Галина Фарнина
Программа «Здоровье дошкольника» (старший возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
5–6 лет
Цель родителей и коллектива дошкольного учреждения вырастить ребенка физически здоровым, инициативным, разносторонне развитым. Свободному развитию дошкольников, формированию у них мотивации к физическому совершенству, саморазвитию, адаптации к меняющимся социальным условиям способствует внедрению в практику дошкольного образования модели по воспитанию основ культуры здорового образа жизни. Формирование умения с ранних лет заботиться о сохранении своего здоровья и здоровья своих близких, противостоять отрицательным явлениям в поведении окружающих становиться приоритетными направлениями работы с детьми.
Публикация «Программа „Здоровье дошкольника“ (старший возраст)» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Одной из важнейших задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Исходя из полученных результатов мониторинга и социального заказа родителей была разработана Рабочая программа педагога «Здоровье дошкольника» (с 3 до 6 лет)
Программа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Истоки», которая подготовлена коллективом авторов - сотрудников НИИ дошкольного образования им. А. В. Запорожца.
Нормативной основой рабочей программы являются :
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ №1155 от 25.11.2013 года)
СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»
Цель программы :
Сформировать у детей дошкольного возраста ценностное отношение к собственному здоровью.
Задачи программы :
Совершенствование здоровьесберегающей среды в ДОУ;
Организация рациональной двигательной активности детей;
Воспитание у детей и родителей культуры здоровья, умениями и навыками для формирования привычки к здоровому образу жизни.
Принципы создания программы
1. Доступность:
Учет возрастных особенностей детей;
Адаптированность материала к возрасту.
2. Систематичность и последовательность:
Постепенная подача материала от простого к сложному;
Частое повторение усвоенных правил и норм.
3. Наглядность:
Учет особенностей мышления.
4. Динамичность:
Интеграция программы в разные виды деятельности.
5. Дифференциация:
Создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.
Средства реализации:
1. Специально организованное обучение. НОД из программы включены в раздел «Познавательное развитие» и проводятся 1 раз в месяц по перспективно-тематическому плану.
2. Совместная деятельность педагога с детьми по темам: «Я – человек», «Я и движение», «Я осваиваю гигиену и этикет», «Я и здоровье», «Я и опасные предметы», «Я и улица». Эти темы интегрированы в различные режимные моменты: игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей.
3. Организация здоровьесберегающей и развивающей среды, способствующей конструированию вариантов здорового образа жизни.
4. Работа с родителями. Предполагает системное и планомерное взаимодействие триады родитель-ребенок-педагог для развития культуры здоровья и включает разные формы работы.
5. Диагностика. Разработаны критерии диагностики усвоения программных задач валеологического образования.
Предполагаемые результаты:
1. У воспитанников будет выработано бережное отношение к своему здоровью, желание следить за своим самочувствием.
2. Первоначальные навыки личной гигиены.
3. Первоначальные представления ребенка о частях своего тела и элементарных способах обеспечения сохранности своего организма.
4. Представления о том, что полезно и что вредно для здоровья.
5. Желание участвовать в оздоровительных мероприятиях : закаливающих процедурах, утренней гимнастике и т. д.
Программа состоит из следующих разделов:
1. Пояснительная записка
2. Методы реализации программы
3. Средства реализации
4. Критерии диагностики по валеологическому образованию
5. Возрастные особенности детей дошкольного возраста
6. Тематическое планирование
Работа по взаимодействию с родителями включает:
- анкетирование;
- памятки, видео материалы;
- папки – передвижки;
- родительские встречи;
- развлечения по ЗОЖ с участием детей и родителей
Тематический план старший возраст (сентябрь) (переработан с учетом ФГОС)
Месяц
Тема
Область
Содержание
Взаимодействие с родителями
Сентябрь
«Ребенок и здоровье»
Двигательная
«Ловишки», «Кто лучше прыгнет?», «Кто скорее до флажка?», «Брось за флажок»,
«Профилактика ОРЗ»
Игровая
ТРИЗ «Хорошо-плохо»
(болеть, быть здоровым) д/и «Мой день»
«Кому что надо для работы»
«На приеме у врача» «Вызови скорую помощь», с/р «Поликлиника» «Больница с разными отделениями» «Аптека»
Восприятие художественной литературы
О. Нэш «Микроб»
С. Михалков «Прививка»
И. Ковалева «Мокрый снег»
Элементарный бытовой труд и самообслуживание
«Помощь больному»
Изобразительная
Рисование «Дети делают зарядку»
Коммуникативная
«Наши верные друзья» пословицы о здоровье, «Правила поведения во время болезни»
Музыкальная
«День здоровья»
Октябрь
«Полезные продукты»
Двигательная
«Уголки», «Не оставайся на полу», «Медведь и пчелы», «Попади в обруч»,
«Полезные продукты» видео консультация
Игровая
Д/И «Что растет в моем саду»
«Составь меню на каждый день», с/р «Молочный магазин», «Детский сад»
Познавательно - исследовательнская
«Загадки с грядки
«Салат», «Бутербродная страна»,
Восприятие художественной литературы
Р. н. с. «Вершки и корешки» М. Дружинина «Я решил сварить компот»
Элементарный бытовой труд и самообслуживание
Экскурсия «На огород» уборка овощей
Изобразительная
Лепка «Фрукты». Рисование «Натюрморт Овощи» или «Фрукты».
Коммуникативная
«Самые полезные продукты и овощи»,
«Почему мне нельзя есть апельсин и
сладости.»
Музыкальная
Развлечения «Праздник молока»
Ноябрь
«Личная гигиена»
Двигательная
«Мы — веселые ребята», «Удочка», «Пожарные на учении», «Сбей мяч»,
«Навыки личной гигиены»
«Одежда и здоровье»
Игровая
Экскурсия: В магазин (продажа предметов личной гигиены).
В прачечную детского сада. Д/и «Кто что носит?» с/р с/р «Наши прически» «Мы принимаем гостей», упр-ие «Зубная щетка»,
Восприятие худ. литературы
«Чтобы кожа была здоровой»
«Как одежда разбежалась по комнате», «Микроб»
Элементарный бытовой труд и самообслуживание
ХБТ
Изобразительная
Аппликация: «Кукла в красивом платье». Рисование: «Дети делают зарядку»
Коммуникативная
«Навыки личной гигиены», «Что такое хорошо, что такое плохо»
Музыкальная
Игра – драматизация «Что такое хорошо и что такое плохо»
Декабрь
Тело человека
Двигательная
«Сделай фигуру», «Кто сделает меньше прыжков?», «Перелет птиц», «Сбей кеглю»,
Игровая
Экскурсия «За здоровьем в зимний лес», д/и «Послушаем работу сердца»,
с/р «Скорая помощь»
Восприятие худ. литературы
«Я расту», «О мальчиках и девочках»
Элементарный бытовой труд и самообслуживание
Знакомство с профессией врача - дерматолога
Изобразительная
Рисование «Моя семья»
Коммуникативная
Беседа «Как устроено наше тело», «Первая помощь при кровотечениях»
Музыкальная
«Зимние забавы» физ. праздник
Январь
Эмоциональное благополучие
Двигательная
«Перебежки», «С кочки на кочку», «Перелет птиц», «Стоп», «Веселые соревнования».
«Праздник добраты»
Игровая
д/и "Встреча настроений",«Подарок»,
с/р «В гостях», "Ярмарка"
Восприятие худ. литературы
Л. Воронкова "Ссора с бабушкой", В. Маяковский "Что такое хорошо и что такое плохо"
Элементарный бытовой труд и самообслуживание
Помощь другу
Изобразительная
Рисование "Веселый клоун"(портрет) аппликация "Сказочная птица"
Коммуникативная
«Пожелание другу», «Как сохранить себе хорошее настроение»
Музыкальная
"Удивительный мир эмоций и чувств"
Февраль
Ребенок на улицах города
Двигательная
«Хитрая лиса», «Лягушки и цапля», «Ловля обезьян», «Кого назвали, тот ловит»,
«В городском транспорте»
Игровая
экскурсия «Перекресток»,
д/и «На улицах города», «Дорожные знаки», с/р «Путешествие на автобусе по улице города», «Перекресток», «Шоферы».
Восприятие худ. литературы
С. Михалков «Дядя Степа - милиционер»
Элементарный бытовой труд и самообслуживание
«Наблюдение за работой сотрудника ГИБДД»
Художественное творчество
Аппликация «Улица, на которой я живу» Рисование «Машины на нашей улице»
Коммуниктивная
Беседа «Правила поведения в общественном транспорте», «Зимние забавы», «Улица полна неожиданностей»,
Музыкальная
«Дорожные приключения»
Март
Ценности здорового образа жизни
Двигательная
«Ловишка, бери ленту», «Из кружка в кружок», «Ловля обезьян», «Кто самый меткий?»,
«Приучаем ребенка к ЗОЖ»
Познавательно - исследовательская
«Как работает сердце человека», «Сила дыхания»,
Игровая
д/и «Хорошо – плохо», с/р «Больница», «Столовая»
Восприятие худ. литературы
К. Чуковский "Мойдодыр", С
Прокофьева "Королева Зубная Щетка'
Элементарный бытовой труд и самообслуживание
Профессия шеф - повар
Изобразительная
Рисование «Я делаю зарядку»,
Коммуникативная
«Микробы и вирусы», «Что мы делаем, когда едим?»
Музыкальная
«Правила гигиены»
Апрель
Ребенок и природа
Двигательная
«Совушка», «Не попадись», «Пожарные на учении», «Играй, но мяч не теряй»,
«Берегите природу»
Познавательно - исследовательская
«Может ли растение дышать»,
«С водой и без воды»,
Игровая
д/и «Что, где растет?»
«Определи по запаху», с/р «Спасатели»,«Магазин»,
«Зоопарк»
Восприятие худ. литературы
М. Дружинина «Я решил сварить компот»
«Лекарственные растения»
Загадки, Стихи
Элементарный бытовой труд и самообслуживание
Посев рассады
Изобразительная
Конструирование «коробочка под ягоды», аппликация из сухоцветов и листьев
Коммуникативная
«Могут ли овощи принести вред здоровью», «Лекарственные и ядовитые растения»
Музыкальная
«День Земли» 22 апреля
Май
Ребенок дома
Двигательная
«Чье звено скорее соберется?», «Лягушки и цапля», «Кто скорее до флажка?», «Круговая лапта»,
Видео консультация «Ребенок в машине»
Игровая
«Способы тушения пожара» «Знакомство с огнетушителем», с/р «Семья» «Пожарные» «Служба спасения»
Восприятие худ. литературы
С. Маршак «Пожар»
С. Михалков «Дядя Степа - милиционер», Толстой «Пожарные собаки»
Элементарный бытовой труд и самообслуживание
Профессия спасатель
Изобразительная
Рисование с элементами аппликации «Кошкин дом», конструирование «Пожарная машина»
Коммуникативная
«Что делать, если ты потерялся?», «Правила поведения дома, вызов экстренных служб»
Музыкальная
«Кошкин дом»
Результат:
• Самостоятельность в гигиенических процедурах и самообслуживании;
• Знание основных правил личной гигиены;
• Представление о своём теле, его отличительных особенностях;
• Представления о строении организма, функциях органов и условиях его гигиены;
• Имеет представление о правильном питании;
• Знание элементарных правил сохранения своего здоровья, правил профилактики инфекционных заболеваний;
• Понимает и различает понятия «здоровье», «болезнь»;