Юлия Илларионова
Программа экологического воспитания «Разноцветие»
▼ Скачать + Заказать документы
Обоснование направления.
Проблема экологического воспитания детей относится к числу коренных проблем теорий воспитании и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, эта проблема приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое воспитание детей играет очень важную роль в развитии гармоничной личности, дети должны уметь отличать живую природу от неживой.
Публикация «Программа экологического воспитания „Разноцветие“» размещена в разделах
Главной задачей нашего времени станет даже не изучение природы как таковой, а ее сохранение, необходимо дать детям представления о растениях и животных, занесенных в Красную книгу. Человек должен поменять устоявшуюся точку зрения на свое место в этом мире, «Ребенок и природа» должна смениться на более разумную: «Ребенок в природе».
Под экологическим воспитанием детей мы понимаем, прежде всего, воспитание человечности, т. е. доброты, ответственности отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом. Экологическое воспитание должно учить детей, понимать и себя, и все, что происходит вокруг, а также формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами
Нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и правильной для детей.
Ребенок, познавший и полюбивший природу, не будет безумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Цели и задачи.
Цель: учить охранять, заботиться и любить природу. Развивать чуткое отношение ко всему живому, желание прийти на помощь. Воспитывать эстетический вкус.
Задачи: 1) дать элементарные знания о том, что такое экология;
2) дать знания о дарах природы:
- о съедобных и несъедобных грибах, формировать умение ориентироваться в их нахождении, учить различат их.
- лекарственных и ядовитых травах, учить находить их в природе.
- диких и культурных растений;
3)учить детей отличать живую и неживую природу, проводить исследовательскую работу. Ставить опыты. Воспитывать интерес к природным явлениям, умение объяснить их;
4)развивать познавательный интерес к миру природы, желания общаться с ней;
5) уточнить и закрепить представление о птицах и животных: внешний вид, окрас, образ жизни;
6)формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями;
7)вырабатывать у детей навыки грамотного и безопасного поведения в природе и быту, навыки практического участия в природоохранной деятельности.
Содержание работы по экологическому воспитанию.
В основе содержания лежит знакомство детей с различными явлениями из жизни растений и животных, особенности строения и жизненных функций, связи живых существ со средой обитания, их неповторимость; знания о росте, развитии, размножении знакомых детям растений, животных.
На основе данного направления у детей расширяются представления о человеке, как о живом существе, о его здоровье, о том, что он является частью природы. Направление предусматривает не только экологические представления, но и предполагает развитие познавательных, речевых умений, трудовые навыки, а также развитие самостоятельности детей.
Пути реализации.
Важнейшим условием для реализации должно быть, прежде всего, осведомление воспитателя и развитое экологическое сознание, готовность к содержательному общению с детьми по вопросам жизни природных объектов.
1)Дидактические игры, занятия, беседы.
2)Экскурсии, целевые прогулки : развивать наблюдательность, желание замечать необычное.
3) Коллективный труд: знакомство детей с орудиями труда, развивать общение друг с другом, желание добросовестно трудиться, доводить начатое до конца.
4)Изготовление икебаны, составление поделок из природного материала, букетов из трав и листьев, картин. Развивать эстетический вкус, воспитывать сплоченность детей.
5) Индивидуальная работа: с помощью дидактических игр закреплять все, что выучили ранее ( Например: классификация диких и домашних животных, названия овощных культур, зоологическое лото.
6) Исследовательская и опытническая работа: сравниваем дерево по сезонам, анализируем, что с ним происходит, ведем ряд наблюдений за почвой, воздухом, водой и проводим опыты.
7) Чтение художественной литературы о природе: рассматривание картин, изучение стихов, песен, примет.
8) Игры: развитию эмоциональность перевоплощения в животных, имитации голосов, повадок.
Работа предполагает совместную творческую деятельность детей и взрослых, в результате которой приобретается широкий кругозор, нравственное начало в отношении к окружающему миру.
Все это дополняет знания детей, обогащает их представление о красоте природы, учит их быть эмоциональными, воспитывает эстетический вкус.
Ожидаемые результаты.
Итогами проведенной работы должны являться следующие результаты:
1)Устойчивый интерес у ребенка к природе, желание общаться с ней, творческое самовыражение детей в различных видах художественной деятельности.
2)Дети должны овладеть знаниями об окружающем мире, иметь представления о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, их широте и многообразии.
3)Развитие экологической культуры детей и подростков.
4)Улучшение физического и психологического состояния ребенка.
5)Приобретение навыков общения в коллективе.
6)Вырабатывать у детей дополнительные черты характера.
Перспективный план работы по экологическому воспитанию.
Январь
1. Занятие «Зимующие птицы».
2. Беседа «Вода и ее превращения».
3. Д/и «Вершки-корешки».
4. Опыт «Изготовления цветочных льдинок».
Февраль
1. Занятие «Растения в уголке природы».
2. Беседа «Прошла зима холодная».
3. Д/и «Цепочка» «Рыбы-птицы-звери».
4. Посадка лука, наблюдения за ним.
Март
1. Занятие «Зеленая служба Айболита».
2. Беседа «Растения - лекари».
3. Д/и «Назови одним словом».
4. Развлечение «Весна - красна».
Апрель
1. Занятие «Экологическая пирамида».
2. Беседа «Как узнать растения».
3. Д/и лото «Цветы», «Летает, плавает, бегает».
4. Наблюдение за набуханием почек на деревьях.
Май
1. Занятие «Птицы весной».
2. Беседа «Насекомые».
3. Д/и «Что сажают в огороде», «Съедобное – несъедобное».
5. Экскурсия в весенний лес.
Июнь
1. Занятие «Зеленая аптека» (о лекарственных травах).
2. Беседа «Ядовитые и лекарственные растения».
3. Д/и «Что, где растет», «Найди листок как на дереве».
4. Опыты с почвой.
Июль
1. Занятие «Знакомство с грибами».
2. Беседа «Съедобные – несъедобные грибы».
3. Коллективная работа «Спасем планету цветами».(с родителями)
4. Д/и «Мир вокруг нас», «Зачеркни ядовитый гриб».
Август
1. Занятие «Лес – природное сообщество».
2. Познавательная игра «Знай свой лес».
3. Брей - ринг «Знаешь ль ты животных».
4. Д/и «Овощи-фрукты», «Отгадай, что за растение».
Сентябрь
1. Занятие «Живая и не живая природа».
2. Беседа «Муравьи – санитары леса».
3. Д/и «Хорошо - плохо», «Кто, где живет».
4. Экскурсия в осенний лес. (с родителями)
Октябрь
1. Занятие «Человек - как часть природы».
2. Беседа «Осень золотая».
3. Наблюдение за листопадом.
4. Экологические сказки.
Ноябрь
1. Занятие «Птицы осенью».
2. Беседа об обитателях аквариума.
3. Д/и «Бывает, не бывает», «Кто, чем питается».
4. Изготовление и развешивание кормушек для зимующих птиц.
Декабрь
1. Занятие «Как лесные звери проводят зиму» .
2. Беседа «Зимушка-зима».
3. Аппликация «Снеговик».
4. Д/и «Волшебные звуки».