Оксана Тюгаева
Программа в подготовительной группе «Юный метеоролог»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №4 - детский сад комбинированного вида «Золотой гребешок»
Рабочая программа в подготовительной группе
«Юнный метеоролог»
Автор-составитель:
Тюгаева Оксана Геннадьевна
воспитатель
Бердск 2022
Содержание.
1. Пояснительная записка Стр. 3
2. Перспективный тематичесий план работы Стр. 8
3. Список используемой литературы Стр. 20
Пояснительная записка:
Публикация «Программа в подготовительной группе „Юный метеоролог“» размещена в разделах
- Погода и природные явления
- Подготовительная группа
- Юный метеоролог. Программа кружка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а активно помогать. Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, принятые Министерством образования и науки РФ «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ФГОС ДО) обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. Одним словом, необходимо предоставление детям возможности приобретать знания самостоятельно. В связи с этим и представляет особый интерес изучение детского экспериментирования и его активное внедрение в практику работы детского дошкольного учреждения.
Прогнозирование погоды позволяет детям убедиться в существовании взаимосвязей живой и неживой природы, что способствует подведению детей к философскому понятию всеединства мира («все связано со всем»).Этот метод помогает детям разобраться в причинно-следственных связях, что очень важно для понимания экологических закономерностей и для жизни.
Для расширения исследовательской экспериментальной деятельности детей в детском образовательном учреждении оборудована метеорологическая станция. С созданием метеостанции появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий, сделать выводы, основанные на наблюдениях и экспериментах.
Цель:
- Формирование у детей элементарных представлений о погоде, ее значении в жизни человека и усвоение системы знаний о природе: ее компонентах и взаимосвязях между ними.
Задачи:
-Учить детей прогнозировать погоду, устанавливая взаимосвязи между живой и неживой природой.
-Учить детей фиксировать свои наблюдения с помощью знаков, символов в календарях погоды, тетрадях наблюдений и т. д.
-Развивать у детей навыки исследовательской деятельности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать выводы.
-Воспитывать интерес и потребность в общении с природой, любовь к родному краю.
Планируемые результаты освоения Программы :
Дети должны получить элементарные представления о погоде и значении ее в жизни человека, о профессии метеоролога;
Дети должны приобрести навыки использования приборов для наблюдения за погодой;
Иметь простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении ветра;
Знать приметы, пословицы, поговорки о погоде;
Определить новую проблему: «Какая погода ожидает нас в будущем?»
Методы работы и форма организации детей:
Систематические наблюдения в живой и неживой природе.
Проверка в практической деятельности народных примет (зарисовка и рифмовка примет).
Чтение природоведческой литературы.
Экспериментирование.
Труд в комнате природы и на метеоплощадке.
Экскурсии в различные биоценозы: на поляну, лес, водоём;
Целевые прогулки : в парк, сквер, улицу города;
Практическая и опытно-экспериментальная работа на метеостанции;
Организованная образовательная деятельность в уголке природы.
Домашние задания.
Используемый материал и оборудование:
- Лаборатория «Метеостанция»
Метеостанция располагается на открытом и типичном для окружающей местности участке. Она удалена от крупных предприятий и водных объектов, которые могут оказывать непосредственное влияние на показания приборов.
Наблюдение за ветром: Проводятся с анометра и ветряного рукава.
-Анометр.
-Ветряной рукав.
-Температура воздуха.
-Барометр.
-Наблюдение за осадками:
-Дождемер.
-Компас.
- Солнечные часы.
-Ловец облаков.
-Календарь наблюдений.
-Магнитная доска с магнитными знаками.
Организация и количество занятий:
Работа проводится в подготовительной группе 1 раз в неделю.
Основные наблюдения проводятся ежедневно, записи в дневнике и на магнитной доске ведутся ежедневно.
Куратор: Тюгаева О. Г.
Перспективный план работы.
Сентябрь.
I. «Что такое погода?».
Задачи: Объяснить детям, что такое погода, как она может изменяться и влиять на образ жизни людей и животных. Дать представление о понятии «климат». Обратить внимание как люди и животные приспосабливаются к жизни в зависимости от погоды и климата.
Формы работы и методические приемы: Совместная деятельность с детьми, беседа, дидактическая игра: «Что нам нужно одеть».
II. «Как заполнять календарь погоды».
Задачи: Познакомить детей с календарем погоды, условными обозначениями; учить рисовать значки; развивать интерес к наблюдениям за природой.
Формы работы и методические приемы: Совместная деятельность с детьми: «Как заполнять календарь погоды»; Дидактическая игра «Какая погода сейчас». Изучение схемы: «Положение солнца в разные времена года».
III. «Откуда мы узнаём о погоде».
Задачи: Познакомить детей с работой метеорологов (работой метеостанций, спутников). Видеоурок.
Формы работы и методические приемы: Организованная образовательная деятельность на тему: «Откуда дикторы радио и телевидения узнают о погоде». Логическая задача: «О чем говорят эти вещи»; Словесная игра: «Подбери слово, противоположное по смыслу».
IV. «Сентябрь – первый месяц осени».
Задачи: Познакомить детей с народным названием месяца, народными приметами («В лесу много рябины – осень будет дождливая, мало – сухая» и др.).
Формы работы и методические приемы: Организованная образовательная деятельность на тему «Сентябрь –златоцвет»; стихи: З. Федоровской «Сентябрь – первый месяц осени»чтение рассказа И. Соколова – Микитова «Лес осенью».
Развивающая среда, продукты детской деятельности: Выставка детских работ: «Рябиновые бусы» Муз. сопровождение: П. Чайковский «Осенняя песнь» (из цикла «Времена года»).
Октябрь.
I. «Как измерить температуру воздуха».
Задачи: Дать детям представление о температуре воздуха. Познакомить с термометром, его устройством и применением. Научить отсчитывать температуру воздуха по термометру и записывать ее в дневнике наблюдений.
Формы работы, методические приемы: Организованная образовательная деятельность «Как измерить температуру воздуха»;опыт с термометром; правила пользования термометром.
II. «О солнышке и дождике».
Задачи: Дать знания о дожде как о природном явлении. Познакомить с условиями дождя, его характером в зависимости от сезона. Показать принцип работы с дождемером.
Формы работы, методические приемы: Организованная образовательная деятельность на тему «Дождик, дождик, подожди»; сказка «О солнышке и дождике»; опыт «Пусть пойдет дождь»; подв. игра «Ходят капельки по кругу».
III. «Оборудование на метеостанции». Экскурсия.
Задачи: Познакомить с оборудованием метеостанции и его назначением (флюгер показывает направление ветра, ветряной рукав – силу ветра, осадкомер – количество осадков).
Формы работы, методические приемы: Совместная деятельность с детьми: знакомство с оборудованием метеостанции, простейшие опыты.
IV.«Октябрь – грязник, листопад».
Задачи: Познакомить детей с народным названием месяца, народными приметами («Гуси летят – зимушку на хвосте тащат», «Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы»).
Формы работы, методические приемы: Организованная образовательная деятельность на тему «Октябрь – грязник, листопад»; Логическая задача: «Книжка про осень»; дид. игры: «Когда это бывает?»; «Что сначала, что потом».
V. Рисование на тему «Унылая пора».
Задачи: Учить отражать в рисунке осенние явления природы.
Формы работы, методические приемы: Совместная деятельность с детьми:
Ноябрь.
I, II. «Ветер – это движение воздуха».
Задачи: Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов, в том числе и человека.
Формы работы, методические приемы: Организованная образовательная деятельность на тему «Ветер, ветер, ветерок»; загадки о ветре; стихи: А. Костецкий «Февраль», А. Барто «Эти капризы»; опыт «Ветер – это движение воздуха»; дид. игры: «Какой ветер?», «Как поет ветер?»; продуктивная деятельность: изготовление игрушек для игры с ветром.
III. «Ноябрь – ворота зимы, полузимник».
Задачи: Познакомить с народным названием месяца, приметами («Синица к избе-зима на дворе», «Появились поздней осенью комары – будет мягкая зима»).
Формы работы, методические приемы: Организованная образовательная деятельность на тему «Ноябрь – во-рота зимы, полузимник». Совместная деятельность с детьми: целевая прогулка на метеостанцию.
Задачи: Уточнить представления детей об осенних явлениях природы, последовательных изменениях в жизни растений, животных. Формировать умение пользоваться календарем погоды, рассказывать о явлениях природы по знакам и символам. Формировать умение анализировать, сравнивать: изменения в растительном и животном мире; как изменился световой день, как меняется покров земли.
Формы работы, методические приемы: Совместная деятельность с детьми: итоговое мероприятие на тему «Осень проходит»; работа с календарем погоды; кроссворд «Осень»; дид. игры «Что сначала, что потом», «Что нам нужно одеть?»; стихи: К. Бальмонт «К зиме».
Декабрь.
I. «Декабрь -студень».
Задачи: Познакомить с народным названием месяца, приметами («Солнце – на лето, зима – на мороз», «Снегирь поет зимой – к снегу, вьюге»). Изучить принцип работы со снегомером.
Формы работы, методические приемы: Организованная образовательная деятельность на тему «Декабрь – студень», видеоурок. Экскурсия на метеостанцию
II. «Пернатые синоптики».
Задачи: Познакомить детей, как по поведению птиц можно предсказывать погоду: перед морозом вороны и галки садятся на верхушки деревьев, на снег – к оттепели.
Формы работы, методические приемы: Организованная образовательная деятельность на тему «Пернатые синоптики».
III. «Снег и лед».
Задачи: Познакомить детей с такими явлениями как снег, лед, сосульки, морозные узоры,
град, иней. Объяснить, почему снежинка имеет шестиконечную форму.
Формы работы, методические приемы: Организованная образовательная деятельность на тему «Снег и лед». Практическая работа на метеостанции со снегомером.
«Снег и лед». Вырезание снежинок совместно с родителями (домашнее задание).
IV.«Стали звездочки кружиться».
Задачи: Дать представление о том, как образуется снег, показать зависимость формы, величины снежинок от температурных условий: в мороз – отдельные снежинки, в теплую погоду – хлопья, при ветре – в виде крупы.
Формы работы, методические приемы: Целевая прогулка на метеостанцию. Беседа о снеге, снежинках и льде. Рассматривание снежинок.
Январь.
I. «Январь – просинец».
Задачи: Познакомить детей с народным названием месяца, приметами («Растет день, растет и холод» и др.).
Формы работы, методические приемы: Организованная образовательная деятельность на тему «Январь – просинец»; заучивание стих. С. Маршака «Январь».
II. «Снежная шуба».
Задачи: Познакомить детей с зимними явлениями природы: снегопад, поземка, пороша, вьюга, иней; учить сравнивать эти явления, находить сходства и различия.
Формы работы, методические приемы: Организованная образовательная деятельность на тему «Снежная шуба»- объемная аппликация. Наблюдение за сугробами и снегопадом.
III.Развлечение «Времена года».
Задачи: Закреплять названия месяцев, времен года и их последовательность. Развивать внимательность, любознательность.
Формы работы, методические приемы: Совместная деятельность с детьми: итоговое мероприятие - Развлечение «Времена года»; дид. игра «Не зевай» (времена года, месяцы – называй).
Февраль.
I. «Февраль-бокогрей».
Задачи: Познакомить детей с народным названием месяца, приметами («У фев-
раля два друга – метель да вьюга», «В феврале зима с весной встречаются впервой»).
Формы работы, методические приемы: Организованная образовательная деятельность на тему «Февраль-бокогрей». Целевая прогулка на метеостанцию.
II. «Знать вчера недаром кошка умывала нос.»
Задачи: Продолжать знакомить детей с животными – синоптиками: собаки валяются в снегу – к метели; кошка в печурку, стужа – на двор. Совершенствовать работу с барометром.
Формы работы, методические приемы: Организованная образовательная деятельность на тему: «Знать вчера недаром кошка умывала нос.»; домашнее задание: наблюдение за поведением домашних животных, получить информацию по приметам от родителей.
III. «Вьюга снежная кружится».
Задачи: Создать приятную атмосферу, вызвать веселое настроение. В увлекательной форме раскрыть детям некоторые свойства природных объектов (настоящие снежинки летают на улице, а в комнате тают).
Формы работы, методические приемы: Опытно-экспериментальная работа со снегом.
IV. «Зима холодная уходит» .
Задачи: Уточнить представления детей о зимних явлениях природы, последовательных изменениях в жизни растений и животных. Продолжать учить пользоваться календарем погоды, рассказывать о явлениях зимы по знакам и символам.
Формы работы, методические приемы: Совместная деятельность с детьми: итоговое мероприятие на тему «Прошла зима холодная».
Март.
I. «Март - протальник».
Задачи: Познакомить детей с народным названием месяца, приметами («Грач на горе – весна на дворе», «Длинные сосульки к долгой весне».
Формы работы, методические приемы: Организованная образовательная деятельность на тему «Март - протальник». Наблюдение за сосульками.
II. «Погода и человек».
Задачи: Дать представления детям о том, как погода влияет на человека, его деятельность.
Формы работы, методические приемы: Организованная образовательная деятельность на тему «Погода и человек»; дидактическая игра «Что нам нужно одеть?». Беседа «Какие приборы помогают нам узнавать о погоде».
III. «Грач на горе – весна на дворе».
Задачи: Продолжать учить детей отображать в рисунке погодные явления, приметы. Знакомить детей с растениями, птицами животными – барометрами.
IV.«Природа дарит чудеса».
Задачи: Закреплять умение работать с календарем природы, фиксировать результаты наблюдений и впечатлений в рисунках. При выполнении задания договариваться между собой, работать в паре, развивать наблюдательность, любознательность.
Формы работы, методические приемы: Организованная образовательная деятельность на тему «Природа дарит чудеса», интерактивный урок в формате «смарт-ноутбук».
Апрель.
I. «Апрель-снегогон».
Задачи: Познакомить детей с народным названием месяца, приметами: «Апрельские ручьи землю будят», «Чайка прилетела – лед идет». Формировать знания о долготе дня.
Формы работы, методические приемы: практическая работа на метеостанции, организованная образовательная деятельность на тему «Апрель-снегогон». Беседа о прибавлении светового дня.
II, III. «Чудо рядом с тобой».
Задачи: Пробудить познавательный интерес; научить видеть необычное в привычном, вызвать чувство удивления и восхищения. Продолжать знакомство с растениями-барометрами. Совершенствовать навыки работы с приборами на метеостанции.
Формы работы, методические приемы: Организованная образовательная деятельность на тему «Чудо рядом с тобой». Опытно- экспериментальная работа на метеостанции, целевая прогулка, практическая работа.
IV. «Плывут по небу облака».
Задачи: Познакомить детей с облаками: перистые, кучевые, слоистые. Показать зависимость количества облаков от состояния погоды.
Формы работы, методические приемы: Организованная образовательная деятельность на тему «Плывут в небе облака». Дидактическая игра «На что похоже облако».
Май.
I. «Май – травень».
Задачи: Познакомить детей с народным названием месяца, приметами: «Май леса наряжает – лето в гости ожидает», «Когда цветет черемуха – живет холод».
Формы работы, методические приемы: Организованная образовательная деятельность на тему «Май – травень». Заучивание весенних закличек, пословиц о мае, песенок.
II. Экскурсия на метеостанцию.
Задачи: Продолжать знакомить с работой метеостанции, практическим применением терометра, барометра, флюгера, и другого оборудования. Закреплять умение вести дневник.
Формы работы, методические приемы: Опытно-экспеиментальная работа с детьми, с привлечением родителей.
III, IV. Итоговое мероприятие на тему «Весна – красна».
Задачи: Уточнить представления детей о весенних явлениях природы. Формировать представления о сезоне, о меняющихся условиях жизни для растений и животных. Продолжать учить рассказывать о явлениях природы по знакам и символам. Прививать любовь и бережное отношение к природе.
Формы работы, методические приемы: Совместная деятельность с детьми и родителями:
итоговое мероприятие на тему «Весна – красна». Развлечение.
Результативность работы на 2021-2022 год:
Диагностические исследования показали, что за время работы по программе «Юный метеоролог» у детей значительно повысился уровень развития познавательной сферы, улучшились практические навыки пользования метеорологическими приборами и навыки фиксации результатов наблюдений.
В начале учебного года 30% детей не знали метеоприборов, кроме термометра, и не умели ими пользоваться. В конце года учебного года ни один ребенок не показал суммарного низкого уровня знаний, умений и навыков. Мы считаем, что это произошло потому, что тема проекта оказалась интересна дошкольникам, особенно эксперименты и практические работы.
Значительно улучшились навыки работы с календарями наблюдений. Результаты стали заноситься в журнал и календарь с большим интересом, чем до проекта.
Дети с увлечением выполняли задания педагогов, отгадывали загадки, играли, учились пользоваться незнакомыми до тех пор метеорологическими приборами
Кроме этого, у некоторых детей во время реализации мероприятий проекта повысился уровень самооценки, они стали более уверены в своих действиях.
Во время экскурсий, наблюдений, экспериментов даже замкнутые дети проявляли большую активность и старались работать вместе с группой детей. Работой метеоплощадки заинтересовались не только дети, но и их родители. Они остались довольны, что их дети занимаются интересным делом.
Вывод
Запланированные мероприятия были выполнены. Особенно интересными для детей оказались экскурсии, эксперименты и практические работы на метеоплощадке.
Таким образом, по результатам проведенной работы можно сделать вывод, что наша гипотеза подтвердилась.
Действительно, различные формы проведения занятий по программе «Юный метеоролог» смогли сделать более интересными традиционные наблюдения за погодой.
Значительно вырос уровень знаний о метеорологических приборах и способах их использования для характеристики погоды нашей местности.
Получили развитие исследовательские умения детей, умение анализировать, обобщать.
В ходе игровых занятий, экспериментов и экскурсий дети приобретали ценный коммуникативный опыт, брали на себя роль взрослых, умных ученых, труд которых очень важен для других людей. Это способствовало, на наш взгляд, воспитанию гражданской позиции детей.
Все это свидетельствует о том, что работа, проводимая на метеостанции интересна детям и полезна для развития их интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сферы.
Список литературы
1. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. –М. : Айрис- пресс, 2008. -208 с.
2. Пенькова Л. С. Под парусом лето плывет по Земле (организация детских площадок в летний период) методическое пособие для работников дошкольных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей. –М. :ЛИНКА- ПРЕСС, 2006.- 288с.
3. Справочник СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ дошкольного учреждения. №5 май/2008 – 61 с.
4. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. //Управление дошкольным образовательным учреждением.
5. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир //Программа и методические рекомендации. М. : Мозаика-Синтез, 2010.
6. Зюзгина Л. А. Приобщаем ребенка к природе // Управление ДОУ. 2010.
7. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие DOCX. М. : ТЦ Сфера, 2009. - 56 с.
8. Маханева М. Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2010.
9. Марудова. Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. СПб. : Детство-пресс, 2010.
10. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников.
11. – М. : Мозаика-Синтез, 2011.
12. Николаева С. Н. Роль педагогических технологий в формировании экологической культуры детей и взрослых // Дошкольное воспитание. 2000.
13. Роговая Е. П., Хорхордина Т. В. Метеоплощадка в детском саду. //Режим доступа //https://davaiknam.ru/text/meteoploshadka-v-detskom-sadu