Елена
Программа внеурочной деятельности «Дорогою добра»
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации содержания программы представлены для 4 класса.
Направленность – нравственно-патриотическое воспитание.
Актуальность дополнительной образовательной программы.
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание осуществляется на уроках литературного чтения, окружающего мира и отчасти на уроках русского языка, в обобщённо-абстрактном виде.
Публикация «Программа внеурочной деятельности „Дорогою добра“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Такие понятия, как «малая родина», «моя семья», «мой дом», наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, друзей, школу, природную среду и социальное окружение. В учебниках для начальной школы практически нет заданий местной патриотической тематики, поэтому у детей возможно появление разрыва между малой и большой Родиной.
Наш курс должен помочь ликвидировать этот разрыв. В этом состоит актуальность дополнительной образовательной программы.
Цель:
- приобщение обучающихся к национальным ценностям, традициям (включая региональные социально-культурные особенности);
- создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, его интеграции в системе отечественной культуры.
Задачи:
- формирование духовно-нравственных, эстетических и этических качеств личности у детей младшего школьного возраста, приобщение их к условиям общественной жизни;
- приобщение обучающихся к культуре своей страны (города) через знакомство с традициями своего народа;
- понимание общекультурной значимости исторического прошлого своего народа;
- раскрытие глубины понятия «семья», её роли в жизни каждого человека и общества.
Особенность данной программы заключается в создании определённых условий для развития личности ребёнка, мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству через систему мероприятий учебной и внеурочной деятельности.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 9-10лет.
Срок реализации – 1 год.
Формы и режим занятий – теоретические, практические и зачётные занятия, экскурсии.
Место курса в учебном плане. Занятия проводятся 1 раз в неделю, за год- 34 ч.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
СЧАСТЬЕ СЕМЬИ (12ч)
Методические рекомендации.
1.«Настоящий мужчина»
Взгляд в историю. Работа в микрогруппах. Игра «Познай самого себя». Презентация.
2. Бедность и богатство.
Беседа «Колесо жизни». Притча «О богатстве и бедности». Работа со словами-антонимами. Чтение и анализ стихотворения Р. Гамзатова «Колесо жизни». Размышления о жизни. Работа над смысловыми значениями высказываний.
3. Коллективный проект «Родители – выпускники нашей школы»
Проект. Беседа о спорте в школе, её истории, о школьной форме, играх в классе,учителях.
(см. приложение)
4. Добрые дела и добрые слова.
Игры, праздник семейный.
5. Рецепт от несчастной жизни.
Беседа о ЗОЖ. Конкурс рисунков «Слагаемые здоровья в моей семье!» (см. приложение)
Работа с пословицами. Конкурс «Здоровье» (на каждую букву слова «ЗДОРОВЬЕ» придумать слова, относящиеся к ЗОЖ). Игра «Комплименты», игра «Разброс мнений».
6. Ты, да я, да мы с тобой!
Игры, инсценировки сказок о дружбе.
7. Умейте счастьем дорожить!
Беседы «Поговорим о счастье!», «Что вам нужно для вашего счастья». Притча о радости. Коллективная работа: рисунок «Планета счастья». Викторина «Семья – опора счастья»- (Соедини пословицу, Волшебные обручи, Маленький художник, блиц-опрос). Игра «Я люблю свою семью» (Топни ногой или хлопни в ладоши на разного рода фраз. Огорчила- топни, порадовала – хлопни.)
ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, РОССИЯ! (14ч)
Методические рекомендации.
1. Национальные блюда народов юга России.
Просмотр м/ф «Гора самоцветов». Беседа, анализ.
Историческая справка.
В народных сказках и преданиях каша олицетворяет богатство, благополучие. «Щи да каша - пища наша», - говорил народ.
Вопрос: - А какие вы знаете стихи, пословицы и поговорки на эту тему? (ответы уч-ся)
– Хороша каша, да мала чаша;
- Гречневая каша – матушка наша.
Вопрос: Хотите послушать сказку?
Чтение сказок: «Сказка о Крупеничке» и «Иванова каша» (предложить прочтение учащимся). Занимательная викторина.
http://stranakontrastov.ru
2.»Всякая душа празднику рада»
Урок-праздник (см. приложение)
3. Праздники народов юга России.
Игры «Отгадай», «Юрта», «Липкие пеньки», «Надень папаху». https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-podvizhnyh-igr-narodov-rosi.html
4. Обряды и обычаи народов юга России.
(Адыгейцы, калмыки- Народы Северного Кавказа, Кубанские казаки.) Пашенное земледелие, кузнечное и ювелирное дело, оружейное дело, кочевое скотоводство и др.)
https://studfiles.net/preview/3187027/page:3/
5. Фольклор народов юга России.
Адыгейские, Алтайские, Абхазские сказки.
6. Россия богата талантами.
Презентация «Россия, устремлённая в будущее», Беседа «Я талантлив!» (см приложение)
7. Экскурсия «Моя малая родина» в рамках регионального проекта «Воспитай Патриота»! (по абонементу или на выбор)
КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР! (8ч)
Методические рекомендации.
1. Творческая работа «Красная книга родного края»
Коллективный проект. Презентация.
2. Памятник природы «Юловский пруд»
Презентация, рассказ учителя, конкурс рисунков.
Юловский пруд.
Теория: запруда на речке Юловке.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги, фотографий.
Оборудование: книга, открытки, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
3. Памятник природы «Шиловская лесостепь»
Презентация, рассказ учителя, конкурс рисунков.
Шиловская лесостепь.
Теория: памятник природы.
Практика: работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника.
Оборудование: книга, карта Ульяновской области, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
4. Памятники природы «Наяновский солончак», «Берег орланов»
Презентация, рассказ учителя, конкурс рисунков.
Наяновский солончак.
Теория: памятник природы, солончак, научная лаборатория.
Практика: работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника.
Оборудование: книга, карта Ульяновской области, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.
Берег орланов.
Теория: орлан-белохвост.
Практика: работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника.
Оборудование: книга, карта Ульяновской области, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
5. Презентация «Красота родной природы». Разговор с животными.
Экологические игры.
В Ульяновской области более 270 видов птиц. Среди них встречаются ласточки, воробьи, скворцы, голуби. Ласточка живёт 16 лет, жаворонок -9 лет, скворец – 19 лет, воробей – 13 лет, сорока-43 года. Задание: Вычисли среднюю продолжительность жизни этих птиц.
Хомячок Эверсмана в Ульяновской области встречается в Левобережье (Чердаклинском, Мелекесском, Новомалыклинском районах). Обитает на степных участках, может селиться вдоль грунтовых дорог, на полях, на выгонах и залежных землях. Приносит 2-3 помета в год, в помете 4-6 детёнышей. Задание: Вычисли, сколько (максимально) детёнышей хомячков рождается за год.