Луиза Галлямова
Программа занятий в период адаптации детей младших групп ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Программа занятий в период адаптации детей младших групп ДОУ.
В основу разработки и построения программы занятий по адаптации к ДОУ легли психологические особенности детей раннего и младшего дошкольного возраста. В этом возрасте детям свойственно быстрое заражение как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражание их действиям.
Публикация «Программа занятий в период адаптации детей младших групп ДОО» размещена в разделах
Программа занятий по адаптации состоит из 10 занятий, которые начинаются сразу после прихода детей в ДОУ. Именно в этот момент малыши находятся в стрессовом состоянии, вызванном расставанием с родителями, непривычной обстановкой, появлением незнакомых взрослых и большим количеством детей. Для уменьшения воздействия стрессовых факторов первые занятия проводятся с участием родителей. В присутствии родителей дети с большей готовностью идут на контакт с воспитателем, психологом, взаимодействуют со сверстниками, участвуют в подвижных играх, активнее интересуются окружающей обстановкой и игрушками.
Цель программы – помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Основные задачи программы :
преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;
формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации.
Вместе с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей :
развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
снятие эмоционального и мышечного напряжения;
развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Структура и содержание занятий.
Каждое занятие проводится в 2-3 этапа. Комплектование и количество модулей (игр и упражнений) часто варьируются для того, чтобы избежать переутомления детей. Занятия длятся 10 минут, проводятся 2-3 раза в неделю. Каждое из занятий повторяется по 4-5 раз, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр.
Базовыми средствами работы являются разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песенки, потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, в этих играх стеснительные и замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер.
План занятий.
1 занятие. «Знакомство»
Дети сидят полукругом на стульях. Психолог подходит к каждому ребенку и от имени зайчика говорит: «Привет, меня зовут Зайчик, а тебя как?»
Психолог. Мы поздоровались с зайчиком, а теперь наши пальчики хотят поздороваться друг с другом.
Упражнение «Пальчики здороваются»
Пальчик, пальчик, где ты был? (Круговые движения большим пальцем.)
С этим братом в лес ходил (большой палец касается кончика указательного пальца,
С этим братом борщ варил (большой палец касается среднего - образуется кольцо,
С этим братом кашу ел (большой с безымянным,
С этим братом песню пел (большой с мизинцем).
2 занятие. «Кукла в гости к нам пришла»
Задачи: снятие эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии; развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; развитие эмоциональной отзывчивости к окружающему миру; развитие внимания и мышления.
Материал: кукла, чудесный мешочек с предметами по количеству детей
Ход
1. Приветствие
2. Основная часть
Сюрпризный момент
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята. Я к вам сегодня пришла не одна. (Показать куклу). Знакомство с куклой
Это кукла наша. Ее зовут Наташа. А как вас зовут, ребята? (знакомятся)
Куклу любят все ребятки
С ней играть мы можем в прятки.
Можно дать покушать кашки,
Молоком поить из чашки.
Вот я ванну принесла
Кукла, мойся-ка сама.
- Как вы думаете, умеет кукла сама мыться? Давайте научим ее умываться.
Упражнение «Научим куклу умываться»
Водичка, водичка,
Умой мое личико, (Тане, Маше и др.)
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок
(При проговаривании потешки дети выполняют соответствующие движения.)
Игра «Что в мешочке»
- Кукла принесла для нас волшебный мешочек. Хотите узнать, что в нем лежит?
Дети достают по одному предмету и называют его. Рассматривают. Играют.
Игра «Карусели»
Еле-еле-еле-еле
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом.
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите.
Карусель остановите.
Раз, два, раз, два
Вот и кончилась игра.
3. Прощание
3 занятие. Зайка.
Материалы: мягкие игрушки заяц и лиса, аудиозапись веселой плясовой, набор пластиковых овощей.
Приветствие.
Дети имитируют лепку снежков, снеговиков повторяют за психологом стихотворение.
Психолог показывает детям зайчика, рассказывает потешку. То же самое с игрушкой лисичкой. Звучит музыка, дети прыгают, веселятся, музыка заканчивается, пришла лиса, - дети прячутся.
Психолог достает из мешочка овощи, дети показывают, какие овощи ест зайчик.
4 занятие. Мячики.
Материалы: большой мяч, матерчатый мешочек, маленький пластмассовый мячик и пластмассовый кубик.
Приветствие.
Дети определяют форму, величину, цвет мяча. Стихотворение Маршака «Мой веселый звонкий мяч».
Игра в прятки, дети прячутся, найденный ребенок говорит, где он прятался.
Дети закрывают глаза, психолог прячет мяч и кубик в матерчатый мешочек, наощупь дети отыскивают мячик, говорят, как отличили его от кубика.
5 занятие. Веселый петрушка.
Материалы: игрушка «Петрушка», игрушечный паровозик с привязанной к нему лентой, прищепка бельевая синего цвета, желтого цвета, обруч с желтыми и синими лентами, кукла или мягкая игрушка для каждого ребенка.
Приветствие.
Дети здороваются с Петрушкой (гладят его, который приехал на паровозике, затем берутся рукой за ленту, привязанную к паровозику, дружно шагают и поют песенку.
Петрушка раздает детям прищепку, девочкам – желтые, мальчикам – синие. Они прикрепляют их на одежду и говорят, у кого какого цвета лента.
Петрушка показывает карусель с лентами, предлагает детям подойти к совпадающей по цвету их прищепки ленте, взять ее в руки, встают в круг, рассказывают потешку.
«Гудок паровоза». Дети берутся за ленту, привязанную к паровозику, поют Петрушке песенку.
6 занятие. Мыльные пузыри.
Материалы: набор для выдувания мыльных пузырей, аудиозапись плавной музыки, мячи.
Приветствие.
Загадка про пузырь.
Динамическая игра, все берутся за руки, сужают и расширяют круг, пузырь раздувается и сдувается
Звучит музыка, дети имитируют полет пузырей.
Дети берут в руки мяч, выполняют упражнения под музыку, не выпуская их рук.
7 занятие. Музыканты.
Материалы: ширма, игрушки заяц, медведь, слон, кот, кукла, игрушечные музыкальные инструменты: барабан, гусли, труба, гармошка, пианино.
Приветствие.
Появляется зайчик с барабаном, дети по очереди знакомятся с инструментом.
Приходит мишка с гармошкой, затем водит с детьми хоровод.
Дети знакомятся с пианино, имитируют пальчиками игру, изображают игру на трубе.
8 занятие. Мамин день.
Материалы: кукла и игрушечный медвежонок для каждого, платки, косынки, шарфики, ширма, колокольчик.
Приветствие.
Мамы поют потешку и показывают, как умывают своих ребятишек, гладят, целуют, заботятся.
Дети встают в круг, маршируют, им раздаются медвежата.
Детям раздаются заколки, браслеты, ленты, дети наряжают своих мам.
Дети прячутся за ширму, мамы должны узнать по голосу своих деток.
Каждый ребенок выбирает себе куклу и поет ей песенку, укачивая ее.
9 занятие. Колобок.
Материалы: куклы-персонажи сказки, мешочек тканевый, фрукт и овощ, пластилиновый шарик на каждого, набор мисочек, деревянные грибок, шарик, кубик, дорожки спортивные, гимнастические бревна, скамейка, обруч.
Приветствие.
Инсценирование сказки «Колобок».
В мешочке лежат деревянные игрушки, дети, ощупывая, достают для мишки грибочек.
Песенка о пальчиках, ладошках, ручках.
Хоровод вокруг колобка.
10 занятие. Котята.
Материалы: аудиозапись с голосами животных и птиц, разноцветные бабочки размером с детскую ладошку, разноцветные игрушки и предметные картинки.
Приветствие.
Детям включают запись с мяуканьем, они угадывают, чей это голосок.
Динамическая игра, дети имитируют движения котят.
Детям раздаются бабочки, они держат их и поют песенку.
Динамическая игра «Котята переплывают ручей».
Данная программа позволяет повысить адаптивные возможности детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям детского сада, позволяет детям преодолеть стресс поступления в дошкольное учреждение, успешно адаптироваться в нем. Занятия программы помогают развивать внимание, восприятие, воображение, речи. Посредством упражнений дети учатся развивать чувство ритма, общей и мелкой моторики, координацию движений.