Лариса Каткова
Дошкольный возраст-фундамент экологического воспитания.
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие человека с природой актуальная проблема современности. Одним из важнейших условием сохранения природы является просвещение человечества в вопросе экологии, особенно молодого подрастающего поколения. Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст. У детей формируется эмоционально-положительное отношение ко всему,что их окружает в природе.
Публикация «Дошкольный возраст-фундамент экологического воспитания,» размещена в разделах
Существование целого ряда экологических проблем в нашей стране диктует необходимость проведения работы по экологическому образованию с детьми старшего дошкольного возраста. Ведь именно этот возраст является одним из важнейших этапов формирования личности, ее ценностной ориентации в окружающем мире, в этот период закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям [4, стр. 54].
Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста, предполагает использование разнообразных методов. Дети с интересом занимаются опытнической деятельностью. Опыт способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развитию наблюдательности, мыслительной деятельности.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Одной из перспективных технологий, способствующих решению этой проблемы, является «метод проектов». «Проект» от лат. «projectus», что означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза» [1, стр. 8]. Проект создает то, чего еще нет; он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению. От педагогов проектирование требует поиска инновационных средств, методов и приемов, предполагает наличие деятельностно - процессуального подхода к реализации проектов. Участники проекта получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру [3, стр. 29].
Желание исследовать и экспериментировать в окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста - это сотрудничество и сотворчество воспитателей, детей и родителей. Совместная проектная деятельность помогает родителям освоить некоторые педагогические приемы, так необходимые в семейном воспитании, объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами.
Тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно.
В работе со старшими дошкольниками выделяют следующие этапы проекта:
1. Подготовительный – постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с педагогами и дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов. Не следует ставить перед детьми слишком отдаленные задачи, предлагать далекие перспективы, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности.
2. Собственно исследовательский – поиск ответов на поставленные вопросы.
3. Заключительный – обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций для практических работников [2, стр. 32].
Последний этап проекта - защита своего проекта. На это мероприятие можно пригласить педагогов, родителей. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.
Не стоит забывать и о том, что начиная работу над экологическим проектом, желательно обогатить предметную эколого-развивающую среду в группе. В каждой группе создан уголок природы, содержащий зону цветов, с необходимыми видами комнатных растений. Необходимо разнообразить мини-лабораторию, способствующую развитию у детей познавательной активности, библиотеку с книгами для расширения экологических знаний и кругозора дошкольника; игры экологического характера, позволяющие закрепить знания детей по экологическому образованию и многое другое [5, стр. 16].
Метод проектов является хорошим подспорьем для полноценного экологического воспитания дошкольников. И так как в современном мире экологические проблемы приобрели первостепенное значение, первостепенное значение должно отводиться экологическому образованию и воспитанию подрастающего поколения, формированию у него экологической культуры.
Список использованной литературы:
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М. : Мозаика-Синтез, 2008.
2. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М. : Айрис-пресс, 2008.
3. Киселева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М. : АРКТИ, 2006.
4. Николаева С. Н., Программа экологического воспитания дошкольников, Москва, 1993г.
5. Николаева, С. Н., Создание условий для экологического воспитания детей : методические рекомендации для дошкольных учреждений/ Москва, Новая школа, 1993.