Тамара Крель
Программа воспитательной работы по социализации личности в 1 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Программа воспитательной работы по социализации личности в 1 классе
Казенное общеобразовательное учреждение Омской области
«Исилькульская адаптивная школа – интернат»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор КОУ
«Исилькульская школа-интернат»
Е. Е. Маштакова
Приказ №
«___»___2020г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
для работы с учащимися 1 «А» класса
Темочки:
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
на 2020-2021 учебный год
Составитель: воспитатель
Крель Т. Б. ___
Рабочая программа рассмотрена
на заседании МО воспитателей
«__»___2020г., протокол №__
Руководитель МО воспитателей
Н. А. Гетц___
Согласовано: Зам. директора
Куливец О. В___
2020г.
I. Пояснительная записка
Программа определяет содержание коррекционно-воспитательной работы по социализации личности младшего школьника в 1 классе.
Программа составлена в соответствии с:
Федеральным Законом от 29.12.12г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки РФ №1599 от 19.12.2015г.);
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (проект);
Положением о порядке разработки и утверждения рабочих программ в КОУ «Исилькульская школа-интернат»;
В программе представлены материалы, освещающие систему работы воспитателя, направленную на формирование личности учащегося с легкой степенью умственной отсталости, с позиции учета особенностей его развития, ведущих видов деятельности и основных мотивов.
Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития воспитанников, уровня их знаний и умений. Материалы расположены по принципу усложнения и увеличения объема сведений. В программе определены базовые направления воспитательной работы, обеспечивающие целостность, всесторонность и гармоничность развития личности младшего школьника. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировать, расширять, обогащать необходимые знания, умения и навыки детей с нарушением интеллекта ориентировки в окружающем мире, усвоении морально-этических норм поведения, выработки навыков общения, формировании представлений о здоровом образе жизни.
Цель программы : создание образовательно-воспитательных условий способствующих успешной социализации младших школьников с легкой степенью умственной отсталости, их духовному, нравственному, физическому развитию.
Данная программа осуществляется посредством включения детей в различные виды деятельности : игровую, учебно-познавательную, коллективно-творческую. Формы проведения мероприятий по данной программе могут быть разнообразными: комплексные (интегрированные) занятия, беседы, рассказы, экскурсии, праздники, конкурсы, игры-путешествия, сюжетно-ролевые игры, чтение и обсуждение, представления.
Программа осуществляется через реализацию следующих приоритетных направлений: экологическое, личностное (социальное) развитие, охрана здоровья и творческое развитие, общешкольные мероприятия, детский час. В течение года будут воспитываться личностные качества : усидчивость, вежливость, доброта, милосердие.
II. Тематический план
В рабочей программе 5 разделов : экологическое развитие, социальное развитие, охрана здоровья и жизнедеятельности, творческое развитие, детский час. Программа рассчитана на 1 год обучения.
№
п/п
Разделы Часы
1. Экологическое развитие 28ч
2. Социальное развитие 32ч
3. Охрана здоровья и жизнедеятельности 33ч
4. Творческое развитие 33ч
5. Общешкольные праздники, детский час 32ч
6. Итог. 158ч
II. Содержание программы.
Экологическое развитие.
На занятиях по данному направлению создаются условия для формирования осознанного отношения детей к природе, экологической культуры, любви к природе родного края; развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса, эмоционально доброжелательного отношения к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства; воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
Личностное (социальное) развитие.
Занятия данного цикла направлены на изучение духовно-нравственных ориентиров; развитие коммуникативной, социокультурной компетенции; повышение уровня воспитанности учащихся; развитие умений и навыков социального общения; воспитание культуры поведения, культуры общения; учащихся в коллективе; формирование социальной активности личности учащихся; формирование представления о базовых национальных российских ценностях; воспитание уважения к людям разных возрастов.
Охрана здоровья и жизнедеятельности.
На занятиях по данному направлению создаются условия для воспитания ценностного отношения к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей, других членов своей семьи и сверстников. Блок «Охрана здоровья и жизнедеятельности обучающихся (воспитанников) включает:
- спортивно-оздоровительную деятельность;
- просветительскую работа по формированию ЗОЖ, соблюдение личной гигиены и сохранению своего здоровья. Блок ориентирует на последовательное решение основных задач: охрану жизни, здоровья и безопасности детей; укрепление здоровья и повышение работоспособности воспитанников; воспитание потребностей в физических занятиях и привычки к здоровому образу жизни.
Творческое развитие.
Блок программы воспитательной работы «Творческое развитие» включает развитие основ творческого мышления и воображения на занятиях изо деятельности и творческого развития, эстетического воспитания. Творческое развитие направлено на воспитание, способности воспринимать, ценить прекрасное в жизни, развитие творческих способностей воспитанников, формирование художественного вкуса, развитие интереса к творчеству.
Программой предусмотрены различные виды предметно-практической деятельности, использование различных материалов :
• Конструирование из бумаги и картона;
• Работа с природным материалом;
• Работа с бросовым материалом
• Лепка из пластилина;
IV. Результаты освоения программы
Компетенции, связанные с взаимодействием человека и социальной сферы, человека и окружающего мира.
Частично сформированы основы этических норм поведения и общения, правила поведения в школе; режим дня; правила дежурства в спальне, классу; знают о жизни классного коллектива и школьном объединении; понятия «хорошо» и «плохо», «добро» и «зло».
Выполняют правила поведения в школе, режимные моменты; простые правила дежурства по спальне, классу; соблюдают культуру поведения в классе и в школе; умеют отличать хорошие поступки от плохих; называют свой адрес; находят признаки сходства и различия домашних птиц; выполняют экологические правила; вступают в контакт с окружающими (взрослыми и сверстниками); знают и умеют применить элементарные правила поведения в различных ситуациях (в школе, в транспорте, в общественных местах).
Компетенции, связанные с физическим развитием и укреплением здоровья.
Учащиеся начинают следить за своим состоянием здоровья, выполняют навыки личной гигиены, знают правила поведения на уроке (клубном часе, знают элементарные правила личной безопасности, правила дорожного движения, сигналы светофора; правила поведения в общественных местах, транспорте, природе; виды одежды и обуви по сезону.
Умеют совершать утренний и вечерний туалет в определенной последовательности; умеют пользоваться предметами личной гигиены (зубная паста, мыло, расческа); применяют правила поведения в общественных местах, транспорте, природе; подбирает одежду, головные уборы и обувь по сезону и в соответствии с погодными условиями.
Компетенции, связанные с экологией.
Учащиеся получают элементарные знания об экологических законах в природе, экологической безопасности. Осознают универсальную ценность природы, соблюдают правила поведения и деятельности в природе, оценивают и предупреждают потенциальные последствия своих поступков.
Компетенции, связанные с трудовой деятельностью.
Учащиеся начинают понимать, что такое работа и зачем люди работают, что такое отдых, зачем он нужен, и как можно отдыхать; продолжают учиться чистить зубы, причесываться, умываться, пользоваться туалетом; проводят элементарный уход за одеждой и обувью; содержат спальню, свое рабочее место, шкаф в аккуратном состоянии; владеют элементарными навыками уборки; развивают первоначальные навыки по изготовлению изделий из различных материалов; понимают и применяют правила техники безопасности.
V. Учебно-методическое обеспечение
1. Азарова Ю. П. Искусство воспитывать. - М. ,1987.
2. Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов о экологии. - Ярославль: Академия развития, 1998.
3. Богусловская Н. Е., Купикова Н. А. Веселый этикет. - Екатеринбург, АРДЛТД, 1989.
4. Возрастная психология. Л. Ф. Обухова. - Москва, высшее образование, МГППУ,2006.
5. Гульянц Э. К. Учите детей мастерить. - М. : Просвещение 1997.
6. Обучение и воспитание во вспомогательной школе. Под ред.
В. В. Воронковой М: Просвещение, 1984
7. Крипкова А. Г. возрастная физиология и школьная гигиена. А. Г. Крипкова, М. : Просвещение, 1996.
8. Матвеева Е. А. рабочая программа воспитателя 1-4 классы. Волгоград.
9. Смирнов, Н. К. Здоровье сберегающие образовательные технологии в современной школе Н. К. Смирнов. – М. : 2002.
10. Система воспитательной работы по социализации личности в специальной (Коррекционной) школе – интернат. Омск-2007.
11. Тематическое планирование уроков ручного труда в 1-3 классах
12. Матвеева Е. М. Справочник воспитателя (классного руководителя). Волгоград.
Литература для учащихся
1. К. Чуковский. «Сказки». Москва «Махаон» 2012.
2. «Сказка за сказкой». Коллекция любимых сказок «Алтей» 2014
3. Агния Барто «Я расту» Москва. ОНИКС 2012.
4. Волшебный мир. Ладушки потешки. Издательский дом «Проф-Пресс». Ростов-на-дону. 2011.
5. Г. Остер. Загадочные истории. «Планета детства». ООО «Изд. АСТ»2010.
6. С. Михалков «Любимые стихи». «Планета детства» 2011
7. «Веселый колобок» детский журнал.
8. Сказка со всего света. Москва «РОСМЭН» 2012
VI. Материально-технические средства для реализации программы
предлагает использование демонстрационных и печатных пособий, технических средств обучение для создания материально-технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания младших школьников с легкой степенью умственной отсталостью:
Демонстрационные и печатные пособия:
-магнитная доска;
-наборное полотно;
-разрезные карточки: Мир животных; Мир человека; Мир растений;
-Демонстрационные карточки: Животные, Птицы, Птицы домашние, Овощи, Насекомые, Ягоды, Фрукты, Цветы;
-настольные развивающие игры («Цифры», «Цветы»);
-иллюстрации к русским народным сказкам;
-наглядно-иллюстративный материал: плакаты, таблицы, книги и др. наглядные пособия
-демонстрационные пособия для уточнения представлений о цвете, размере, величине, масса предметов; о количественных, о пространственных и временных представлениях;
- материалы для проведения клубных часов по трудовому обучению (пластилин, картон, карандаши, цветная бумага, краски, шаблоны и др.)
Технические средства обучения
-персональный ноутбук;
-многофункциональное устройство;
-интерактивная доска;
-документ-камера;
-мультимедийные (цифровые) презентации по темам занятий, физминутки, разминки для глаз.