибо за работу вашу и старание. До скорого свидания.
Марья-Искусница. Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним мы,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Не забывайте старые обычаи,
Ценить умейте старину!
Жаль, но наши посиделки
Нам заканчивать пора.
Надеюсь, встретимся мы снова.
До свиданья, детвора!