Ирина Пруцких
Педагогические условия нравственно-экологического воспитания в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание в качестве неотъемлемой части содержания современного образования всех уровней, в том числе и дошкольного образования, сформировалось в последние десятилетия прошлого века как реакция на резко ухудшающиеся условия жизни человека (загрязнения окружающей среды, интенсивное использование природных ресурсов, техническое развитие, социально-экономические факторы, усугубляющие процесс отчуждения человека от природы).
Публикация «Педагогические условия нравственно-экологического воспитания в ДОО» размещена в разделах
Именно поэтому одним из актуальных вопросов современного общества является проблема формирования экологической культуры человека.
Формирование экологической культуры – это экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе. Экологически культурная личность при познании природы и общении с ней через свои чувства (восхищение, радость, удивление, умиление, гнев, возмущение, сострадание и др.) переживает свое отношение к ней и стремится сохранить дикую природу, проявляя тем самым любовь к миру природы. Воспитание экологической культуры проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Отсюда вытекает цель экологического образования в ДОУ – становление начал экологической культуры у детей, и развитие экологического сознания, мышления, культуры у взрослых (воспитателей, родителей, их воспитывающих.
Экологическое развитие становится приоритетным направлением нынешнего этапа образования. Проблемы экологии нашли отражение в законе «Об образовании», в соответствии с которым одна из целей воспитания подрастающего поколения определена как формирование у обучающихся современного уровня знаний и картины мира.
В педагогической науке и практике достаточно полно разработаны основные идеи воспитания в области экологии окружающей среды. Этим занимались: Д. И. Зверев, С. М. Глазачев, В. А. Ясвин, А. И. Захлебный, С. Д. Дерябко, И. Т. Суравегина, Н. М. Мамедов и другие. Разработаны и внедрены в практику теоретические положения об организации экологического образования и воспитания в ДОО : Н. Н. Кондратьева, И. Г. Белавина, Н. П. Вересова, Н. П. Рыжова, Л. М. Мальцева, С. Н. Николаева и др.
Постановка проблемы: Ограниченные возможности у современных детей для общения с природой;
- Изучение окружающего мира в данное время происходит преимущественно по картинкам и фотографиям;
- Недостаточная сформированность экологической воспитанности у детей и родителей.
Цель: Формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявить заботу о сохранении природы
Задачи: Совершенствовать умения и навыки наблюдения за живыми и неживыми объектами природы.
- Развить познавательную активность в процессе исследовательско-экспериментальной и трудовой деятельности.
- Воспитать любовь и бережное, разумное отношение к окружающей природе своего края.
- Формировать навыки безопасного поведения в природе.
Сроки реализации: 3-4 года.
Ожидаемый результат: повышение уровня знаний по экологии у детей, умение обобщать собственный опыт исследовательской работы; совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по данной теме; воспитание в детях бережного отношения к природе посредством правил безопасного поведения в природе.
Этапы реализации: подготовительный – подбор и анализ методической литературы;
-проведение диагностики с детьми и анкетирование родителей;
-составление перспективного плана воспитательно-образовательной работы с детьми;
-создание экологической среды в группе
Основной этап – реализация перспективного плана, проведение непосредственно-образовательной деятельности с детьми.
Заключительный этап – повторная диагностика, обобщение опыта, подведение итогов.
В начале работы была проведена диагностика экологической воспитанности детей, которая включала в себя изучение характера отношения дошкольников к природе, особенности экологических компетенций и умений осуществления их деятельности с природными объектами. Подобное диагностирование позволило выявить наиболее важные направления в работе по экологическому образованию и воспитанию детей и дифференцированно её выстроить.
Например, детям было предложено в игровой форме ответить на вопросы: Какая сегодня погода? Как меняется погода летом (зимой, весной, осенью? Каких ты знаешь зимующих птиц? Как нужно помогать птицам зимой? Какие комнатные растения ты знаешь? Что нужно растениям, чтобы они хорошо себя чувствовали? и другие.
Таким образом, с помощью педагогической диагностики, мы определили отношение у обучающихся к объектам живой и неживой природы. Оказалось, что у 70% обучающихся отношение к объектам природы неустойчиво, у 19% обучающихся - эпизодически проявляют интерес к красоте объектов, удивление и радость, и лишь 11% - охотно принимают участие в уходе и наблюдениях за неживой природой, растениями и животными, проявляет интерес и радость при встрече с природными объектами.
Среди родителей также было проведено анкетирование с целью выявления отношения к вопросам экологического образования дошкольников в ДОО и его осуществления в семье. Были предложены следующие вопросы: Как Вы понимаете, что такое экология, что она изучает, чем занимается? Есть ли у вас дома животные? Комнатные растения? Кто за ними ухаживает? Что делает при этом ребёнок (кормит, поливает, играет или ничего не делает? Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц? и т. п. По результатам анкетирования стало очевидным, что уровень нравственно-экологической воспитанности у родителей средний. Они любуются природой, но все-таки разводят костры, ломают ветки на шалаш, позволяют себе рвать цветы и т. д.
Также на этом этапе был составлен план «Дорожная карта» на 4 года, пополнена материально-техническая среда настольными играми: «Зоологическое лото», «Живая и неживая природа», «Лето в деревне», «Кто где живет?», «Мир животных» и другие. ; художественной литературой о природе, природным материалом (шишки, семена растений, веточки, кора деревьев, мох) для продуктивной деятельности.
Так, в младшей группе, у детей формируются знания, умения, целостных ориентаций, элементарных знаний о комнатных растениях, животных, насекомых; они учатся выполнять посильные действия вместе со взрослыми по уходу за растениями, животными; учатся бережному отношению к природе в естественной среде; переживание радости, любопытства, удовольствия, сочувствия при встрече с животными, растениями.
В средней группе устанавливают простейшие связи между явлениями природы; оказывают посильную помощь взрослым по уходу за растениями и животными.
В старшей группе ребёнок имеет представление о природе родного края, растениях леса, луга, огорода, домашних и диких животных; понимает роль человека в сохранении и нарушении экосистемы; осваивает правила поведения в ней; оказывает посильную помощь взрослым по уходу за растениями и животными; умеет формировать выводы, делать маленькие открытия, проявлять гуманное отношение к растениям и животным родного края, заботиться о них, любоваться ими.
В подготовительной группе – у детей формируются обобщенные представления о растениях и животных, их приспособленности к среде обитания, росте и размножении живых существ, их сообществах; учатся использовать наблюдения как способ познания, осваивать элементарную поисковую деятельность, оказывать помощь взрослым по уходу за растениями и животными, проявлять нетерпимость к бессмысленной порче растений и животных, показывать навыки правильного поведения в природе.
В работе с детьми использовались следующие методы и приемы:
НОД, наблюдения, труд в природе, экспериментальная деятельность, выставки, дидактические, подвижные игры, экологические акции.
Утром, приходя в детский сад, дети наблюдали за комнатными растениями в уголке природы, отмечали состояние почвы: нуждается ли растение в поливе. Им предлагалось ответить на вопрос о состоянии погоды. Начиная со старшей группы дети уже отмечали погоду в календаре природы самостоятельно. Для развития любознательности детям предлагались интересные факты прошлых лет о природе, народные приметы, пословицы, поговорки, загадки.
Один раз в неделю с детьми проводились занятия по ознакомлению с окружающим миром природы. Тематика занятий была разнообразной: «Дикие и домашние животные, и их детеныши», «Зимующие птицы», «Перелетные птицы», «Охрана природы», «Земля – наш общий дом», «Песок и вода» и другие. Все занятия проводились в игровой форме.
Вся образовательная деятельность была направлена на изучаемую тему, которая длится одну неделю. На занятиях дети получали компетенции о разнообразных и достаточно сложных экологических связях, существующих в природе, систематизировались знания о природных объектах.
Занятия проводились с привлечением сказочных персонажей. Например, занятие по теме: «Лес» - проводит сказочный Лесовичок, по теме: «Дикие животные» - Зайчик или Белочка и т. п. Умелая подача произведений детской художественной литературы, разработка экологического содержания для традиционных игр, составление сказок, рассказов, наблюдение в природе и в живых уголках – все эти формы позволяют познакомить детей со многими экологическими закономерностями. Часто на занятиях и в течение дня детям читались художественные произведения о природе следующих писателей: А. С. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова, Б. Захондера и др. После чтения с детьми проводились беседы, задавались вопросы по содержанию. Очень важно было донести до детей смысл произведений.
Закрепление знаний проходило через продуктивную деятельность (лепка, аппликация, рисование, работа с природным материалом).
В свободной деятельности дети играли в дидактические игры, и они включались в занятия, прогулки, экспериментальную деятельность. Очень эффективны игры с различными природными материалами (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды, которые максимально приближали детей к природе, и всегда вызывали живой интерес и активное желание играть. Например: «С какого дерева лист», «Детки с ветки», «Угадай, что съел?», «Чудесный мешочек», «Что где растет?», «Узнай и назови», «Огонь, вода, земля, воздух» и т. д. Играя, дети лучше усваивали знания об объектах и явлениях природы, учились устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнавали о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе.
На прогулке организовывались с детьми игры с природным материалом (песок, вода, листья, плоды, снег, лед, в процессе которых они знакомились со свойствами различных природных материалов. Особую радость и интерес вызывали у детей подвижные игры, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни: «Мыши и кот», «Лягушата и цапля», «Караси и щука», в некоторых играх отражаются явления неживой природы: «Солнышко и дождик», «Весёлый ветерок», «Капельки». Любили играть с игрушками, приводимыми в движение ветром: «Султанчики», «Разноцветные ленточки». Через игры дети определили силу и направление ветра.
Получаемая в игре радость способствует углублению у детей интереса к природе и развитию физических качеств.
Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями природы проводились опыты. Дети, прирожденные исследователи, проявляют любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. В процессе опытно-исследовательской деятельности дети находили ответы на вопросы: «Как увидеть воздух», «Чем отличается лед от снега») и многое другое. В группе был оформлен уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития. В процессе работы в уголке природы у детей формировалось бережное, заботливое отношение к живой природе. Ухаживая за растениями дети получали представление об объектах труда, свойствах, качествах растений, их строении, потребностях, основных стадиях развития, способах выращивания, сезонных изменениях в жизни растений. Так же имеется природный материал, наглядные пособия, дидактические игры, загадки о растениях и животных, художественное слово, календарь природы. Дети фиксируют погоду и состояние природы в дневнике наблюдений.
Большое внимание уделялось работе с родителями. В работе с родителями использовались, как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные ( экологические акции: «Цветники на участках детского сада», «Птичья столовая», «Сохраним елочку-красавицу наших лесов»; выставки поделок из природного материала, творческие ярмарки, развлечение); создан фотоальбом «Природа Адыгеи».
На заключительном этапе работы была проведена повторная диагностика обучающихся. Количество обучающихся с низким уровнем не было выявлено. Увеличилось количество обучающихся с высоким уровнем (96%) и снизился показатель со средним уровнем (4%).
Итоги диагностики позволили констатировать следующие результаты:
заметно изменилось отношение детей к природным объектам, они осознавали свою роль в окружающем мире, последовательность своих действий на природе, имели представления о некоторых законах природы.
Результаты повторного анкетирования родителей показали, что они видят эффективность экологического образования и воспитания детей, задумались над уровнем своей личной экологической культуры, над своими семейными ценностями, которые они закладывают в ребёнке, а главное почувствовали необходимость в оказании помощи и содействия в работе по экологическому воспитанию их детей.
В дальнейшей перспективе в работе с детьми в рамках экологического образования планируется разработать проект для детей дошкольного возраста, целью которого является изучение флоры и фауны Адыгеи.
Список литературы:
1. Вераксы Н. Е., Вераксы А. Н. Проектная деятельность дошкольников.
2. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М. : Мозаика-Синтез, 2008
3. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. -сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. Волгоград,2008
4. Петренко Т. «Полянка». Майкоп. ИП. Агонян, 2010.