Пархоменко
Программа внеурочной деятельности «Дорожная азбука»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа внеурочной деятельности
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 37
города Краснодара
П Р О Г Р А М М А
В Н Е У Р О Ч Н О Й Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т И
«ДОРОЖНАЯ АЗБУКА»
Направление внеурочной деятельности : СОЦИАЛЬНОЕ
Программу составила :
учитель начальных классов
Пархоменко И. В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Публикация «Программа внеурочной деятельности „Дорожная азбука“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- ПДД в школе. Внеклассные мероприятия для 1-7 классов
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Мы живем в городе, где из года в год стремительно растет число транспорта. Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть дети. Главная причина здесь в том, что у детей двойственное отношение к автомобилю. С одной стороны, они боятся этих громадных рычащих машин, проносящихся на большой скорости мимо них, с другой- они лишены страха и готовы перебежать перед машиной дорогу, не понимая, что водитель остановиться или свернуть в сторону просто не в состоянии. За каждой из дорожных трагедий — судьба ребенка и горе родителей. И поэтому нельзя оставаться равнодушным, когда речь идет о безопасности детей.
Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми.
Программа «Дорожная азбука» составлена для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали историю возникновения правил дорожного движения, смогли ориентироваться
в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания. Программа учитывает требования регионального стандарта, рекомендации работников ГИБДД, интересы детей, возрастные особенности.
Ребенок- это тот живой «материал», на основе которого можно сформировать новый тип участника дорожного движения, в основе которого лежит дисциплина и ответственность. Эта программу можно использовать для учащихся начальных классов, начиная с первого класса.
Данная программа- это нетрадиционный подход в обучении младших школьников правилам дорожного движения. Она предусматривает систематическую работу в трех направлениях: знакомство с правилами дорожного движения, развитие практических навыков и применение их в реальной жизни.
З А Д А Ч И :
1. Знакомство с историей правил дорожного движения.
2. Развитие дорожной грамотности детей.
3. Совершенствование навыков ориентировки на дороге.
4. Формирование мотивационно-поведенческой культуры ребенка в условиях общения с дорогой.
5. Повышение ответственности детей за свое поведение на дорогах.
К концу изучения дети должны:
Знать:
1. историю возникновения ПДД;
2. дорожные знаки;
3. сигналы светофора;
4. правила движения по дороге.
5. виды транспорта.
6. Причины ДТП.
7. Правила движения на велосипеде.
Уметь:
1. Ориентироваться в дорожных ситуациях;
2. оценивать свое поведение на дороге;
3. объяснять товарищу правила поведения на дороге.
Программа рассчитана на 4 года. В 1 классе — 33 часа. 2-4 классы — по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут (для 1 класса, по 45 минут во 2-4 классах.
Так как программа будет реализована в дистанционном формате, она рассчитана на проведение в летний период с 01.06. по 30.06.2020 г., следовательно будут проведены не все темы, а только 8 часов из программы (темы для изучения выделены жёлтым цветом)
Тематическое планирование. Содержание программы
1 год обучения (33 часа)
№пп
Тема занятия
Кол-во часов
Универсальные учебные действия (УУД)
метапредметные
Регулятивные
Коммуникативные
Личностные
1.
Путешествие в историю ПДД
1
навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
умение ставить и формулировать проблемы;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
установление причинно-следственных связей;
использование речи для регуляции своего действия;
адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
В процессе обучения дети учатся:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника
;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Дорожная азбука»;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
2.
Первые правила дорожного движения
1
3.
Ты и улица
1
4.
Правила поведения на дороге
1
5.
Безопасная дорога в школу
1
6.
Безопасный пешеход
1
7.
Мой друг - светофор
1
8.
Виды светофоров
1
9.
«Придумай сказку о Светофоре Светофорыче»
1
10.
Изучаем сигналы светофора
1
11.
Игра «Светофорик»
1
12-13
Дорожные знаки
2
14.
Рисование дорожных знаков
1
15.
«Пешеходный переход»
1
16.
«Пешеходная дорожка»
1
17.
«Движение пешеходов запрещено»
1
18.
Игра «Мы читаем дорожную азбуку»
1
19.
Мы едем, едем, едем.
1
20.
Зачем нужны дорожные знаки?
1
21
Виды общественного транспорта
1
22.
Городской общественный транспорт
1
23.
Правила поведения в общественном транспорте
1
24.
Ролевая игра «Пассажиры»
1
25.
Прогулка к остановке общественного транспорта
1
26.
Разучивание стихотворений о правилах дорожного движения
1
27.
Целевая прогулка. Наблюдение за работой сотрудника ГИБДД
1
28.
Читаем разметки на дороге
1
29.
Подвижная игра «Стоп»
1
30.
Экскурсия по улице.
1
31.
Викторина «Светофорик»
1
32.
Повторение.
1
33.
Праздник «Путешествие в страну Светофорию»
1
С О Д Е Р Ж А Н И Е П Р О Г Р А М М Ы
Тема 1 Путешествие в историю ПДД (1 час)
Слово учителя. Рассказать ребятам историю возникновения ПДД,формировать пространственную ориентацию.
Тема 2 Первые правила дорожного движения (1 час)
Познакомить ребят с первыми правилами дорожного движения.
Игра «Кто больше назовет?»
Тема 3 Ты и улица (1 час)
Познакомить детей с улицей,ее особенностями;ознакомить с составными частями улицы, с элементами дороги. Физминутка. Загадывание загадок, рассматривание картины «Улица города»
Тема 4 Правила поведения на дороге (1 час)
Познакомить ребят с правилами поведения на дороге,объяснить детям, что играть у дорог и на дороге нельзя; загадывание загадок; предложить детям вопросы для обсуждения.
Тема 5 Безопасная дорога в школу (1 час)
Дать представление об опасностях, которые могут возникнуть в результате неправильного поведения на дорогах. Усвоить общие правила поведения, обеспечивающие пешеходу безопасность на дорогах. Физминутка. Разработка безопасного маршрута от дома до школы и обратно.
Тема 6 Безопасный пешеход (1 час)
Ознакомить детей с видами пешеходных переходов, условиями безопасного перехода дороги. Развивать умение пользоваться правилами перехода дорог, имеющих разную ширину. Игра «Мы — пешеходы»
Тема 7 Мой друг — светофор (1 час)
Познакомить ребят с историей возникновения светофора. Физминутка. Загадывание загадок.
Тема 8 Виды светофоров (1 час)
Познакомить детей с видами светофоров. Объяснить значение светофоров. Развивать умение и привычку соблюдать сигналы светофора, быть внимательным при переходе проезжей части дорог. Изготовление поделок.
Тема 9 Придумай сказку о Светофоре Светофорыче (1 час)
Развивать у детей умение придумывать сказки, истории. Предложить детям рассказать свою сказку. Учить детей внимательно слушать сказки других ребят. Физминутка.
Тема 10 Изучаем сигналы светофора (1 час)
Изучить и закрепить с детьми сигналы светофора. Загадывание загадок, разучивание стихотворений о светофоре. Чтение отрывка из книги А. Дорохова «Зеленый, желтый, красный».
Тема 11 Игра «Светофорик» (1 час)
Разучить с детьми игру «Светофорик», закрепить правила игры. Вспомнить с ребятами правила поведения на улице.
Тема 12-13 Дорожные знаки (2 часа)
Дать представление о дорожных знаках, их названиях, назначении и расположении. Закрепить знания детей о правилах поведения на улице, учить читать дорожную азбуку. Разучивание стихотворений о дорожных знаках. Физминутка.
Тема 14 Рисование дорожных знаков (1 час)
Вспомнить известные дорожные знаки, закрепить их назначение. Рисование красками или карандашами дорожных знаков. Физминутка.
Тема 15 «Пешеходный переход» (1 час)
Закрепить у детей знание правил дорожного движения; познакомить со знаками, обозначающими пешеходные переходы; довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения; воспитывать у детей внимание, сосредоточенность, умение оказать помощь другому. Загадывание загадок, заучивание стихотворений о дорожных знаках. Физминутка. Запомнить слова : «зебра», «островок безопасности»
Тема 16 «Пешеходная дорожка» (1 час)
Объяснить детям назначение пешеходной дорожки, закрепить знания детей о правилах дорожного движения. Загадывание загадок, изготовление макета «Улица города»
Тема 17 «Движение пешеходов запрещено» (1 час)
Познакомить ребят с запрещающими знаками, рассказать о их назначении; рисование знаков дорожного движения. Физминутка.
Тема 18 Игра «Мы читаем дорожную азбуку» (1 час)
Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, рассматривание макета «Улица города», учить детей, как читать дорожную азбуку. Физминутка.
Тема 19 Мы едем, едем, едем. (1 час)
Ознакомить детей с видами общественного транспорта, назначением. Рассматривание иллюстраций»Общественный транспорт». Загадывание загадок.
Тема 20 Зачем нужны дорожные знаки? (1 час)
Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, о правилах поведения на улице, вспомнить известные дорожные знаки, познакомить с новыми знаками «Внимание, осторожно, дети» Чтение стихотворений о дорожных знаках, загадывание загадок, физминутка.
Тема 21 Виды общественного транспорта (1 час)
Дать представление о транспорте, его назначении. Загадывание загадок, закрепить правила поведения на улице. Работа с трафаретами и раскрасками.
Тема 22 Городской общественный транспорт (1 час)
Закрепить знания детей о городском общественном транспорте, о правилах дорожного движения, загадывание загадок, физминутка.
Тема 23 Правила поведения в общественном транспорте (1 час)
Закрепить знания детей о городском общественном транспорте, воспитывать культуру поведения в общественном транспорте. Рассматривание картинок, разыгрывание ситуаций. Работа в подгруппах. Решение логических задач.
Тема 24 Ролевая игра «Пассажиры» (1 час)
Объяснить детям условия игры, учить ребят брать на себя роль, ответственно ее выполнять, соблюдать правила поведения в общественном транспорте.
Тема 25 Прогулка к остановке общественного транспорта (1 час)
Расширять знания детей об общественном транспорте, показать детям, где останавливается транспорт (автобус, наблюдать за взрослыми, как они ведут себя на остановках или заходят в транспорт. Закрепить правила поведения на улице.
Тема 26 Разучивание стихотворений о правилах дорожного движения. (1 час)
Закрепить знания детей о правилах поведения на улице, знания о дорожных знаках, разучить стихотворения о правилах дорожного движения. Игра- ситуация, рассматривание макета улицы. Физминутка.
Тема 27 Целевая прогулка. Наблюдение за работой сотрудника ГИБДД (1 час)
Вспомнить с детьми назначение сигналов светофора, рассказать ребятам, что в местах наиболее интенсивного движения транспорта за порядком на улице следит сотрудник ГИБДД. Закрепить знания детей о правилах поведения на улице.
Тема 28 Читаем разметки на дороге (1 час)
Предложить ребятам наблюдать за движущимся транспортом и самим определить назначение той или иной разметки на дороге. Закрепить правила поведения на дороге.
Тема 29 Подвижная игра «Стоп» (1 час)
Разучить условия игры, закрепить знания детей о правилах дорожного движения и правилах поведения на дороге.
Тема 30 Экскурсия по улице (1 час)
Закрепить с детьми правила поведения на улице. Загадывание загадок.
Тема 31 Викторина «Светофорик» (1 час)
Закрепить знания детей о правилах дорожного движения. Работа в командах.
Тема 32 Повторение (1 час)
Повторить и обобщить полученные знания. Развивать умение применять эти знания на практике. Подготовка к празднику «Путешествие в страну Светофорию»
Тема 33 Праздник «Путешествие в страну Светофорию» (1 час)
Чтение стихотворений, отгадывание загадок, вопросов о правилах дорожного движения, пение песен.
Литература
Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 – 4 классы. – М. : ВАКО, 2006 – 192с. – (Мастерская учителя)
Сюньков В. Я. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» : 1-4 кл. : Кн. для учителя. - М. : Просвещение, 1997.
Сосунова Е. М., Форштат М. Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие для учащихся начальной школы. 2 части. СПб. : ИД «МиМ», 1997.
Жульнев Н. Я. Правила и безопасность дорожного движения для 1 – 4 класса. – М. : изд. «Ливр», 1997.
«Безопасность на улицах и дорогах». 1, 2, 3 классы, А. М. Якупов.
«Безопасность на улицах и дорогах». Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стряпкина, М. Д. Маханева.
Дети и дорожное движение (пособие для учителя). Составитель К. В. Агадюнова. - М. : Просвещение, 1978г.
Дорожная азбука. - М., 1974.
Методическое пособие для учителей школ по безопасности дорожного движения. Составители: О. Морозов, В. Фаляхова. Казань, 1992.
Из истории уличного движения. Техника молодежи, 1977, №4.
Материалы газеты «Добрая дорога детства».
Правила дорожного движения. – М., НИП 1993.
Почемучка. - М. : Педагогика, 1987.
Региональный стандарт обучения детей городских школ правилам безопасного поведения на дорогах. /Под редакцией Р. Н. Минниханова, И. А. Халиуллина. Казань, 1995.
«Советы дяди Степы». 3-4 класс, Р. П. Бабина.
Энциклопедия «Все обо всем».
Энциклопедия «Что? Где? Когда?».
Воронова Е. А. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе / Е. А. Воронова. – Ростов н/ Д: Феникс, 2006.
Орлов Ю. Б. Правила дорожного движения : Учеб. пособие для 4-6 кл. – М. : Просвещение, 1991.
Рублях В. Э., Овчаренко Л. Н. Изучение правил дорожного движения в школе : Пособие для учителей. – М. : Просвещение, 1981.